Файл: Обеспечение высокой лояльности персонала как одна из трёх приоритетных целей кадровой стратегии современной организации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы обеспечения высокой лояльности персонала организации.
1.1. Понятие, сущность и значение лояльности персонала организации.
1.2. Лояльность в структуре иерархии форм отношения сотрудников к организации
1.3. Уровни и виды лояльности сотрудников
Глава 2. Программы повышения лояльности персонала
2.1. Факторы, способствующие формированию лояльности сотрудников
2.3. Создание системы повышения лояльности сотрудников
2.4. Инструменты повышения лояльности персонала
Идентификация как феномен зависит от того, в какой мере люди: информированы о положении дел в организации, о перспективах решения значимых для них проблем; видят единство собственных целей и целей организации; гордятся самим фактом своей работы в данной организации; считают справедливой оценку своего труда со стороны организации.Error: Reference source not found
Вовлечённость. Третьим конструктом пирамиды лояльности персонала можно выделить вовлечённость. На сегодняшний день существует множество трактовок данного явления в рамках организационного поведения персонала. Вовлечённость во многом пересекается с идентификацией. Одно из определений, хорошо отражающих сущность вовлечённости, приводит бизнес - тренер и коуч Татьяна Ивлеева.
Вовлечённость — это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как члена организации для достижения ее целей; работа должна вызывать у сотрудников готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями; чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой; заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов, ответственность за результаты своей работы.[8]
С точки зрения психологии, человек только тогда реально вовлечён в работу, когда она затрагивает его персональные смыслы и способствует достижению его личных целей. Осознав эти принципы, можно и нужно начать формировать команду вовлечённых сотрудников, что требует от руководителя высокой управленческой квалификации – умения применять коучинговый подход в работе с подчинёнными, а так же большую степень собственной осознанности.
Приверженность. Приверженность – финальный этап, завершающий объединение личностных смыслов и устремлений индивидуума с организационной и управленческой культурой конкретной организации. Так, приверженность представляет собой «венец» интегральной модели лояльности.
Можно выделить три основные характеристики приверженности и преданности сотрудника организации:
- сильная и непоколебимая вера в будущее компании, принятие её целей и ценностей;
- готовность прилагать значительные усилия в работу организации;
- сильное намерение и желание продолжать работу в данной организации.[9]
Приверженные к организации сотрудники – её самые основные костяк и опора. Это люди, видящие и принимающие компанию как часть себя, как своё продолжение.
О том, какими путями и способами компания может сформировать эффективный рабочий коллектив, состоящий из высоко лояльных и преданных сотрудников, поговорим во второй главе.
1.3. Уровни и виды лояльности сотрудников
Отечественным экспертом по вопросам лояльности и идеологии бизнеса Константином Харским была предложена градация уровней лояльности персонала по шкале, где минусовые значения определяют абсолютную не лояльность персонала, а плюсовые – её рост и развитие до самой конечной точки – высшей степени проявления лояльности (см. Рисунок 2).
Раскроем характеристики каждой из представленных на рисунке видов лояльности.
Демонстративная (открытая) нелояльность проявляется в том, что сотрудник обманывает, нарушает достигнутые договорённости с работодателем, потребительски относится к компании, демонстрирует приоритет личных интересов над корпоративными целями. Такие сотрудники влияют на коллег: разрушают их ценности и убеждения, порождают сомнения в целесообразности работать добросовестно и качественно.
Открытая (демонстративная)
Скрытая (тайная)
Нейтральное\ безразличное отношение
На уровне внешних атрибутов
На уровне поступков
На уровне убеждений
На уровне идентичности
4
3
2
Лояльность
1
0
Нелояльность
- 1
- 2
Рисунок 2. Уровни лояльности сотрудников[10]
Скрытая нелояльность. Сотрудник регулярно выполняет предписываемые правила и требования, но лишь из опасения наказания или из-за ожидания вознаграждения. В присутствии руководителя занимает подчёркнуто нейтральную позицию. В коллективе такой сотрудник распространяет негативные слухи и сплетни про коллег и руководство, исподтишка настраивает других на критику правил и порядков организации.
Нулевая лояльность. Обычно, этот уровень лояльности свойственен для только что устроившихся на работу сотрудников – они еще не информированы об особенностях корпоративной культуры компании. Новички могут проявлять и лояльность, и нелояльность, из-за чего их поведение предсказать довольно трудно. Какая в итоге лояльность сформируется у ново пришедших работников, зависит от того, под чьё влияние они попадут в коллективе.
Лояльность на уровне внешних атрибутов. Сотрудник с таким уровнем лояльности готов носить отличительные символы и значки компании, фирменную одежду. Ведёт себя согласно корпоративным нормам и стандартам. Становится активным потребителем товаров компании.
Лояльность на уровне поступков и поведения. Работник соблюдает обычаи и традиции, принятые в компании, следует стандартам в общении с клиентами, выполняет требования дисциплины не из-за опасения наказания, а в силу своего отношения к компании. Такого уровня лояльности вполне достаточно для большинства сотрудников, но не для её управленцев. От сотрудника с данным уровнем лояльности не следует ожидать самопожертвования и стремления к развитию организации.
Лояльность на уровне убеждений. Этого уровня лояльности достигают лишь 10 – 15 % работников (в основном - руководители). Они максимально отдают себя работе, нетерпимы к нарушениям правил со стороны других людей, активны в устранении проблем. Такие сотрудники легче переносят трудные для компании времена и остаются работать, руководствуясь чувством верности, сопричастности.
Лояльность на уровне идентичности. Человек с таким уровнем лояльности максимально отождествляет себя с компанией, предан ей и верен. Такой уровень лояльности у персонала формирует японская система пожизненного найма. Сотрудник не подвержен негативному влиянию со стороны окружающих, его лояльность не зависит от уровня вознаграждения. Работник максимально мотивирован и эффективен в работе. [11]
Исследователи лояльности персонала обратили внимание на то, что она не только имеет разный уровень, но и различается качественно. У одних работников лояльность может быть связана с длительностью работы на предприятии, у других — с ведущими мотивами их деятельности.
Традиционно различают три вида лояльности:
- вынужденную лояльность;
- нормативную (приверженность);
- аффективную (эмоциональная приверженность, преданность).
Вынужденная лояльность встречается у сотрудников в самом начале становления их карьерного и профессионального пути. Человек выполняет определённые обязанности, справляется с очерченным кругом задач, преследуя на первое время только одну цель – закрепиться в организации и не быть уволенным из неё. Вынужденная лояльность может встречаться и у работников со стажем. Но в этом случае, сотрудники, проработавшие в компании достаточно долгое время и пресытившиеся её корпоративной культурой и порядками, не понимая, однако, куда они могут пойти, оказавшись на рынке труда, или, исходя из объективных внешних причин, остаются на прежнем месте работы, мотивируемые теми же самыми соображениями, что и новички – не оказаться безработными.
Нормативная лояльность связана с нравственными установками человека. Тот, кто не привык подводить других, кто не может представить себя нарушающим установленные порядки и правила, кто сильно зависит от норм, диктуемых обществом, обладает именно таким видом лояльности. Нормативная лояльность может возникать в тех случаях, когда работник чувствует себя обязанным возместить работодателю затраты, связанные с его обучением или тренингом каких-либо его специфических навыков.
Аффективная лояльность – наивысшая степень проявления лояльности сотрудника. Ценности компании становятся неразрывно связанными с ценностями и самого человека. Он действует в интересах компании уже даже на неосознаваемом уровне. «Люди, обладающие аффективной лояльностью, испытывают желание оставаться в своей компании в силу положительных чувств, которые они испытывают на работе. Такие чувства могут быть связаны с принятием и согласием с основополагающими целями и ценностями компании, принципами, которые отстаивает эта организация, стремлением претворить в жизнь ее миссию. Как отмечают специалисты, между аффективной лояльностью и результативностью труда существует прямая связь». [12]
Стоит понимать, что не каждый человек способен достичь такого вида лояльности в силу своих личностных характеристик. Кто-то по природе своей не способен настолько сильно чем-то увлекаться, эмоционально гореть и переживать за какое-то дело. Для таких людей вполне логично будет остановиться на уровне нормативной лояльности. К аффективной же придёт совсем небольшое количество сотрудников – 5 – 10 % от общей численности персонала.
Однако, у аффективной лояльности, как у любого категоричного явления, есть существенный недостаток. Человек, находящийся на высшем этапе развития своего лояльного отношения к организации, становится более конфликтным, не может легко смириться с организационными изменениями, поскольку всё, что происходит внутри компании – это словно бы его собственный организм. Может проявлять снобизм по отношению к другим людям и даже к новичкам: «Я здесь всё, а ты кто?».
Поэтому, руководителю важно знать, кто именно из его подчинённых обладает аффективной лояльностью, для понимания мотивов их поступков и предприятию мер по нивелированию негативных последствий их поведения.
Понятие «лояльность персонала» многогранно. В п. 1.1. приведены разные взгляды отечественных и зарубежных учёных, социологов, бизнес-тренеров на проблему лояльного поведения сотрудников в организации.
В широком смысле лояльность персонала – это доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.
В более узком смысле под лояльностью понимается удовлетворенность сотрудника условиями работы, вознаграждением, ростом и перспективами, коллективом, защитой от внешних угроз (например, физические угрозы сотруднику и его близким).
Забота о поддержании высокого уровня лояльности персонала не только способствует формированию сильной компании с точки зрения устойчивости её рыночных позиций, но и самым прямым образом влияет и на кадровый имидж организации.
В п. 1.2. уделено пристальное внимание вопросу структурных единиц, из которых складывается лояльность персонала. Фундаментом служит удовлетворённость – отражение степени соответствия ожиданий сотрудника и реальному положению дел в компании, его внутреннего принятия данных условий. Следующая ступень – идентификация – осознание сотрудником себя как части компании. Далее следует вовлечённость – волеизлияние сотрудника к внесению предложений по улучшению организации бизнес-процессов, способов ведения собственной деятельности, внесения своего вклада в развитие организации для достижения её целей. Завершающий конструкт – приверженность. Под приверженностью стоит понимать стойкое желание человека помогать организации расти и развиваться, основанное на вере в её потенциал и стремлении продолжать оставаться в компании даже во времена перемен и упадка.
В п. 1.3. рассмотрены виды и уровни лояльности персонала. Так, Константин Харский выделяет семь уровней лояльности сотрудников: демонстративная нелояльность – открытое девиантное поведение членов коллектива; скрытая нелояльность – распространение слухов, сплетен, настраивание коллег на критику существующих правил и норм; нулевая лояльность – лояльность, характерная для новичков, которые могут проявлять как признаки лояльного так и не лояльного поведения; лояльность на уровне атрибутов – готовность носить корпоративную форму, значки; лояльность на уровне поступков – соблюдение обычаев, стандартов, норм как дань своему хорошему отношению к руководству и организации в целом; лояльность на уровне убеждений – максимальная отдача в работе, нетерпимость в нарушению правил, участие в устранении проблем; лояльность на уровне идентичность – максимальное отождествление сотрудником себя с компанией, преданность и верность на уровне бессознательных импульсов.