Файл: Исследование феномена одиночества в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– культурное одиночество, которое сопровождается переживанием отстраненности от собственных культурных ценностей, переживанием внутреннего культурного кризиса;

– социальное одиночество, которое характеризуется ощущением отстраненности от ближайшего социального пространства;

– личностное одиночество, которое сопряжено с личностными особенностями человека, нарушающими его коммуникативное пространство (замкнутость, стеснительность)[13].

При классическом разделении субъективного чувства одиночества выделяют одиночество отрицательное, положительное, обусловленное личностным выбором. Большинство исследователей делают акцент на личностном одиночестве, хроническое действие которого негативно сказывается на развитии человека, когда происходит не только деформация коммуникативного пространства, но и появляются серьезные нарушения в психическом и физическом здоровье.

Достаточно интересна классификация, предложенная С.Н. Корчагиной, где критерием дифференциации видов одиночества автор считает соотношение у человека механизмов идентификации и обособления. Кроме того, каждый вид одиночества имеет качественные отличия от других, при этом может быть выражен разной степенью. С.Н. Корчагина выделяет отчуждающее, диффузное, диссоциированное и управляемое одиночество[14]:

– отчуждающее одиночество сопряжено с доминированием действия механизмов обособления (отождествление происходит в пределах своего «Я»); такой вид одиночества может выражаться разной степенью отчуждения индивида как от людей, групп, так и от норм, ценностей социума;

– диффузное одиночество сопряжено с первостепенным действием механизмов идентификации (обособление определяется размытостью границ своего «Я»); излишнее отождествление себя с другими, постепенно приводит к утрате своего «Я», становясь для человека непонятным, чуждым;

– диссоциированное одиночество наиболее сложное как по своей природе, по переживаниям человека, так и по своим проявлениям; при этом виде одиночества происходит смена приоритетности механизмов отождествления и отчуждения у человека в отношении одних и тех же людей (действие механизма идентификации резко сменяется механизмом отчуждения); по мнению автора, основой такого вида одиночества является противоречивость самоотношения человека, что в итоге может привести к пограничным состояниям;

– управляемое одиночество является субъективно позитивным; в нем соблюдается баланс между процессами отождествления и обособления, при этом человек осознает свою автономность и индивидуальность; такой вид одиночества считается «нормальным», поскольку личность приобретает психологическую устойчивость к воздействиям социума.


С.Н. Корчагина выделяет еще клинические формы одиночества, которые рассматриваются как пограничные или патологические состояния, возникающие в следствие запредельного отчуждения, запредельной идентификации либо их ограничением, которое получило название астеническое одиночество[15].

Таким образом, рассмотрев феномен одиночества, можно выделить ключевые моменты:

– одиночество – осознаваемое состояние;

– тягостное состояние одиночества, оценивается как отрицательное с эмоционально-аффективной окраской;

– одиночество выступает результатом утраты личностных потребностей.

Далее нами проведен анализ существующих в мировой психологии научных подходов к изуче­нию одиночества.

1.2. Основные подходы в психологии к одиночеству

Феномен одиночества представлен посредством различных подходов: социологического, экзистенциального, феноменологического, когнитивного, гуманистического, психодинамического, интеракционистского и др. подходов[16].

Сторонниками социологического подхода изучения феномена одиночества являются К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер. Основная идея данного подхода состоит в рассмотрении причин одиночества вне индивида, иными словами как отдельный результат действия социальных сил. К. Боумен рассматривает одиночество как побочное следствие любого изменения социальных институтов, приводящих к разрывам межличностных связей или к их ухудшениям. Д. Рисмен рассматривает причину одиночества в тенденции направленности индивида «вовне». В результате «направленность на других» обеспечивает синдром обеспокоенности, тревожности, потребность в оценке и внимании к себе, которая не может удовлетвориться полностью, что и создает «одинокую толпу»[17]. Р. Слейтер источник одиночества видит в индивидуализме. Стремление человека направлено на общение, желание быть сопричастным и зависимым, однако эти потребности остаются неудовлетворенными в силу того, что в обществе действует принцип «каждый за себя», в результате чего человек ощущает одиночество[18]. Следовательно, сторонниками социологического подхода одиночество понимается как нормативная характеристика, поскольку переживание одиночества подвержено влиянию внешних факторов и является продуктом социального влияния.


Экзистенциальная модель феномена одиночества строится на утверждении истоков одиночества в природе человека. Приверженцы данного подхода отмечают, что одиночество эквивалентно «самосознательному осознанию» собственной изоляции[19]. Оно неизменно и внутренне присуще психике человека и преодоление одиночества необходимо сменить принятием его. В данном случае человек предпочитает добровольное одиночество, оберегающее его от непонимания, осуждения и излишней эмоциональной напряженности при самовыражении, а также надежду на возможность встретить личность, которая примет его. Осознание надежды представляет положительное переживание одиночества, но при этом снижает коммуникативное окружение личности. Яркими представителями данного похода стали К. Мустакас и И. Ялом, которые не подвергают анализу одиночество, поскольку считают, что оно изначально находится в человеке, а потому важно воспользоваться им продуктивно, а не избавляться от него[20]. Поэтому при экзистенциалистском подходе не стоит задача убрать у индивида одиночество, а напротив, подвести его к осознанию своего одиночества и к примирению с ним.

Возникновение одиночества как результата осознания несоответствия собственного «Я» индивида и образцами общества выделяет феноменологический подход. Общество регламентирует индивиду определенные рамки, идеалы, которые отличны или противоположны идеалам, стремлениям, ценностям индивида. Вследствие данного процесса индивид ощущает себя непохожим на других, отделенным от массы (общество, род, круг друзей и пр.) что и приводит к состоянию одиночества. В данной ситуации дальнейшие действия опираются на решения индивида. Человек выбирает творческую или конструктивную модели переживания одиночества. В первом случае он посвящает себя творческой деятельности, во втором начинает реформу и борьбу за новые идеалы. Личностно-ориентированная модель подхода изучения одиночества в феноменологическом подходе выделилась К. Роджерсом. Он полагал, что расхождение действительного «Я» и идеального (определенного обществом) приводит к слабой защитной реакции и одиночеству. А также отмечал, что возникновения чувства одиночества происходит вследствие низкой приспособляемости индивида к социальному «Я» и социуму[21]. Представители феноменологического подхода У. Садлер и Т. Джонсон яркой чертой одиночества считают погруженность человека в себя. Авторы сравнивают одиночество с человеческой «самостью», которая говорит ему, кем он является в этой жизни[22].


Э. Пепло и Д. Перлман, являясь представителями когнитивного подхода, определяют одиночество результатом осознанием индивида диссонанса желаемого уровня социальных контактов и действительным уровнем. Авторы доказали связь глубинного одиночества и низкой самооценки. Э. Пепло делает привязку понимания одиночества с теорией атрибуции. По его мнению, если человек постоянно проводит осмысление себя как одинокого (самоатрибуция), то это чувство у него только возрастает и закрепляется[23]. Необходимо отметить, что, до тех пор, пока индивид не осознает своего одиночества, даже при очевидных факторах, он не испытывает его. Данная модель одиночества отмечает важность самопознания и самооценки индивида как одинокого.

Гуманистический подход схож с идеей экзистенциального подхода и представляет одиночество как непременное естественное явление для человека. Создателем гуманистического подхода является психолог А. Маслоу. Идея данного подхода состоит в необходимости одиночества как фактора эффективной самоактуализации. Необходимо отметить, что А. Маслоу выделял «негативное» и «позитивное» переживание одиночества, которые определяют характер переживаний. «Позитивное» предполагает рефлексию личности для самоактуализации. В противопоставление идет «негативное» переживание, которое обозначает постоянную критику, которая направлена, как на окружение, так и на себя. Гуманистический подход акцентирует внимание, направляя его на позитивную сторону одиночества, где состояние одиночества приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации[24].

Одиночество в психодинамическом подходе выделяется как отрицательное состояние, исходящее из раннего влияния на личностное развитие ребенка. Э. Фромм выделял потребность обладать самосознанием, иметь объект поклонения вызывает негативно эмоционально окрашенное отношение к одиночеству. В подобном случае чувство одиночества нарушает внутреннюю целостность человека, что приводит к агрессивности, насилию, анархии и пр. Вследствие, ужас перед одиночеством, обоснованный отсутствием реализации определенных потребностей и составляет психодинамический подход. Яркие представители психодинамического подхода Г. Зилбург, Г. Салливан, Э. Фромм сравнивают одиночество с патологией, с возникающим неприятным гнетущим чувством. Авторы указывают, что людям, подверженным одиночеству, характерны такие черты, как нарциссизм, мания величия, враждебность и др. Причины одиночества, по их мнению, надо искать в детстве.


Одиночество в интеракционистском подходе рассматривается как результат, полученный от влияния двух факторов: личности и ситуации, поскольку с одной стороны, некоторые люди субъективно-личностно предрасположены к одиночеству, с другой стороны, некоторые социальные ситуации выступают детерминантой одиночества. Р.С. Вейс, как яркий представитель интеракционистского подхода, представляет одиночество результатом совместного воздействия двух факторов: личностного и ситуативного, при этом сочетание или интеракция представленных факторов и ведут к одиночеству. Акцент автором все же сделан в сторону текущих событий в жизни человека и является ключевым фактором, способствующим формированию одиночества. Другой представитель данного подхода В. Серма связывает одиночество с глубоким личностным кризисом, по его мнению, причина роста количества самоубийств исходит из сильного чувства одиночества[25].

В приватном подходе основой является утверждение, при котором индивид желает находиться в равновесии между тем, что он хочет и реально достигнутым социальным взаимодействием. Представителями приватного подхода В. Дерлегой и С. Магулисом для раскрытия понимания одиночества употребляются понятия «интимность» и «самораскрытие»[26]. По мнению авторов, отсутствие баланса между интимностью и формальностью общения в сторону второго, может явиться причиной возникновения одиночества. Именно баланс способствует сохранению психического здоровья человека. Авторами разработана шкала уровня интимности общения, которая определяет уровень возрастания одиночества в силу невозможности самораскрытия человека. Дерлега и С. Маргулис считают, что одиночество может возникнуть как от внутрииндивидуальных факторов, так и от внешних факторов. Сторонниками приватного подхода подчеркивается присущая индивиду особая потребность в доверительности, душевности во взаимодействии с людьми. Такая потребность является базовой, поскольку поверхностное межличностное общение, недолговечность отношений, их формальная и прагматическая направленность способствуют формированию у человека ощущения одиночества[27].

В отечественной психологии в исследовании одиночества условно выделяют следующие подходы: социально-психологический (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова и др.), культурно-исторический (О.В. Данчева, Н.Е. Покровский, Ю.М. Швабл и др.), исследование одиночества относительно возрастных особенностей личности (О.Б. Долгинова, И.С. Кон и др.)[28].