Файл: Реорганизация юридических лиц (Формы и виды реорганизации юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенно ограничивается возможность проведения реорганизации юридического лица при проведении в отношении него процедур банкротства. На стадии наблюдения органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации (ст. 64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[80] (далее – ФЗ «О банкротстве»). Запрещено проводить реорганизацию в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. На стадии финансового оздоровления реорганизация возможно только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение (ч. 3 ст. 82 ФЗ «О банкротстве»).

Принятие и одобрение решения о реорганизации юридических лиц. Утверждение передаточного акта и разделительного баланса

Основной этап реорганизации юридических лиц – это принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров или участников, утверждение разделительного баланса или передаточного акта, утверждение устава нового общества, создаваемого в процессе реорганизации.

Реорганизация начинается с того, что участники или акционеры компании принимают решение о реорганизации на общем собрании. В АО такое решение принимается общим собранием акционеров по предложению совета директоров (если уставом общества не предусмотрено иное) большинством в три четверти голосов - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров согласно п. 1 ст. 48, ст. 49 ФЗ «Об АО». Владельцы привилегированных акций на таком собрании имеют право голоса (п. 4 ст. 32 ФЗ «Об АО»). Решение по вопросу о преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство может быть принято только единогласно на основании п. 1 ст. 20 ФЗ «Об АО». Не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения, должно быть сделано сообщение о проведении общего собрания акционеров, если на повестку дня выносится вопрос реорганизации общества. В ФЗ «Об ООО» таких строгих требований нет. Решение о реорганизации в ООО принимается единогласно общим собранием участников согласно подп. 11 п. 2 ст. 33, п.8 ст. 37 ФЗ «Об ООО». Общее собрание участников (акционеров) проводится в каждом обществе, участвующем в реорганизации.

Решение о реорганизации оформляется либо решением единственного участника, либо протоколом общего собрания согласно ст. 63 закона ФЗ «Об АО», ст. 37 ФЗ «Об ООО». Законодательство содержит общие требования к содержанию такого протокола в ст. 181.2 ГК РФ. Конкретные формулировки зависят от формы реорганизации. Если в результате реорганизации появляются новые юридические лица, то протоколом утверждаются их Устав, состав органов управления[81]. При реорганизации в форме преобразования, согласно п. 3 ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об АО», решение о реорганизации должно содержать в том числе порядок обмена акций на доли участников в уставном капитале ООО (общества с дополнительной ответственностью), или паи членов производственного кооператива при преобразовании в производственный кооператива.


Правил принятия решений по вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания, нет. Голосование осуществляется одним бюллетенем, в который включены все вопросы, относящиеся к реорганизации[82]. Глушецкий А. отмечает, что акционеры должны голосовать по одному бюллетеню с одним вопросом повестки дня, по которому принимается решение общего собрания[83].

Ранее в судебной практике суды иногда квалифицировали юридические акты органов управления юридического лица как односторонние сделки[84], иногда указанные акты не признавались сделками[85]. В итоге сложилась практика непризнания решения о реорганизации сделкой на основании ст. 153 ГК РФ, так как решение органа управления юридического лица – это не сделка, а специальное основание для возникновения гражданских прав и обязанностей[86].

Есть свои особенности у смешанной реорганизации: согласно п. 4 и 5 ст. 19.1 ФЗ «Об АО» общее собрание акционеров, намеренного осуществить такую реорганизацию, принимает одновременно два решения: первое - о реорганизации в форме выделения (разделения); второе - о реорганизации юридического лица, возникшего в результате выделения (разделения), путем слияния его с другим обществом (обществами) или присоединения к другому. В соответствии с п. 6 ст. 19.1 ФЗ «Об АО», в решении о выделении (разделении) общества может быть предусмотрено, что оно вступает в силу только при условии, если общим собранием акционеров реорганизуемого общества принято решение об одновременном слиянии общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, с другим обществом или другими обществами, либо об одновременном присоединении создаваемого общества к другому обществу.

В итоге, первое из этих решений условное, так как оно вступает в силу лишь при наступлении отлагательного условия. При смешанной реорганизации возможно принятие «комбинированного решения», как например, в Постановлении ФАС Московского округа от 16 июля 2001 г. N КГ-А41/3499-01: «...суд не усмотрел никаких нарушений в комбинированном решении общего собрания».

Советы директоров, исполнительные органы и ревизионные комиссии (ревизоры) избираются одновременно с принятием решения о реорганизации общим собранием акционеров реорганизуемого юридического лица, а не общими собраниями акционеров создаваемых в результате реорганизации юридических лиц, как это было ранее. При формировании органов управления предусмотрена возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации[87].


Проблемы порядка принятия решения о реорганизации были сняты изменениями в ФЗ «Об АО», когда к компетенции общего собрания акционеров реорганизуемого общества отнесли все вопросы, необходимые для создания АО, также были упразднены такие неудобные правовые конструкции, как совместное общее собрание акционеров и общее собрание акционеров общества, создаваемого в результате разделения, выделения или преобразования. Однако эти изменения породили другие проблемы, одной из которых является несоответствие круга лиц (акционеров), принимающих решение по значимым для функционирования общества вопросам, кругу лиц, которые в последующем станут акционерами создаваемого юридического лица, которое возникнет при выкупе акций в связи с реорганизацией. Это повлечет ситуацию, когда лица, которые в последующем не будут акционерами создаваемого юридического лица в результате выкупа их акций, фактически примут значимые для общества (и для его будущих акционеров) решения[88]. Иногда отмечают необходимость изменить порядок созыва внеочередных собраний акционеров, а также исключить возможность понижения кворума на повторных собраниях[89].

В сливающихся и присоединяемых (присоединяющихся) ООО проводятся совместные общие собрания, порядок их проведения регулируется договором о слиянии (присоединении) в пределах правил, регулирующих порядок проведения внеочередного общего собрания, установленных в ст. 35, ст. 52-53 Закона «Об ООО». На совместном общем собрании принимается решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта. Природа такого совместного общего собрания имеет договорное происхождение[90].

В уставе любого юридического лица необходимо указывать требование нотариального заверения протокола заседания органов управления общества, или хотя бы с помощью средств видеофиксации, так как это позволит уменьшить количество подделок протоколов заседаний органов управления и представления в регистрирующие органы неуполномоченными лицами заявлений о внесении в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения изменений, а, следовательно, избежать недружественных реорганизаций[91].

Согласно п. 7 ст. 15 ФЗ «Об АО» и п. 6 ст. 45 ФЗ «Об ООО», при слиянии и присоединении оформляется договор, при разделении, выделении, преобразовании договор не составляется. Договор о присоединении (слиянии) не являются учредительными документами. В них предусматриваются порядок и условия реорганизации, основные этапы и сроки, размер уставного капитала реорганизованного лица и порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Дополнительно можно определить вопросы о распределении между обществами расходов, о руководстве процессом, о запрете на совершение определенных категорий сделок присоединяющимся обществом до завершения процесса присоединения, о согласовании присоединения с ФАС России[92]. Договор утверждается общим собранием участников (акционеров) каждого из обществ, участвующих в реорганизации как в АО (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17 ФЗ «Об АО»), так и в ООО (п. 4 ст. 52, п. 2 ст. 53 ФЗ «Об ООО»). В ООО в договоре также должны содержаться сроки и порядок проведения совместного общего собрания реорганизуемых обществ согласно п. 4 ст. 52, п. 3 ст. 52 ФЗ «Об ООО».


В договоре о слиянии определяют порядок и условия слияния, порядок обмена долей ООО в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества, сроки и порядок проведения общего совместного собрания участников обществ для избрания исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния.

Договор о присоединении содержит аналогичные условия. При присоединении подлежат погашению принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале ООО, к которому осуществляется присоединение, согласно ст. 53 ФЗ «Об ООО». Договор присоединения АО должен содержать наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении, порядка и условий присоединения, порядка конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношения (коэффициента) конвертации акций таких обществ (п. 3 ст. 17 ФЗ «Об АО»). Договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение согласно п. 3.1 ст. 17 ФЗ «Об АО».

Отмечалась необходимость различать понятия учредительного договора и договора, подписываемого участниками при реорганизации в форме выделения[93]. Некоторые отмечают, что понятие «учредительный договор» неуместно, т.к. законодатель выделяет два способа образования юридических лиц: учреждение и реорганизацию[94]. Договор о реорганизации и учредительный договор различаются по правовой природе появления прав и обязанностей: при создании юридического лица права возникают (их еще нет), а при реорганизации права передаются в ходе правопреемства.

По результатам проведенной инвентаризации общее собрание участников (акционеров) принимает решение об утверждении передаточного акта или разделительного баланса. В литературе по-разному определяется правовая природа этих актов. Некоторые не считают их правоустанавливающими документами, потому что без этого документа нет перехода соответствующего права, они лишь являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные во время реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников»[95]. Разделительный баланс – это документ, на основании которого переходят права при выделении и разделении юридических лиц. Передаточный акт – это документ, на основании которого при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц их права и обязанности переходят ко вновь возникшим юридическим лицам. С 01.09.2014 передаточный акт подтверждает правопреемство (п. 3 ст. 58 ГК РФ).


Встречалась точка зрения о необходимости отказа от составления и утверждения передаточного акта и разделительного баланса[96]. Состав передаваемых имущества и обязательств предлагалось определять в договоре о слиянии (присоединении) либо в решении о разделении, выделении или преобразовании[97]. Однако эти идеи не были восприняты законодателем.

Передаточный акт (или разделительный баланс), составленный на дату принятия решения о реорганизации, вместе с уставом и иными необходимыми документами представляется в налоговый орган согласно ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 г. (ред. от 31.07.2020) N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее по тексту – ФЗ «О государственной регистрации». Учитывая, что хозяйственная деятельность юридических лиц продолжается и после принятия решения о реорганизации его учредителями (участниками), на дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица данные передаточного акта могут уже не соответствовать действительности. В качестве выхода из ситуации необходимо делать уточненный передаточный акт (разделительный баланс) на дату завершения реорганизации с учетом произошедших изменений на основании данных бухгалтерского учета, руководствуясь положениями Приказа Минфина РФ[98]. Тем не менее, учитывая отсутствие законодательной обязанности составления уточненных передаточных актов и разделительных балансов, коллизии, связанные с реальным размером имущественной массы при реорганизации, остаются открытыми[99].

После принятия общим собранием решения о реорганизации, юридическое лицо должно в течение трех рабочих дней в письменной форме сообщить об этом в регистрирующий орган – т.е. в ФНС по месту учета, которое занимается регистрацией юридических лиц в соответствующем регионе (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 ФЗ «О государственной регистрации»)[100]. При представлении сообщения о начале процедуры реорганизации заявителем может быть только руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени[101]. Если «учредители (участники) компании такими лицами не являются, то подписывать уведомление они не могут»[102]. Если в реорганизации участвуют несколько компаний – уведомляет налоговую та, которая последняя приняла решение о реорганизации либо указана в решении о реорганизации.