Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях ( ООО «Регион» ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты изучения корпоративной и организационной культуры
1.1. Определение корпоративной культуры и ее сущности
1.2. Формирование корпоративной культуры
1.3. Тенденции развития корпоративной культуры в России
2. Анализ no корпоративной и организационной no культуры no ООО «Регион»
2.1. Характеристика организации
3. Совершенствование организационной культуры на предприятии для улучшения деятельности организации
3.1. Этапы no проектирования no корпоративной no культуры no ООО «Регион».
- физическая среда, которая включает обстановку, обустройство рабочего пространства и мест отдыха сотрудников, а также иные материальные факторы, которые определяют поведение сотрудников в организации и выступают элементом организационной культуры [1].
Еще одним важнейшим механизмом организационной культуры организации является обучение персонала. Его важность определяется тем, что посредством программ обучения в организации, обеспечивают для работников возможность повышения квалификации, уровня своих знаний и имений, с одной стороны, а также в процессе обучения сотрудник познает нормы и ценности организации, правила поведения, приобретает мотивацию к осуществлению деятельности, с другой.
Важно отметить, что сам процесс обучения создает предпосылки для разрешения новых и все более усложняющихся задач в связи с тем, что сотрудники организации овладели новыми подходами к осуществлению трудовой деятельности, а также новыми знаниями и навыками.
В свою очередь, в период обучения, персонал приобретает знания о ценностях организационной культуры, приобретает навыки взаимодействия с другими членами трудового коллектива, обеспечивается взаимосвязь с руководством.
Обучение персонала как элемент организационной культуры выступает как механизм освоения работников в трудовом коллективе, позволяет научиться взаимодействовать со средой организации и приспособиться к ней для осуществления трудовой деятельности.
Для руководства важно выработать такие принципы и технологии обучения, которые позволят реализовать работникам себя, адаптироваться к новым условиям и полностью интегрироваться в структуру организации. Обучение персонала открывает перед руководством такие возможности, как:
- снижение текучести кадров;
- адаптация персонала в организационной культуре;
- формирование и распространение новых ценностей и норм поведения и др.
При этом, для работников обучение предоставляет возможность:
- повысить уровень своей квалификации;
- повысить заинтересованность в работе;
- расширить возможности продвижения по карьерной лестнице;
- интегрироваться к организационной культуре и освоить принципы ее функционирования и др. [2].
Таким образом, обучение персонала является одним из ключевых элементов организационной культуры компании и неразрывно связано со всеми процессами управления и развития, с деятельностью по достижению стратегических целей компании и обеспечивает готовность сотрудников к решению задач рабочего процесса и адаптации к новым условиям деятельности, а также позволяет обеспечить эффективное внедрение новых ценностей и норм, правил поведения.
Первым пунктом, в моем понимании, является цель организации, что предполагает собою задачи выживаемости организации, создающую коллективное сознание, помогает создать векторы отношений между сотрудниками, нормы поведения к предметам заинтересованности компании, нацеленную на результат коллективных задач.
Задачи включают:
а) основные этапы деятельности компании;
б) имидж – образ, для внешней среды.
И не стоит забывать важный документ – тактический проект развития – концепция прямых (через компанию) и непрямых (через социально-психологические составляющие), увязываемых с социальной динамикой ответных действий, которые направлены на выполнение цели, достижение конкурентного преимущества.
Система коммуникаций – это каналы формального и неформального общения, через которые сотрудники компании получают сведения о корпоративных нормах морали, героях, обрядах и ритуалах. Но при этом на спрос только на две, тенденции.
1. Устная информация является эффективной, нежели чем письменные объявления, плакаты.
2. Неформальное общение является более стремительным и достоверным видом общения нежели формальный. Не просто так он стал значим сегодня что его развитию способствуют формально.
Следующим пунктом значении организационной культуры рассмотрим символику. Лозунги, дают понять представление о компании, даже если они обладают изысканной примитивностью.
Довольно зрелые организации вырабатывают свою историю компании в разных жанрах, от анекдотов до метафорических историй, и благодаря этим историям сотрудники узнают, как была сформирована организация, какие ее мотивы и цели. Через них можно отследить хорошие или нет установки организационной культуры.
К внешнему виду здания как к структурному элементу относятся отдельные столовые, личные места на автомобильной стоянке. К внешности рабочих можно отнести дресскод, изменение своего рабочего места и др., Как ни странно, но все это влияет на взаимоотношения между управляющими и рабочими.
Образцы поведения (обычаи и традиции, ритуалы, обряды).
Обычай – это социальная форма регулирования деятельности сотрудников, которая происходит в определенной группе и является привычным для этой группы людей, при этом принятая из прошлого. Обычай состоит в проследовании прошлым предписаниям.
Обряды - это определенные сложившиеся цикличные мероприятия коллектива, происходящие в определенное время и по важному событию для влияния на поведение и понимание сотрудников коллектива. Суть обряда производит эмоционально-психологическое воздействие на людей. Ритуалы представляют собой систему обрядов. В рабочие будни компании ритуалы выполняют функции: укрепление структуры предприятия, или же ослаблять ее. При ослаблении связь между ценностями и ритуалами теряется.
Все эти принципы вырабатывают коллективное сознание, которое устанавливает взаимоотношения между сотрудниками, нормы поведения по отношению к целям корпоративного интереса, ценности и нормы. Все эти основы позволяют говорить об общей схеме структуры организационной культуры.
Культуру организации можно охарактеризовать как выражение базовых ценностей и норм в организационной структуре, системе корпоративного управления, кадровой политике, осуществляющееся в рамках конкретной предпринимательской деятельности.
1.3. Тенденции развития корпоративной культуры в России
Современные руководители рассматривают организационную культуру как мощный инструмент, позволяющий ориентировать работников на общие цели и задачи, мобилизовать их инициативу в работе и определить эффективный стиль общения с сотрудниками.
Нередко организационную культуру воспринимают как фирменный стиль организации, включающий в себя логотип, слоган, а также отношение к поставщикам и потребителям. Однако, прежде всего, нужно учитывать атрибуты данного понятия, а именно традиции, обычаи, ценности, символику, стиль руководства, деловой этикет [2]. Основополагающим атрибутом всегда выступает стиль руководства, который по теории лидерства К. Левина подразделяется на авторитарный, демократический и либеральный [3]. Важной формой проявления организационной культуры является имидж организации, который является одной из важнейших характеристик организации, фактором доверия к ней, а, следовательно, является условием ее процветания. Каким будет имидж предприятия зависит от его деятельности: работы подразделений и руководства, утвердившихся норм и принципов, сплоченности рабочего коллектива, отношения сотрудников к своему предприятию и руководству.
Актуальность данной темы сегодня особенно значительна, поскольку именно культура с ее новыми ценностями и установками становится эффективным стимулом внутриорганизационной деятельности. Она способствует прививанию корпоративных ценностей, ценностей командной работы, а также, развитию коллектива и росту престижа и имиджа предприятия.
В современных рыночных условиях обучение персонала представляет собой важный аспект, позволяющий повысить уровень конкурентоспобности предприятия. В этой связи возрастание значимости обучения персонала обуславливается тремя взаимосвязанными факторами.
Во-первых, обучение персонала представляет собой важнейшее средство достижения стратегических целей компании. Это обусловлено тем, что от того, насколько персонал осведомлен о стоящих перед организацией стратегических целях и то, в какой мере работник подготовлен к работе по их достижению, во многом зависят результаты деятельности всей организации.
Эффективная деятельность организации в возрастающих конкурентных условиях невозможна без эффективной работы сотрудников на всех уровнях организации. И здесь главным препятствием на пути достижения высоких результатов организационной деятельности, выступает профессиональная неподготовленность работников к новым условиям. Данное ограничение возможно преодолеть только при условии разработки новой политики в сфере обучения персонала для всех категорий работников.
Во-вторых, обучение персонала представляет важный аспект процесса повышения значимости человеческих ресурсов в компании. Некоторые компании не уделяют внимания процессу обучения персонала, считая более простым путем принять на работу сотрудников более высокой квалификации. Однако, с течением времени, появляются новые средства и технологии производства, меняется окружающая среди, и уровень профессионализма работника, не проходящего обучение, существенно снижается в соответствии с новыми условиями.
Таким образом, обучение персонала представляет собой важнейший инструмент, с применением которого организация получает возможность не только повысить потенциал составляющих ее человеческих ресурсов, но и оказывать влияние на процесс формирования организационной культуры.
Наконец, в-третьих, без проведения своевременного обучения персонала, осуществление корпоративных изменений будет крайне затруднено или станет неосуществимым вовсе.
Таким образом, самый лучший способ организации эффективной деятельности предприятия – это совершенствование организационной культуры, позволяющей сформировать свой имидж, повысить производительность путем повышения мотивации сотрудников, а также ориентировать каждого члена организации на общие цели.
2. Анализ no корпоративной и организационной no культуры no ООО «Регион»
2.1. Характеристика организации
Официальным наименованием является: Общество с ограниченной ответственностью «Регион». Сокращённое наименование компании – ООО «Регион».
На 01.01.2017 года уставный капитал Общества составляет 775 тысяч рублей.
Основной вид деятельности Общества по кодам ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности): Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (ОКВЭД - 72) в подкатегориях:
72.50 – Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;
72.60 – Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
Основными потребителями товаров, работ и услуг компании «Регион» являются в основном корпоративные клиенты (объекты Министерства обороны, налоговые инспекции, суды, оптово-розничные торговые центры, промышленные предприятия, банки образовательные учреждения и), а также в небольшом объёме – физические лица.
Наиболее крупными корпоративными клиентами ООО «Регион» являются:
-
- Объекты Министерства обороны РФ;
- ОАО «Альфа-Банк»;
- Областной Арбитражный суд;
- Областной судебный департамент и др.
Кроме того, компания «Регион» имеет в собственности 6 обособленных подразделений в Уральском и других регионах РФ, созданных с целью приближения услуг компании к своим клиентам.
В состав основных средств ООО «Регион» входят:
- персональные компьютеры;
- тестирующее оборудование и стенды;
- образцы печатающей и множительной техники;
- оборудование для чистки ремонтируемой техники сжатым воздухом.
Нематериальные активы компании представлены исключительными правами на программные продукты тестового контроля офисной техники и телекоммуникационного оборудования.
Штат компании «Регион» в 2016 году составляет 57 человек, из них персонала управления – 16 человек, производственного персонала – 31 человек, вспомогательного персонала – 10 человек. Для проведения определённых работ компания периодически привлекает работников по договорам гражданско-правового характера. Состав и структура персонала компании «Регион» представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Состав и структура персонала ООО «Регион» в 2016 г.
Численность |
Доля |
|
Структура персонала по полу – 57 чел. |
||
мужчины |
38 чел. |
67% |
женщины |
19 чел. |
33% |
Возрастной состав персонала – 57 чел. |
||
18-25 лет |
14 чел. |
25% |
26-36 лет |
23 чел. |
40% |
37-50 лет |
16 чел. |
28% |
старше 50 лет |
4 чел. |
7% |
Образовательный уровень персонала – 57 чел. |
||
среднее общее |
- |
- |
среднее полное |
6 чел. |
11% |
среднее профессиональное |
12 чел. |
21% |
незаконченное высшее |
12 чел. |
21% |
высшее профессиональное |
27 чел. |
47% |
Уровень профессиональной подготовки по специальности – 47 чел. (без учета вспомогательного персонала) |
||
не имеют специального образования |
- |
- |
прошедшие курсовую подготовку |
19 чел. |
40% |