Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества
1.1. Одиночество в психологии: определение содержания феномена
1.2. Основные подходы в психологии к одиночеству
Глава 2. Анализ методик диагностики одиночества
2.1. Организация и методики исследования
– общее переживание одиночества и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=0,787).
Умеренные положительные корреляции при уровне значимости р˂0,05 наблюдаются между переменными:
– субъективное одиночество и неумение управлять эмоциями (R=0,677); неадекватное проявление эмоций (R=0,532); негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (R=0,547); доминирование негативных эмоций (R=0,559);
– глубина одиночества и неадекватное проявление эмоций (R=0,566); негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (R=0,536);
– общее переживание одиночества и неумение управлять эмоциями (R=0,678); неадекватное проявление эмоций (R=0,448); негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (R=0,545); доминирование негативных эмоций (R=0,458).
Слабые положительные корреляции при уровне значимости р˂0,005 наблюдаются между переменными:
– глубина одиночества и доминирование негативных эмоций (R=0,295);
– зависимость от одиночества и доминирование негативных эмоций (R=0,185);
– позитивное одиночество и неумение управлять эмоциями (R=0,179); неадекватное проявление эмоций (R=0,310); нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=0,190).
При этом, при положительной корреляционной связи:
– чем сильнее субъективное одиночество, тем сильнее нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций и, наоборот, чем слабее субъективное одиночество, тем слабее нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций;
– чем сильнее глубина одиночества, тем сильнее неумение управлять эмоциями, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций и, наоборот, чем слабее глубина одиночества, тем слабее неумение управлять эмоциями, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций;
– чем сильнее общее переживание одиночества, тем сильнее нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций и, наоборот, чем слабее общее переживание одиночества, тем слабее нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций;
– чем сильнее зависимость от одиночества, тем сильнее доминирование негативных эмоций и, наоборот, чем слабее зависимость от одиночества, тем слабее доминирование негативных эмоций;
– чем сильнее позитивное одиночество, тем сильнее неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, доминирование негативных эмоций и, наоборот, чем слабее позитивное одиночество, тем слабее неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, доминирование негативных эмоций.
Слабые отрицательные корреляции при уровне значимости р˂0,005 наблюдаются между переменными:
– зависимость от одиночества и неумение управлять эмоциями (R=-0,137); негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (R=-0,290); нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (R=-0,256);
– позитивное одиночество и доминирование негативных эмоций (R=-0,097).
При этом, при отрицательной корреляционной связи:
– чем сильнее зависимость от одиночества, тем слабее умение управлять эмоциями, гибкость, развитость, выразительность эмоций, желание сближаться с людьми на эмоциональной основе и, наоборот, чем слабее зависимость от одиночества, тем сильнее умение управлять эмоциями, гибкость, развитость, выразительность эмоций, желание сближаться с людьми на эмоциональной основе;
– чем сильнее позитивное одиночество, тем слабее доминирование негативных эмоций, и, наоборот, чем слабее позитивное одиночество, тем сильнее доминирование негативных эмоций.
Результаты анализа представлены в виде корреляционной плеяды (рис.5).
Неумение управлять эмоциями
Субъективное одиночество
Глубина одиночества
Неадекватное проявление эмоций
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций
Общее переживание одиночество
Доминирование негативных эмоций
Зависимость от одиночества
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
Позитивное одиночество
Рисунок 5. Корреляционная плеяда, отражающая взаимосвязь между переживанием одиночества и установлением контактов
с помощью эмоций
прямая сильная корреляционная связь,
прямая умеренная корреляционная связь,
прямая слабая корреляционная связь,
обратная слабая корреляционная связь,
Статистический вывод: получена сильная, умеренная и слабая теснота связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов, что является показателями статистически сильной, умеренной и слабой корреляционной связи при p<0,01, p<0,05, p<0,005.
Таким образом, гипотеза исследования, состоящая в предположении наличия связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов, подтвердилась.
Выводы по главе 2
1. Третья часть опрошенных студентов показали высокий уровень субъективного одиночества, что говорит о неудовлетворенности, имеющимися социальными и межличностными отношениями с окружающими людьми.
2. Третья часть опрошенных студентов показали достаточно высокую глубину переживания актуального одиночества, которое является следствием бессмысленности своего существования, отсутствия значимых связей с окружающими людьми, а также нехватки эмоциональной близости с ними.
3. Среди студентов наиболее проявлено «позитивное одиночество», которое является показателем его положительного восприятия и той роли, которую оно несет в жизни человека. Следовательно, одиночество может проявляться как негативной, так и позитивной стороной в личностном развитии.
4. Больше половины студентов испытывают сложности в установлении контактов с помощью эмоций.
5. Корреляционный анализ показал, что получена сильная, умеренная и слабая теснота связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов, что является показателями статистически сильной, умеренной и слабой корреляционной связи при p<0,01, p<0,05, p<0,005.
6. Настоящее исследование показало, что все использованные нами методики обладают рядом достоинств, состоящие в простоте применения, информативности, доступности. Недостатков в использовании этих методик обнаружено не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании изучен феномен одиночества в психологии. Для этого раскрыто содержание феномена одиночества. Одиночество является сугубо личным переживанием и обладает специфическим чувством полного погружения в самого себя. Разнообразие форм и причин одиночества порождает множество возможностей его проявления и влияния на личность.
Одиночество может проявляться в таких категориях, как чувство, процесс, отношение, потребность. Являясь психическим состоянием, одиночество может быть представлено множеством разных видов, однако основными из них являются отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и управляемое одиночество.
Феномен одиночества представлен посредством различных подходов: социологического, экзистенциального, феноменологического, когнитивного, гуманистического, психодинамического, интеракционистского, приватного подходов. Отечественная психология, в отличие от зарубежной, проблему одиночества рассматривала довольно редко, лишь в контексте общения. Одиночество исследователями понималось как отсутствие эмоционального отклика в общении, что и являлось следствием одиночества.
Практически все исследователи приходят к выводу, что переживание одиночества имеет чисто субъективный и индивидуальный характер, так или иначе одиночество описывается как тяжелое и глубокое чувство, вследствие которого могут проявляться несвойственные индивиду формы поведения. Существенным отличием отечественных подходов в исследовании одиночества, является отсутствие трагизма, которым наполнены западные работы.
В работе проведен анализ методик диагностики одиночества. Для этого проведено исследование, которое показало, что студенты имеют высокий уровень субъективного одиночества, что является показателем неудовлетворенности, имеющимися социальными и межличностными отношениями с окружающими людьми.
Кроме того, студенты показали достаточно высокую глубину переживания актуального одиночества, которое является следствием бессмысленности своего существования, отсутствия значимых связей с окружающими людьми, а также нехватки эмоциональной близости с ними.
Между тем, среди студенческой молодежи наиболее проявлено «позитивное одиночество», которое является показателем его положительного восприятия и той роли, которую оно несет в жизни человека. Следовательно, одиночество может проявляться как негативной, так и позитивной стороной в личностном развитии.
Исследование вскрыло сложности, которые испытывают большинство студентов в установлении контактов с помощью эмоций. С целью определения, наличия взаимосвязи переживаний одиночества с установлением контактов с помощью эмоций проведен корреляционный анализ, который показал сильную, умеренную и слабую тесноту связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов, что является показателями статистически сильной, умеренной и слабой корреляционной связи при p<0,01, p<0,05, p<0,005.
Гипотеза исследования, состоящая в предположении наличия связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов, подтвердилась.
В отечественной науке недостаточно работ, посвященных изучению проблемы одиночества, поэтому дальнейшее ее исследование поможет собрать новые сведения, которые будут способствовать развитию личности. Также из-за неоднозначности научного определения одиночества важно расширить методологический инструментарий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гасанова П.Г., Омарова М.К. Психология одиночества // Учебно-методическое пособие / Киев: ООО «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
- Даудова Д.М., Гасанова П.Г. Проблема одиночества в подростковом возрасте // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 50–55.
- Забабурина О.С., Семенова К.А. К вопросу о психологии одиночества // В сб.: Проблемы личности в современном мире; Сб. науч. трудов по итогам Междунар. науч.-практич. конференции. Кафедра социальной психологии и акмеологии института педагогики и психологии; Орловского гос. университета им. И.С. Тургенева. – 2017. – С. 165–168.
- Забабурина О.С. Особенности одиночества в подростковом возрасте // Ученые записки Орловского гос. университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 1 (78). – С. 243–245.
- Ильина В.А. Теоретическое направление изучения одиночества в зарубежной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. – 2007. – № 3. – С. 67–69.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2016. – 784 с.
- Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю. Личностное развитие и качество уединения // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. – № 1. – С. 30–40.
- Кольцова И.В. Психологические особенности одиноких женщин в возрасте 30-40 лет // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3 (20). – С. 744–748.
- Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2008. – 228 с.
- Лабиринты одиночества. Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
- Лященко М.Н. Феномен одиночества в контексте онтологии человека // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2018. – № 3. – С. 51–54.
- Михайлова Н.В. Одиночество как междисциплинарная проблема // Вестник Пермского университета. – 2018. – № 3 (35). – С. 420–428.
- Мосягина О.А. Одиночество в психологии: определение содержания феномена // В сб.: Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта сборник научных трудов. – 2016. – С. 65–67.
- Олейник Н.О. Теоретическая модель переживания одиночества // Вестник Пермского университета. Философия. Психологи. Социология. – 2016. – № 2 (26). – С. 104–110.
- Питько О.А., Тупикина Д.В. Психология одиночества: Теоретические аспекты изучения // В сб.: Психологическое благополучие современного человека; Материалы Междунар. заоч. науч.-практич. конференции; Уральский гос. пед. университета, Отв. ред. С.А. Водяха. – 2018. – С. 115–121.
- Порошенко О.Ю. Оптимистическая трагедия одиночества. – СПб.: 2015. – 216 с.
- Примаков В.Л., Саутина Е.Г. Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен // Вестник Московского гос. лингв. университета. Общественные науки. – 2018. – № 1 (794). – С. 244–254.
- Рапохина М.А. Анализ проблемы одиночества и жизнестойкости в современной психологии // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 159–162.
- Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиция культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2008. – № 3. – С. 32–42.
- Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. С. 27–35.
- Соколова О.Н. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2942
- Терюшкова Ю.Ю. Переживание чувства одиночества старшеклассниками в разных социальных ситуациях // Социальная психология и общество. – 2014. – Т. 5. – № 4. – С. 91–104.
- Тютюник М.В. Аспекты исследования проблемы переживания чувства одиночества у подростков // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 26-1. – С. 139–144.
- Худаева М.Ю., Зайцева О.В. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 212–215. — URL https://moluch.ru/archive/147/41422/ (дата обращения: 05.12.2017).
- Черкевич Е.А., Волобоева Г.А. Психологические особенности одиночества и обживания личности в юношеском возрасте // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – № 1. – С. 141–148.
- Чифтчи Б. Феномен одиночества // В сб.: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS; Сб. статей XIII Междунар. науч.-практич. конференции; В 2-х частях. – 2017. – С. 154–156.
- Шак А.А., Файбышенко Е.Б. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 222–225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56689.htm.
- Щиголева Н.В., Ежикова Л.В. Одиночество как проблема социальной психологии // Известия Воронежского гос. пед. университета – 2017. – № 1 (274). – С. 202–205.