Файл: Исследование феномена одиночества в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выявленная глубина переживания одиночества приведена в процентное соотношение (табл.4):

Таблица 4

Соотношение глубины переживания одиночества

среди испытуемых

Глубина переживания

Количество испытуемых

%

не переживает

4

20

неглубокое переживание

9

45

глубокое переживание

7

35

очень глубокое переживание

0

0

Полученные результаты отражены на гистограмме (рис.2):

Рисунок 2. Соотношение глубины переживания одиночества

в группе испытуемых

Анализ полученных результатов показал, что среди испытуемых выявлены следующие показатели глубины переживания одиночества:

– 20% испытуемых не переживают в настоящий момент одиночества, что является показателем уверенности в себе, ощущения комфортности во взаимодействии с другими людьми;

– 45% – испытывают неглубокое переживание возможного одиночества, что говорит о частичном комфорте в отношениях с окружающими людьми, т.е. есть причины, которые не позволяют чувствовать себя во взаимодействии с другими постоянно хорошо;

– 35% – испытывают глубокое переживание актуального одиночества, этим испытуемым сложно контактировать с окружающим миром, а ощущение бессмысленности своего существования усиливает переживания одиночества.

Испытуемых с очень глубоким переживанием одиночества, погруженностью в это состояние выявлено не было.

Таким образом, у ⅓ опрошенных студентов глубина переживания актуального одиночества достаточно высока. Юношеский возраст сопряжен с поиском собственной идентичности и связей с окружающим миром. Глубокое переживание одиночества является следствием бессмысленности своего существования, отсутствия значимых связей с окружающими людьми, а также нехватки эмоциональной близости с ними, что усиливает переживания одиночества.

На третьем этапе исследования с помощью методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева определены индивидуальные особенности переживания одиночества и отношения к одиночеству у испытуемых.

Для этого получены сырые данные бальных оценок (Приложение 3), которые были просуммированы согласно ключу методики и соотнесены со шкалами (табл.5):


Таблица 5

Показатели индивидуальных особенностей переживания одиночества среди испытуемых

Код испытуемого

Шкала

«Общее переживание одиночества»

«Зависимость от общения»

«Позитивное одиночество»

1

9

19

26

2

10

20

27

3

13

17

27

4

13

20

28

5

28

17

27

6

13

17

30

7

12

19

26

8

14

20

28

9

26

18

29

10

12

20

28

11

24

23

28

12

15

20

24

13

12

20

30

14

23

20

31

15

29

19

27

16

13

21

24

17

10

19

28

18

28

20

29

19

14

21

29

20

27

19

27

Среднее значение

17,25

19,45

27,65


Нами получены показатели отношения к одиночеству у каждого испытуемого, которые были рассчитаны как средние значения по трем шкалам среди испытуемых:

– по шкале «Общее переживание одиночества» – среднее значение 17,25 баллов.

– по шкале «Зависимость от общения» – среднее значение 19,45 баллов.

– по шкале «Позитивное одиночество» – среднее значение 27,65 баллов.

Полученные результаты отражены на гистограмме (рис.3):

Рисунок 3. Распределение средних значений отношения к одиночеству в группе испытуемых

Анализируя полученные результаты, отметим, что среди студентов наиболее проявлено «позитивное одиночество» (27,65), которое является показателем положительного восприятия одиночества и той роли, которую оно несет в жизни человека. Большая часть студенческой молодежи видит в одиночестве составляющую часть жизни и воспринимает его как позитивное явление. Студенты осознают, что одиночество является необходимым условием рефлексии, творческой реализации, а также просто для отдыха. Такие студенты в одиночестве находят положительные моменты, помогающие личности расти и развиваться. Глубокое понимание сути одиночества ведет к самореализации и возможности управления его состоянием по своему усмотрению.

Необходимо также отметить, что «зависимость от общения» (19,45) у студентов проявлена немного слабее «позитивного одиночества», но сильнее «общего переживания одиночества» (17,25). В юношеском возрасте зависимость от общения возникает в случаях затруднения отношений со сверстниками и со значимыми другими, что привносит дисбаланс в межличностные связи, нарушая взаимопонимание. Именно одиночество толкает молодежь приобщиться к неформальным группам из-за боязни быть отвергнутыми в межличностных отношениях, проигрываясь как механизм психологической защиты.

Таким образом, можно сделать вывод, что одиночество проявляется как амбивалентный психический феномен, который имеет как негативную, так и позитивную сторону для личностного развития. Следовательно, можно сказать, что переживание одиночества имеет свои особые характеристики, состоящие из комплексности, амбивалентности и неоднозначности влияния ан личность.

Следующим этапом исследования с помощью методики «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» В.В. Бойко выявлены мешающие факторы («помехи») в установлении эмоциональных контактов. Для этого по полученным сырым данным (Приложение 4), были рассчитаны суммы по пяти шкалам согласно ключу методики (табл.6):


Таблица 6

Показатели «помех» в установлении контактов с помощью эмоций среди испытуемых

Код испытуемого

Шкала

«Неумение управлять эмоциями»

«Неадекватное проявление эмоций»

«Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций»

«Доминирование негативных эмоций»

«Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе»

1

1

1

0

0

1

3

2

2

1

1

2

1

7

3

2

0

1

1

2

6

4

2

2

1

1

1

7

5

3

3

3

2

3

14

6

1

1

3

2

1

8

7

1

3

2

3

2

11

8

2

1

2

2

2

9

9

3

4

3

2

4

16

10

3

1

1

2

1

8

11

3

3

2

3

3

14

12

2

0

1

0

2

5

13

1

2

0

1

0

4

14

3

4

3

2

4

16

15

3

2

3

3

4

15

16

1

2

3

3

1

10

17

1

2

3

3

2

11

18

2

2

2

3

3

12

19

1

1

1

2

0

5

20

3

3

3

4

4

17


Для дальнейшего анализа суммарные показатели соотнесены с баллами согласно ключу методики, показывающие степень проявления эмоций в общении (табл.7):

Таблица 7

Степень проявления «помех» в установлении контактов

с помощью эмоций среди испытуемых

Степень проявления «помех»

Количество человек

%

до 5 баллов

4

20

6-8 баллов

5

25

9-12 баллов

5

25

от 13 баллов и выше

6

30

Полученные показатели представлены в гистограмме (рис.4):

Рисунок 4. Распределение степеней проявления «помех» в установлении контактов с помощью эмоций в группе испытуемых

Анализ полученных результатов показал:

– у 20% испытуемых эмоции не являются помехой в общении;

– у 25% испытуемых имеются некоторые проблемы в общении;

– у 25% испытуемых эмоции создают сложности в процессе повседневного общения;

– у 30% испытуемых эмоции являются «помехой» в установлении контактов с людьми.

Таким образом, больше половины студентов испытывают сложности в установлении контактов с помощью эмоций. Не случайно существуют такие слова как «юношеская горячность», «юношеская пылкость», они являются выразительной характеристикой особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.

Последний этап данного исследования предполагал методом математической статистики установить зависимость между изучаемыми переменными, а также указать силу этой зависимости и ее направление. Для этого с помощью программы Statistica 12, используя исходные данные (Приложение 5), была построена корреляционная матрица, содержащая значения ранговой корреляции Спирмена и соответствующий уровень значимости p для выявления взаимосвязи субъективного переживания одиночества с установлением контактов с помощью эмоций (Приложение 6).

Как видно из результатов, представленных в виде матрицы, сильные положительные корреляции при уровне значимости р˂0,01 наблюдаются между переменными:

– субъективное одиночество и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=0,840);

– глубина одиночества и неумение управлять эмоциями (R=0,720); нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=0,821);