Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества
1.1. Одиночество в психологии: определение содержания феномена
1.2. Основные подходы в психологии к одиночеству
Глава 2. Анализ методик диагностики одиночества
2.1. Организация и методики исследования
Выявленная глубина переживания одиночества приведена в процентное соотношение (табл.4):
Таблица 4
Соотношение глубины переживания одиночества
среди испытуемых
Глубина переживания |
Количество испытуемых |
% |
не переживает |
4 |
20 |
неглубокое переживание |
9 |
45 |
глубокое переживание |
7 |
35 |
очень глубокое переживание |
0 |
0 |
Полученные результаты отражены на гистограмме (рис.2):
Рисунок 2. Соотношение глубины переживания одиночества
в группе испытуемых
Анализ полученных результатов показал, что среди испытуемых выявлены следующие показатели глубины переживания одиночества:
– 20% испытуемых не переживают в настоящий момент одиночества, что является показателем уверенности в себе, ощущения комфортности во взаимодействии с другими людьми;
– 45% – испытывают неглубокое переживание возможного одиночества, что говорит о частичном комфорте в отношениях с окружающими людьми, т.е. есть причины, которые не позволяют чувствовать себя во взаимодействии с другими постоянно хорошо;
– 35% – испытывают глубокое переживание актуального одиночества, этим испытуемым сложно контактировать с окружающим миром, а ощущение бессмысленности своего существования усиливает переживания одиночества.
Испытуемых с очень глубоким переживанием одиночества, погруженностью в это состояние выявлено не было.
Таким образом, у ⅓ опрошенных студентов глубина переживания актуального одиночества достаточно высока. Юношеский возраст сопряжен с поиском собственной идентичности и связей с окружающим миром. Глубокое переживание одиночества является следствием бессмысленности своего существования, отсутствия значимых связей с окружающими людьми, а также нехватки эмоциональной близости с ними, что усиливает переживания одиночества.
На третьем этапе исследования с помощью методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева определены индивидуальные особенности переживания одиночества и отношения к одиночеству у испытуемых.
Для этого получены сырые данные бальных оценок (Приложение 3), которые были просуммированы согласно ключу методики и соотнесены со шкалами (табл.5):
Таблица 5
Показатели индивидуальных особенностей переживания одиночества среди испытуемых
Код испытуемого |
Шкала |
||
«Общее переживание одиночества» |
«Зависимость от общения» |
«Позитивное одиночество» |
|
1 |
9 |
19 |
26 |
2 |
10 |
20 |
27 |
3 |
13 |
17 |
27 |
4 |
13 |
20 |
28 |
5 |
28 |
17 |
27 |
6 |
13 |
17 |
30 |
7 |
12 |
19 |
26 |
8 |
14 |
20 |
28 |
9 |
26 |
18 |
29 |
10 |
12 |
20 |
28 |
11 |
24 |
23 |
28 |
12 |
15 |
20 |
24 |
13 |
12 |
20 |
30 |
14 |
23 |
20 |
31 |
15 |
29 |
19 |
27 |
16 |
13 |
21 |
24 |
17 |
10 |
19 |
28 |
18 |
28 |
20 |
29 |
19 |
14 |
21 |
29 |
20 |
27 |
19 |
27 |
Среднее значение |
17,25 |
19,45 |
27,65 |
Нами получены показатели отношения к одиночеству у каждого испытуемого, которые были рассчитаны как средние значения по трем шкалам среди испытуемых:
– по шкале «Общее переживание одиночества» – среднее значение 17,25 баллов.
– по шкале «Зависимость от общения» – среднее значение 19,45 баллов.
– по шкале «Позитивное одиночество» – среднее значение 27,65 баллов.
Полученные результаты отражены на гистограмме (рис.3):
Рисунок 3. Распределение средних значений отношения к одиночеству в группе испытуемых
Анализируя полученные результаты, отметим, что среди студентов наиболее проявлено «позитивное одиночество» (27,65), которое является показателем положительного восприятия одиночества и той роли, которую оно несет в жизни человека. Большая часть студенческой молодежи видит в одиночестве составляющую часть жизни и воспринимает его как позитивное явление. Студенты осознают, что одиночество является необходимым условием рефлексии, творческой реализации, а также просто для отдыха. Такие студенты в одиночестве находят положительные моменты, помогающие личности расти и развиваться. Глубокое понимание сути одиночества ведет к самореализации и возможности управления его состоянием по своему усмотрению.
Необходимо также отметить, что «зависимость от общения» (19,45) у студентов проявлена немного слабее «позитивного одиночества», но сильнее «общего переживания одиночества» (17,25). В юношеском возрасте зависимость от общения возникает в случаях затруднения отношений со сверстниками и со значимыми другими, что привносит дисбаланс в межличностные связи, нарушая взаимопонимание. Именно одиночество толкает молодежь приобщиться к неформальным группам из-за боязни быть отвергнутыми в межличностных отношениях, проигрываясь как механизм психологической защиты.
Таким образом, можно сделать вывод, что одиночество проявляется как амбивалентный психический феномен, который имеет как негативную, так и позитивную сторону для личностного развития. Следовательно, можно сказать, что переживание одиночества имеет свои особые характеристики, состоящие из комплексности, амбивалентности и неоднозначности влияния ан личность.
Следующим этапом исследования с помощью методики «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» В.В. Бойко выявлены мешающие факторы («помехи») в установлении эмоциональных контактов. Для этого по полученным сырым данным (Приложение 4), были рассчитаны суммы по пяти шкалам согласно ключу методики (табл.6):
Таблица 6
Показатели «помех» в установлении контактов с помощью эмоций среди испытуемых
Код испытуемого |
Шкала |
∑ |
||||
«Неумение управлять эмоциями» |
«Неадекватное проявление эмоций» |
«Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» |
«Доминирование негативных эмоций» |
«Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» |
||
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
3 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
6 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
8 |
7 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
11 |
8 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
9 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
16 |
10 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
11 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
12 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
5 |
13 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
4 |
14 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
16 |
15 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
15 |
16 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
10 |
17 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
11 |
18 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
12 |
19 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
5 |
20 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
17 |
Для дальнейшего анализа суммарные показатели соотнесены с баллами согласно ключу методики, показывающие степень проявления эмоций в общении (табл.7):
Таблица 7
Степень проявления «помех» в установлении контактов
с помощью эмоций среди испытуемых
Степень проявления «помех» |
Количество человек |
% |
до 5 баллов |
4 |
20 |
6-8 баллов |
5 |
25 |
9-12 баллов |
5 |
25 |
от 13 баллов и выше |
6 |
30 |
Полученные показатели представлены в гистограмме (рис.4):
Рисунок 4. Распределение степеней проявления «помех» в установлении контактов с помощью эмоций в группе испытуемых
Анализ полученных результатов показал:
– у 20% испытуемых эмоции не являются помехой в общении;
– у 25% испытуемых имеются некоторые проблемы в общении;
– у 25% испытуемых эмоции создают сложности в процессе повседневного общения;
– у 30% испытуемых эмоции являются «помехой» в установлении контактов с людьми.
Таким образом, больше половины студентов испытывают сложности в установлении контактов с помощью эмоций. Не случайно существуют такие слова как «юношеская горячность», «юношеская пылкость», они являются выразительной характеристикой особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.
Последний этап данного исследования предполагал методом математической статистики установить зависимость между изучаемыми переменными, а также указать силу этой зависимости и ее направление. Для этого с помощью программы Statistica 12, используя исходные данные (Приложение 5), была построена корреляционная матрица, содержащая значения ранговой корреляции Спирмена и соответствующий уровень значимости p для выявления взаимосвязи субъективного переживания одиночества с установлением контактов с помощью эмоций (Приложение 6).
Как видно из результатов, представленных в виде матрицы, сильные положительные корреляции при уровне значимости р˂0,01 наблюдаются между переменными:
– субъективное одиночество и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=0,840);
– глубина одиночества и неумение управлять эмоциями (R=0,720); нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=0,821);