Файл: Исследование феномена одиночества в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, одиночество является всепоглощающим чувством, остро субъективное и индивидуальное переживание, отличающееся стойким и глубоким погружением в свое внутреннее «Я». Одиночество необходимо для саморазвития, рефлексии, самоактуализации при условии «позитивного» переживания. Одиночество можно рассмотреть в качестве кризиса, в результате которого появляется новообразование. Если процесс переживания одиночества проходит с настроем человека на положительный результат, то новообразование решает те факторы, которые и привели к состоянию одиночества. Если же процесс приобретает негативный оттенок и индивид не желает меняться или отделяться от своей привычной социальной среды, то одиночество приобретает отрицательный характер и ощущается индивидом ярко-выраженным и длительное время.

На сегодняшний день проведено достаточно большое количество исследований феномена одиночества, результаты которых могут не только влиять на целевую аудиторию, но и изменять отношения аудитории к проблеме.

Выводы по главе 1

1. Одиночество является сугубо личным переживанием и обладает специфическим чувством полного погружения в самого себя. Разнообразие форм и причин одиночества порождает множество возможностей его проявления и влияния на личность.

2. Одиночество может проявляться в таких категориях, как чувство, процесс, отношение, потребность. Являясь психическим состоянием, одиночество может быть представлено множеством разных видов, однако основными из них являются отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и управляемое одиночество.

3. Состояние одиночества у индивида может проходить как без внешних проявлений, так и с выраженными внешними проявлениями, такими как: изменение поведения, потребность в уединении, отрыв от реальности, избегание контактов, иррациональная система коммуникации и деятельности.

4. Феномен одиночества представлен посредством различных подходов: социологического, экзистенциального, феноменологического, когнитивного, гуманистического, психодинамического, интеракционистского, приватного подходов.

5. При многообразии подходов к определению одиночества практически все исследователи приходят к выводу, что это переживание имеет чисто субъективный и индивидуальный характер, так или иначе одиночество описывается как тяжелое и глубокое чувство, вследствие которого могут проявляться несвойственные индивиду формы поведения.


Глава 2. Анализ методик диагностики одиночества

2.1. Организация и методики исследования

В эмпирическом исследовании по теме «Исследование феномена одиночества в психологии» приняли участие 20 испытуемых (студенты вуза), выборка случайная, добровольная.

Выбор юношеского возраста неслучаен, поскольку именно в этот возрастной период одиночество впервые начинает серьезно осознаваться и переживаться личностью. В этот период интенсивно развивается рефлексия и происходит переход на новый уровень самосознания, когда появляется потребность определить позиции в собственном развитии и в межличностных отношениях, т.е. юношеский период связан с личностным и социальным самоопределением.

Объект исследования: одиночество в юношеском возрасте.

Предмет исследования: особенности проявления одиночества в юношеском возрасте.

Цель исследования: определение особенностей проявления одиночества у студентов.

Гипотеза исследования состоит в предположении наличия связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов.

В соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе исследовательской работы на данном этапе решались следующие задачи:

1. Определить уровень субъективного ощущения одиночества у студентов.

2. Выявить глубину переживания одиночества у студентов.

3. Определить индивидуальные особенности переживания одиночества и отношение к одиночеству у студентов.

4. Выявить проблемы, связанные с проявлением эмоций в установлении контактов.

5. Провести корреляционный анализ полученных результатов.

В данном исследовании использованы следующие методики:

1) «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассол и М. Фергюссон);

2) Опросник «Одиночество» (С.Г. Корчагина);

3) «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);

4) «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» (В.В. Бойко).

Кратко представим каждую методику.

Методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассола и М. Фергюссона предназначена для определения переживания одиночества. Опросник включает 20 утверждений с четырьмя альтернативными вариантами ответов («часто», «иногда», «редко», «никогда»). При обработке данных подсчитывается сумма каждого из вариантов ответов, «часто» – 3 балла, «иногда» – 2 балла, редко – 1 балл и «никогда» – 0 баллов. Далее посчитывается общая сумма. Максимальный балл, указывающий на высокий уровень одиночества, составляет 60 баллов. Набранные от 0 до 19 баллов указывают на низкий уровень одиночества, 20-39 баллов – средний уровень, 40-60 баллов – высокий уровень субъективного одиночества.


Опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной направлен на диагностику глубины переживания одиночества. Методика включает 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов («всегда», «часто», «иногда», «никогда»). При обработке данных каждому ответу приписываются соответствующие баллы – 4, 3, 2, 1. Окончательным результатом является сумма набранных баллов, при этом 12-16 баллов являются показателем отсутствия переживания одиночества в настоящий момент; 17-27 – наличие неглубокого переживания возможного одиночества; 28-38 – наличие глубокого переживания актуального одиночества; 39-48 – наличие очень глубокого переживания одиночества, нахождение в этом состоянии.

Методика «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева (ДОПО-3) предназначена для диагностики индивидуальных особенностей переживания одиночества и отношения к одиночеству. Опросник включает 24 утверждения (краткая версия) с четырьмя вариантами ответов («не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен») и тремя шкалами. Обработка результатов предполагает расчет баллов согласно ключу методики, и учету суммарных значений по восходящей шкале (прямые ответы) 1, 2, 3, 4 балла, и по нисходящей (обратные ответы) – 4, 3, 2, 1 балл.

Методика «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» (В.В. Бойко) направлена на выявление мешающих факторов в установлении эмоциональных контактов. Опросник включает 25 вопросов с двумя вариантами ответов: «да», «нет». Обработка результатов проводится согласно ключу методики, определяя проблемы с эмоциональным общением, относящимся к пяти шкалам. Окончательным результатом является сумма, набранных балов, если количество баллов не превышает пяти, то эмоции не являются помехой в общении; 6-8 баллов говорит о присутствии некоторых проблем в общении; 9-12 баллов указывают на сложность эмоционального характера в процессе повседневного общения; от 13 баллов и выше является показателем явных помех при установлении контактов с людьми в неумении проявлять эмоции.

2.2. Анализ результатов исследования

На первом этапе исследования с помощью методики «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассола и М. Фергюссона определен уровень субъективного ощущения одиночества у испытуемых. Полученные сырые данные бальных оценок были просуммированы (Приложение 1). Далее показатели суммарных баллов соотнесены с уровнями одиночества (табл.1):


Таблица 1

Показатели уровней переживания одиночества среди испытуемых

Код испытуемого

Суммарный балл

Уровень

1

18

низкий

2

15

низкий

3

36

средний

4

33

средний

5

43

высокий

6

19

низкий

7

20

средний

8

33

средний

9

43

высокий

10

19

низкий

11

42

высокий

12

19

низкий

13

13

низкий

14

42

высокий

15

44

высокий

16

33

средний

17

17

низкий

18

45

высокий

19

9

низкий

20

47

высокий

Дальнейшая обработка результатов исследования предполагала приведение выявленных уровней переживания одиночества в процентное соотношение (табл.2):

Таблица 2

Соотношение уровней переживания одиночества

среди испытуемых

Уровень

Количество испытуемых

%

низкий

8

40

средний

5

25

высокий

7

35


Для удобства анализа полученные результаты представлены в диаграмме (рис.1):

Рисунок 1. Соотношение уровней переживания одиночества

в группе испытуемых

Анализ полученных результатов показал, что среди испытуемых выявлены следующие уровни переживания одиночества:

– 40% испытуемых показали низкий уровень одиночества, что характеризует их как общительных, умеющих выстраивать отношения с людьми, уверенных в себе, волевых и др.;

– 25% – средний (неглубокий) уровень – эти испытуемые стремятся занять определенное положение в группе как бы слиться с ней, но при этом боятся потерять свою индивидуальность, находясь между двух крайностей;

– 35% – высокий уровень – эти испытуемые более уязвимы перед обстоятельствами жизни, они часто зависят от меняющихся социальных и межличностных отношений, переживаний, связанных с поиском своего места в этом мире, переменой условий жизни, связанных с учебой или профессией и др.

Следовательно, ⅓ опрошенных студентов имеют высокий уровень субъективного одиночества, что является показателем неудовлетворенности, имеющимися социальными и межличностными отношениями с окружающими людьми. Субъективное ощущение одиночества в юношеском возрасте, с одной стороны, воспринимается как возрастная норма психического развития, с другой стороны, как стойкое переживание именно субъективности одиночества, когда студент имеет большое социальное окружение, но при этом чувствует себя одиноким, что может также говорить о глубокой интровертированности личности.

На втором этапе исследования с помощью опросника «Одиночество» С.Г. Корчагиной выявлена глубина переживания одиночества у испытуемых.

Полученные сырые данные бальных оценок были просуммированы (Приложение 2). Далее показатели суммарных баллов соотнесены с глубиной переживания одиночества (табл.3):

Таблица 3

Показатели глубины переживания одиночества среди испытуемых

Код испытуемого

Суммарный балл

Глубина переживания

1

26

неглубокое переживание

2

23

неглубокое переживание

3

24

неглубокое переживание

4

15

не переживает

5

30

глубокое переживание

6

26

неглубокое переживание

7

13

не переживает

8

21

неглубокое переживание

9

37

глубокое переживание

10

24

неглубокое переживание

11

32

глубокое переживание

12

26

неглубокое переживание

13

24

неглубокое переживание

14

35

глубокое переживание

15

37

глубокое переживание

16

24

неглубокое переживание

17

16

не переживает

18

31

глубокое переживание

19

16

не переживает

20

30

глубокое переживание