Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на примере ЗАО «Новости Электротехники»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория управления стрессами
1.1. Понятие и основные характеристики стресса
1.2. Последствия стресса для психики человека
1.3. Профессиональный стресс как объект психологии
Глава 2. Исследование ситуаций профессионального стресса на примере ЗАО «Новости Электротехники»
2.1. Характеристика персонала компании
2.2. Анализ стрессовых ситуаций у сотрудников компании
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «Новости Электротехники»
3.1. Предложения по применению организационных методов управления стрессами
3.2. Индивидуальные рекомендации по профилактике и преодолению профессионального стресса
– осуществить формирование технологии управления конфликтами и стрессами на базе процессного подхода;
– направить кадровую технологию управления конфликтами и стрессами на обеспечение эффективности совместной деятельности;
– обеспечить высокий уровень информированности всех категорий персонала по вопросам кадровой политики и стратегии развития организации;
– определить эффективность технологии управления конфликтами и стрессами в соответствии с требованиями системы менеджмента качества.
Стресс-менеджмент – это система согласованных мероприятий, направленных на диагностику стрессогенности и конфликтности организационной среды, на разработку и внедрение программы управления конфликтами и стрессами для всех категорий персонала, а также на мониторинг результатов внедрения этой программы»[52].
В процессе реализации программы стресс-менеджмента на предприятии должен снизиться уровень социальной напряженности и организационного стресса, что приведет к повышению экономической эффективности деятельности компании.
Главным психологическим критерием разрешения конфликта является внутренняя удовлетворенность сторон результатами его разрешения (чувство справедливости) и, как следствие, прекращение противостояния, избавление от психотравмирующих факторов, изменение деловых и личностных позиций участников конфликта, формирование навыка активного поведения индивидуумов при возникновении аналогичных ситуаций.
Необходимо отличать конфликт от односторонних проявлений агрессии, не перерастающих в противоборство двух сторон. Если отсутствует противоборство, речи об управлении конфликтами идти не может.
Важная задача руководителя организации и менеджера по персоналу (в нашем случае – одно лицо) – реализация мер, касающихся сопротивления персонала нововведениям. Организационные изменения из-за когнитивных стереотипов обуславливают напряженность в коллективе, снижение продуктивности, стресс.
«Сопротивление переменам усиливается, если они не обоснованы и не объяснены, поспешны, радикальны, оказывают неблагоприятное воздействие на людей, особенно в свете имеющегося у них опыта, когда предыдущие перемены не привели к положительным результатам»[53].
В целях предотвращения стрессовых реакций на организационные преобразования специалисты-психологи рекомендуют приемы преодолевающего поведения (копинга), основанные на рационализации и когнитивной активности[54]:
– собрать достаточную и достоверную информацию о возможности наступления стрессовых ситуаций;
– продумать варианты предупреждения конкретных стрессов и опасностей, попытаться найти способы их устранения;
– в преддверии предполагаемого события не делать поспешных умозаключений;
– осознать, что большую часть стрессовых ситуаций человек способен преодолеть самостоятельно;
– стремиться активно менять ситуацию, вызывающую стресс, ведя проактивный образ жизни;
– понять и принять факт, что серьезные перемены – это естественный ход жизни;
– помнить, что со стрессогенными ситуациями скорее и эффективнее справляются те, кто владеет методами релаксации.
Анализируя ситуации, приводящие к конфликтам между сотрудниками ЗАО «Новости Электротехника», можно выделить особую причину недовольства и напряженности. Работники нередко задаются вопросами: «Зачем я это делаю? К чему приведет все это?». И не находят ответ на свои вопросы. В основе такой ситуации лежит серьезная проблема – отсутствие четко сформулированной миссии компании и стратегии по формированию и развитию организационной культуры, что приводит к неспособности руководителя внятно объяснить сотрудникам и клиентам, какова основная цель существования организации. Это отрицательно сказывается на имидже компании, приводит к сложностям в процессах планирования и коммуникации.
Спонтанно сформированная (стихийная) организационная культура не только оказывается неэффективность, но и наносит вред деятельности предприятия. В ней наличествуют контр-культуры, она идет вразрез с политикой руководства, зачастую формирует негативные нормы поведения и ценности у сотрудников. При попытке управления такой организационной культурой руководство может столкнуться с активным противодействием со стороны персонала[55].
Очевидна необходимость разработки концепции развивающейся организационной культуры, нацеленной на постоянное обучение всех сотрудников и улучшения инновационного потенциала компании. Действия руководства должны четко соответствовать декларируемым ценностям организации. Важна вовлеченность в процесс формирования общей стратегии персонала, его заинтересованность.
Выступая в качестве источника развития предприятия, организационная культура должна соответствовать следующим критериям:
– динамичность (ориентация на преобразования и активность);
– разделяемость (вовлеченность и эффективное взаимодействие кадров);
– клиентоориентированность (развитие способности сотрудников выявлять и удовлетворять потребности клиентов);
– сила (сопротивление внешнему негативному влиянию на компанию);
– неформальность (оптимальное сочетание дисциплины и свободы деятельности).
Очень важными элементами корпоративной культуры становятся[56]: создание традиций и ритуалов, разработка внутрифирменного стиля и корпоративной символики, улучшение условий труда, поощрение инициативы, стимулирование готовности к изменениям, развитие ответственности сотрудников, регламентация взаимоотношений с руководителем, создание условий взаимозаменяемости работников, создание положительного психологического климата, формирование единой системы ценностей сотрудников и организации, провозглашение персонала главным фактором успеха предприятия, его главной ценностью.
Для того чтобы разработанная система ценностей и норм поведения не оставалась всего лишь формальностью, руководитель должен выступать в роли эталона, подавать пример во взаимодействии с коллегами, клиентами, партнерами.
Вовлеченность персонала в процесс изменений дает возможность выразить и справиться со своим волнением, а также внести предложения по форме и способам проведения изменений. В данном случае целью является формирование «чувства собственности» – ощущение, что люди смогут жить с данными изменениями, так как участвовали в их планировании и проведении, то есть это были «их» изменения. Обычно люди легко принимают то, в создании чего принимали участие[57].
Помимо отсутствия четкой миссии и развитой корпоративной культуры успешному функционированию ЗАО «Новости Электротехники» препятствует отсутствие документально закрепленных актуальных бизнес-процессов. От продуманности и гибкости бизнес-процессов напрямую зависит эффективность и успех на уровне предприятия и на индивидуальном уровне.
Деятельность современных компаний основана на сложной системе взаимосвязей проектов и процессов. Любой проект, реализуемый на предприятии, встраивается в структуру имеющихся бизнес-процессов и использует их для достижения конечных целей. Соответственно, важное организационное значение имеет оптимизация и структурирование бизнес-процессов (реинжиниринг) с учетом требований этих проектов и влияния внешней и внутренней среды. Компания может вести операционную деятельность по ложившейся модели, но это неизбежно приведет к потере доли рынка и падению показателей рентабельности из-за быстрых изменений во внешней среде рынка.
Отличительной особенностью реструктуризации бизнес-процессов является комплексный подход ко всем процессам в организации. Компания с выстроенной системой эффективных бизнес-процессов получает преимущества, позволяющие выигрывать в борьбе с конкурентами[58]:
– незначительная зависимость от человеческого фактора ввиду регламентации всех функций и работ;
– управляемость компании, основанная на статистически и аналитически верных данных;
– предсказуемость результатов и возможность прогнозирования и планирования;
– эффективность работы сотрудников ввиду исключения избыточных процессов, влияющая на себестоимость продукции и на удовлетворенность потребителей;
– ориентация на нужды клиентов, как следствие, повышение их лояльности;
– повышение удовлетворенности и лояльности сотрудников компании;
– появление возможности масштабировать и тиражировать бизнес.
Повышение лояльности сотрудников естественным образом снизит уровень их профессионального стресса, связанного с неудовлетворенностью своей ролью и положением в компании.
Эффективное управление профессиональными стрессами на уровне организации предполагает выполнение общих функций управления[59]:
– определение оперативных и стратегических целей профилактики стресса работников;
– формулирование принципов и методов технологии профилактики профессионального стресса;
– составление стратегических и текущих планов развития технологии профилактики стресса работников;
– формирование функциональной структуры (назначение ответственного лица) для реализации целей управления профессиональными стрессами;
– распределение ответственности и делегирование полномочий по внедрению и реализации технологии профилактики стресса;
– установление связей между различными аспектами реализации технологии профилактики профессионального стресса;
– создание благоприятных условий для выполнения мероприятий технологии профилактики профессионального стресса в организации;
– экономическое и моральное стимулирование деятельности по антистрессовой профилактике;
– анализ отчетов психологической диагностики и исследовательских материалов по профилактике профессиональных стрессов;
– диагностическое анкетирование и интервьюирование сотрудников: изучение причин возникновения, уровня профессионального стресса и тому подобное;
– мониторинг реализации профилактических мероприятий.
Также отмечаются специфические функции профилактической системы управления профессиональным стрессом[60]:
– диагностика системы управления профессиональными стрессами, определение ее структуры и содержания;
– формирование стратегии и целей в области управления профессиональными стрессами;
– осуществление диагностики уровня профессионального стресса, уровня тревожности, копинг-стратегии и т. п.;
– создание модели стресс-компетентности руководителя и работников организации;
– моделирование каталога профессиональных стрессов для всех категорий работников;
– разработка программ коррекции профессионального стресса;
– создание образовательной программы для работников с целью формирования стресс-компетентности;
– определение состава нормативных документов в области управления конфликтами и стрессами в компании;
– внедрение и мониторинг эффективной системы управления профессиональными стрессами.
Главная цель менеджмента, в том числе антикризисного, – сделать труд продуктивным, а работника успешным. Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс становления и развития, успех которого определяется обстоятельствами, мало зависящими от того, как складывается коллектив (формируется стихийно или целенаправленно)[61].
Для поддержания конкурентоспособности предприятия, руководитель должен придерживаться основных правил:
• Регулярно изучать рынок.
• Постоянно расширять спектр предоставляемых услуг и на основании мнения коллектива и партнеров делать прогнозы перспективности таких расширений.
• Интересоваться информацией о своей сфере бизнеса, принимать участие в конкурсах, выставках, семинарах, тренингах и т. п.
• Следить, чтобы атмосфера в компании была дружеской и приятной.
• Регулярно поощрять сотрудников и предоставить им возможность развиваться.
• Стараться принимать на работу лучших претендентов и только оптимистически настроенных, мотивированных людей.