Файл: Анализ в системе бизнес-планирования (Бизнес-план как способ эффективного ведения бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Грамотно спроектированный бизнес план, может привлечь не только источники дополнительного финансирования, но и помочь найти высококвалифицированный персонал и надежных поставщиков. А уровень составленного бизнес-плана, показывает надежность владельца предприятия и его серьезность.

Бизнес план должен быть составлен не просто правильно, но также он должен быть читаемым и привлекательным, для различных видов инвестирования. Это, конечно, зависит отбизнес идеи и выгодности проекта.

Бизнес план может и должен использоваться как для вновь созданного предприятия, так и для уже функционирующего, на новом этапе его развития или реконструкции.

Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том. Что бизнес-планирование — это первоначальный и один из важнейших этапов работы предприятия, специализирующегося на производстве/реализации товаров/услуг. С этого процесса должна начинаться любая деятельность, особенно предусматривающая получение кредита или инвестирование больших денежных средств. Но наибольшее значение бизнес-план имеет для самого предпринимателя — будущего владельца, поскольку документ позволит произвести наглядный анализ рынка, определить условия, перспективы и возможности работы предприятия.

Целью курсовой работы является изучение анализа в системе бизнес-планирования на примере деятельности строительных организаций.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:

-дать понятие и охарактеризовать виды планирования на предприятии,

-рассмотреть состояние и развитие малого предпринимательства в России,

-проанализировать существующее методическое обеспечение бизнес-планирования строительных организаций,

-изучить информацию по Программному обеспечению «ProjectExpert» для разработки бизнес-плана,

-провести анализ организации и качества планирования в малых строительных организациях, выявление особенностей их производственной деятельности, оказывающих существенное влияние на разработку бизнес-плана,

-разработать методику составления бизнес-плана малых строительных организаций,

-разработать модель расчета и корректировки бизнес-плана,

-сформировать информационно-нормативную базу бизнес-плана,

-обосновать затраты и договорные цены при разработке бизнес-планов.

Объектом исследования является процесс производственно-экономического текущего планирования.


Предмет исследования - методика бизнес-планирования в малой строительной организации.

Теоретической и методической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития малого предпринимательства, и в частности, в строительстве, основам производственно-экономического (внутрифирменного) планирования, методические материалы по планированию и методы разработки планово-расчетных нормативов материально-технических, трудовых ресурсов, разработанные ЦНИИЭУС Госстроя России, материалы периодической печати.

В качестве инструментов исследования использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод), метод системного анализа, сравнительно-аналитический подход, статистический метод исследования экономических процессов, информационный анализ, экономико-математические методы.

Информационную базу исследования составили Законы Российской Федерации, Указы Президента России, постановления Правительства РФ, федеральные и региональные Программы поддержки малого предпринимательства, а также статистические данные по малому бизнесу в строительстве России и Рязани за 2010-2014 года, результаты опросов руководителей малых строительных организаций города Рязани, материалы научно-практических конференций, а также информация, собранная автором в отдельных малых строительных организациях г. Рязани и Рязанской области.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использования литературы.

Глава 1 Бизнес-план как способ эффективного ведения бизнеса

1.1 Понятие и виды планирования на предприятии

Планирование на предприятии является основополагающей из всех функций управления производством. В планирование включаются такие элементы как мотивация намеченных действий, сделок и проектов, а также учитывая совокупности факторов обоснованное предвидение результатов, выбор наилучшего варианта развития предприятия исходя из условий социально-экономического состояния, взаимосвязь всех структур предприятия и их нацеленность на общий результат.[1]


Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.

Планирование на фирме — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения. А также определение необходимых затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов.

Фирма как участник рыночной системы вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения и т.д. Однако во внутренней среде каждой фирмы, предприятия механизм цен вытеснен сознательными действиями и автономными решениями менеджеров и предпринимателей. Менеджер сознательно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых показателей.

Процесс планирования включает в себя три основных этапа:

Установление своевременно четких количественных показателей, целей, которые должна достигнуть фирма.

Определение основных действий, которые необходимо осуществлять для достижения целей, принимая во внимание воздействие внешних факторов и имеющиеся внутренние возможности фирмы.

Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Применение планирования на фирме позволяет:

-предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;

-более рационально использовать все ресурсы предприятия;

-избежать риска банкротства;

-более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику;

-улучшать контроль в организации;

-увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.

Постоянная неопределенность будущего является одной из причин, по которой планирование должно осуществляться непрерывно. В силу внешних изменений или ошибок управления события могут разворачиваться не так, как предполагало руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако полностью удалить ее не под силу ни одной фирме в силу разнообразия рыночной системы. Но можно осуществлять некоторый контроль над рынком, и такие усилия приносят определенный успех.[2]


На фирмах используются такие методы планирования как: балансовый, расчетно-аналитический, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.

Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Графо-аналитический метод позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии. Графики и диаграммы дают возможность наглядно представить взаимосвязь и взаимозависимость различных показателей между собой.

Программно-целевой метод используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы — генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др.

Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.

На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.

К важнейшим видам норм относятся нормы использования ресурсов:

-материальных;

-орудий труда;

-трудовых;

-финансовых.

В оперативно-календарном планировании широко используются нормативы организации производственного процесса. В настоящее время актуальное значение обретают нормы и нормативы конкурентоспособности продукции, маркетинговые нормы, основные нормативы предприятий-конкурентов.


К важнейшим плановым показателям, составляющим основу плана, относятся: объем реализованной продукции; прибыль; рентабельность; производственная мощность предприятия и его основных цехов; емкость рынка и степень его использования; коэффициент эластичности спроса и т.д.

В зависимости от выбора планового периода планирование подразделяется на долгосрочное (10 — 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час). Новым перспективным видом долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу. Конечный результат плана — стратегия развития предприятия на перспективу. Стратегия развития на предприятии определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив её деятельности с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Этапы формирования стратегии развития фирмы:

-выработка миссии предприятия;

-определение его стратегического положения в отрасли и регионе;

-оценка сил конкуренции;

-анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT-анализ);

-разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка);

-выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга.

Стратегическое планирование на фирме направлено на долгосрочное развитие, достижения более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно — технических факторов и организационно — управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы. Стратегическое планирование начинается с исследования внешней и внутренней среды организации, затем определяются основные ориентиры фирмы. В рамках стратегического анализа фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию. Этапами стратегического планирования являются:

-программа деятельности фирмы;

-цели и задачи предприятия;

-план развития хозяйственного портфеля;