Файл: Реорганизация юридических лиц (Формы и виды реорганизации юридических лиц).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 4
Выделение - создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 19 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 55 ФЗ «Об ООО»). При выделении из юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в соответствии с разделительным балансом.
Преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При преобразовании к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом. К преобразованию не применяются нормы ст. 60 ГК РФ[60].
Три формы реорганизации (слияние, разделение и преобразование) предусматривают прекращение действующего юридического лица и создание нового правопреемника. Присоединение – только прекращение присоединяемого юридического лица. Выделение – только создание нового юридического лица согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 4 ст. 15 ФЗ «Об АО».
В процессе реорганизации в форме разделения и выделения может быть создано два и более юридических лиц[61].
Так как список форм реорганизации закрытый в п. 1 ст. 57 ГК РФ, значит, известный термин «поглощение» не является формой реорганизации.
Акционерное законодательство содержит возможность «смешанной» реорганизации[62] - разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 ФЗ «Об АО»), которая появилась с принятием поправок в ФЗ «Об АО» Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ[63]. В законодательстве об ООО «смешанная» реорганизация не предусмотрена. Также невозможна «смешанная» реорганизация путем слияния с одновременной сменой организационно-правовой формы юридического лица на основании Постановления Пленума ВАС РФ №19[64].
Реорганизация бывает добровольная и принудительная. Добровольная осуществляется на основе решения общего собрания акционеров АО или участников ООО. Принудительная встречается реже и применяется антимонопольными органами в целях развития конкуренции и противодействия монополизму[65]. Юридическое лицо, созданное без получения предварительного согласия антимонопольного органа в результате слияния или присоединения, нарушившее порядок уведомления антимонопольного органа, будет принудительно реорганизовано в форме выделения или разделения, если его создание привело или может привести к ограничению конкуренции, возникновению или усилению доминирующего положения (пп. 1, 3 ст. 34 ФЗ «О защите конкуренции»). При систематическом осуществлении монополистической деятельности и нарушении антимонопольного законодательства юридическим лицом, занимающим доминирующее положение, суд также вправе принять решение о принудительной реорганизации (Ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции»). Центральный банк вправе требовать принудительную реорганизацию кредитных организаций. Антимонопольный орган вправе подать иск о принудительной реорганизации только по предварительному согласованию с ЦБ РФ (п. 1 ст. 34 Закона «О защите конкуренции»).
От принудительной реорганизации необходимо отличать «добровольную вынужденную» реорганизацию[66], которую кредитные организации обязаны проводить самостоятельно по требованию Банка России[67]. Неисполнение требования является основанием для назначения временной администрации по ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Переименование общества не является формой реорганизации юридического лица, так как перечень форм реорганизаций в п. 1 ст. 57 ГК РФ закрытый. Например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении по делу сделал вывод о том, что переименование МУП «Левый берег» на «Теплоком» не являлось правовым основанием для применения к нему правил, предусмотренных ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 48 АПК РФ[68].
Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не является реорганизацией, например преобразование АО в ЗАО и наоборот, согласно п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ[69], так как организационно-правовая форма юридического лица не изменяется[70].
Подготовка к реорганизации и этапы реорганизации юридических лиц
Во время подготовки к реорганизации необходимо составить проект решения уполномоченного органа, предварительно согласовать с антимонопольным органом возможность проведения реорганизации, составить разделительный баланс или передаточный акт, разработать и согласовать план реорганизации, провести полную инвентаризацию имущества и обязательств, разработать договора и проект решения о реорганизации.
Начальные этапы реорганизации в АО и ООО одинаковы. Проводится заседание совета директоров, на котором принимаются решения о проведении внеочередного общего собрания акционеров и о включении в повестку дня собрания вопроса о реорганизации общества. При слиянии каждый совет директоров объединяющихся обществ должен совершить эти действия, включая решение вопроса об избрании членов совета директоров общества, создаваемого в результате слияния (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 20 ФЗ «Об АО»). При присоединении совет директоров присоединяемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта. В ФЗ «Об ООО» последовательность работы совета директоров во время реорганизации не прописана так подробно, как для АО, но можно сделать вывод, что применительно к ООО совет директоров выполняет аналогичные функции.
Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об АО», в случае, если владельцев голосующих акций в обществе менее пятидесяти, функции совета директоров в АО может осуществлять общее собрание акционеров. В ООО функции совета директоров может осуществлять определенное лицо или орган общества, если уставом не предусмотрено образование совета директоров в соответствии с п. 2 ст. 32 ФЗ «Об ООО». В таком случае эти лица или органы осуществляют предварительные процедуры реорганизации.
Бухгалтерский учет организации ведется непрерывно с момента создания организации вплоть до реорганизации согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете»[71].
При проведении инвентаризации (за исключением организаций, осуществляющих банковскую деятельность) необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств[72] (далее – Методические указания). В Методических указаниях под имуществом организации понимаются основные средства, финансовые вложения, нематериальные активы, производственные запасы, товары, готовая продукция, прочие запасы, денежные средства, прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиты банков, кредиторская задолженность, займы и резервы.
Согласно п. 2.2, п. 2.3, 2.5, 2.7, 2.15 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, личный состав которых назначает руководитель организации из числа администрации организации, бухгалтеров, инженеров, экономистов, техников, а также иногда из служб внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета или взвешивания, по окончании инвентаризации составляются инвентаризационные описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки.
Также на предварительном этапе совет директоров (наблюдательный совет) должен разработать и предложить на утверждение общего собрания акционеров (участников) реорганизуемого юридического лица Устава того юридического лица, в которое предполагается его реорганизовать[73].
На данном этапе также разрабатывается и согласовывается план реорганизации, который предшествует подписанию договора о реорганизации. План должен содержать все этапы реорганизации: инвентаризация, проведение общего собрания, уведомление регистрирующих органов и так далее.
Совет директоров или наблюдательный совет готовят договоры и другие документы. При слиянии и присоединении готовится договор о реорганизации. Разделение и преобразование осуществляется на основании решения. При выделении общее собрание участников ООО подписывает устав и избирают органы общества.
Действующее законодательство требует, чтобы договор обязательно содержал: наименование, место нахождения каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, наименование, место нахождения, порядок и условия реорганизации, список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если его уставом предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица.
На голосование общего собрания акционеров в АО и участников в ООО выносится вопросы, по которым должны быть приняты согласованные решения: порядок формирования органов управления создаваемых юридических лиц, утверждение уставов (или внесение в них изменений), условия конвертации акций и др.. Также должна быть проведена независимая оценка имущества и определена рыночная цена акций реорганизуемого юридического лица с помощью независимого оценщика согласно п. п. 1, 3 ст. 75, п. п. 1, 2 ст. 76, п. 2 ст. 77 ФЗ «Об АО», п. 5 ст. 23 ФЗ «Об ООО».
К предварительным процедурам относится также подача ходатайства в антимонопольные органы на осуществление реорганизации. Контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подлежит реорганизация юридических лиц в форме слияния и присоединения с предварительного одобрения или последующего уведомления в зависимости от величины активов и суммарной выручки[74], если суммарная стоимость активов или выручки за последний календарный год, предшествующий году реорганизации, групп лиц, участвующих в реорганизации, превышает установленные в ст. 27 ФЗ «О защите конкуренции».
Необходимости получения предварительного согласия можно избежать, если реорганизация, подлежащая предварительному одобрению, осуществляется в рамках одной группы лиц, если перечень лиц, входящих в одну группу, был представлен в ФАС России не позднее, чем за 1 месяц до осуществления реорганизации, и на момент осуществления реорганизации этот список лиц не изменился. Также нет необходимости получать предварительное согласие, если реорганизация предусмотрена актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации[75].
На подготовительном этапе стоит проанализировать, возможно ли проведение реорганизации и нет ли запретов на реорганизацию в конкретном случае. Например, АО и ООО вправе преобразоваться исключительно в ООО/АО соответственно, хозяйственное товарищество или производственный кооператив согласно п. 2 ст. 104 ГК, ч. 2 ст. 92 ГК РФ [76]. Несколько лет назад после многочисленных просьб[77] была наконец-то прекращена возможность реорганизации АО и ООО в некоммерческие организации в целях защиты имущественных интересов кредиторов. Реорганизация юридических лиц различной организационно-правовой формы возможна начиная с 1 сентября 2014 г.: например, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения посредством объединения акционерных обществ с юридическими лицами иных организационно-правовых форм, в том числе с ООО, либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Ранее такой возможности не существовало[78].
Положения ГК не препятствуют проведению реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения юридических лиц одного вида (одной организационно-правовой формы), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида. Допустимость такой реорганизации зависит от того, в какие организационно-правовые формы могут быть преобразованы соответствующие юридические лица. ГК РФ предусматривает взаимное преобразование АО, ООО и производственного кооператива; взаимное преобразование производственного кооператива и хозяйственного товарищества; преобразование хозяйственного товарищества в АО, ООО (см. ст. ст. 68, 81, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104).
Для изменения типа общества в результате преобразования есть ограничения. При преобразовании АО в ООО количество участников не должно быть более пятидесяти (п. 3 ст. 7 ФЗ «Об ООО»). В случае реорганизации в производственный кооператив число его членов - физических лиц не может быть менее пяти (ст. 4 Закона о производственных кооперативах). ООО не подлежит преобразованию в ПАО, если размер уставного капитала вновь созданного общества окажется ниже 100 000 рублей, а непубличного общества – ниже 10 000 рублей (ст. 26 ФЗ «Об АО»).
Нельзя также изменить тип общества в тех случаях, когда законодательством для определенных групп АО предусмотрена возможность учреждения их исключительной форме: п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»[79] предусмотрено, что инвестиционные фонды могут создаваться лишь в виде акционерного инвестиционного фонда.