Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.2. Типология личности и их роль в организации
1.3. Особенности взаимодействия личности и организации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ ПРОДАВЦА-КОНСУЛЬТАНТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Профессия продавец-консультант как профессия типа «человек-человек»
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение во внутренних факторах повышения эффективности деятельности организации придается чертам личности сотрудников. В научной литературе всегда особое внимание уделяется вопросам подбора кадров. Как отмечал А. Файоль: «Набор персонала сводится к заботам об обеспечении состава социального организма необходимыми служащими. Эта операция относится к числу наиболее важных и наиболее трудных для предприятий, она имеет большое влияние на всю судьбу предприятия» [18, с. 70].
В настоящее время возникает потребность в изучении личностных особенностей работников организаций сферы услуг, так как специфическими условиями профессиональной деятельности в подобных организациях предъявляются более высокие требования к личности, в связи с тем, что именно от личностных качеств зависит эффективность деятельности организации в целом. На современном этапе развития при анализе эффективности использования ресурсов главными становятся такие «неосязаемые» измерители, как интеллектуальный капитал, уровень удовлетворенности потребителя, социальная прибыль и т.д., т.е. возникает потребность в поиске путей активизации человеческого капитала с учетом психологических особенностей персонала организации, что и обусловило актуальность темы исследования.
Цель работы – исследование теоретических и практических аспектов роли личности в организации.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие личности;
- рассмотреть типологии личности и их роль в организации;
- выделить особенности взаимодействия личности и организации;
- проанализировать профессию продавец-консультант как профессию типа «человек-человек»;
- выявить взаимосвязь уровня эффективности профессиональной деятельности и личностных характеристик продавцов-консультантов;
- разработать рекомендации по развитию ключевых навыков и качеств продавца-консультанта для повышения эффективности деятельности организации.
Объект исследования – личность работника в обеспечении деятельности организации сферы услуг (личность продавца-консультанта).
Предмет исследования – роль личностных характеристик в эффективности профессиональной деятельности в частности и в эффективности деятельности организации в целом.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, социологии, управления персоналом и менеджмента, материалы периодической печати и научных конференций по теме исследования.
Методологическая основа исследования представлена такими методами научного познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, группировка, классификация, обобщение, наблюдение, а также методом табличного и графического представления данных.
Структурно работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие личности
Человек, индивид, личность – близкие, но не тождественные понятия являются объектом изучения различных наук: философии, психологии, педагогики, антропологии, биологии, социологии, экономики и др.
Среди этих понятий «личность» отражает наиболее сложный объект. Он находится на стыке двух миров – биологического и социального, вбирает в себя всю их многогранность, многоплановость и многомерность. Общество как социальная система не обладает такой степенью сложности, поскольку является сугубо социальным образованием, в нем присутствуют исключительно социальные черты.
На наш взгляд, в понятие «личность» необходимо включить и такой компонент, как «духовное Я», который возвратила в отечественную психологию доктор психологических наук Т. А. Флоренская [19, с. 41]. В данном контексте уместно говорить о том, что личность изучает и такая наука, как теология. Соответственно, понятие «личность» становится трехмерным: включает в себя духовное измерение, наряду с биологическим и социальным. Основные подходы к феномену личности представлены в приложении.
Понять личность человека – задача не только психологов, педагогов и медиков. Ее ставят перед собой все люди без исключения, независимо от страны проживания, культуры, в которой они выросли, профессии, которой они занимаются. Современный мир создает для человечества реальную угрозу потеряться как во внешней информации, увеличивающейся в объеме все возрастающими темпами, так и во все умножающихся контактах людей между собой. В ходе взросления, развития своей личности человек расширяет взаимодействие с социальной средой, готовится к новым, более сложным и глубоким контактам. Но если раньше в традиционных институтах общества – семье, школе, различных спортивных секциях и кружках, высших учебных заведениях, производственных предприятиях – происходило постепенное и гармоничное расширение контактов человека, его как бы переводили с одной ступени готовности на другую, то сегодня молодые люди нередко вынуждены самостоятельно определять, на какой ступени общения они находятся в данный момент. Разумеется, и до эпохи информационного взрыва молодому человеку приходилось самостоятельно давать себе оценку готовности к тем или иным жизненным переходам, но при этом старшему или наставнику принадлежала несомненно большая роль, чем сегодня [5, с. 34].
Становление личности в современном мире – настолько существенная, многогранная и сложная проблема, что решить ее можно лишь с привлечением специалистов из различных областей. Процесс становления личности напрямую связан с поиском человеком той системы ценностей, которая определит и направление его дальнейшего развития, и весь последующий жизненный путь. Профессор Дружинин отмечает: «О проблемах «жизненного пути личности», «стиля жизни», «стратегиях жизни», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» (можно перечислить еще немало терминов) заговорили в 70-80 годы. Первотолчком стала посмертная публикация книги С.Л. Рубинштейна «Человек и мир»» [6, с. 35]. Несмотря на то, что исследователи отличаются своим видением особенностей формирования личности человека на различных этапах его жизни, по-разному оценивают степень влияния на формирование личности семьи, наследственных черт, социальной среды и других обстоятельств, они едины в том, что реализация личностью своего, независимого пути обусловлена наличием у человека тех качеств, которые определяют, насколько творчески он подходит к своей жизни, насколько может противостоять негативным тенденциям, всегда имеющимся в любом обществе.
Чем в большей степени человеку присущи эти качества, тем более он способен не только анализировать свои поступки, но и понимать причинно-следственную связь между теми обстоятельствами, в которых он не просто оказался, но к которым шел сам. Такой человек расценивает любые события, произошедшие с ним, не как игру случайных факторов, но как вехи, расставленные на всем пути его личностного развития. И в этом случае последовательность всего произошедшего и происходящего с ним в жизни он видит не как отдельные и разрозненные штрихи, а как целостную картину, как единую цепочку, составленную из звеньев-событий.
Основные характеристики личности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные характеристики личности
К основным личным характеристикам также можно отнести:
- согласованность. Каждой личностью устанавливается конкретный порядок и закономерность своего поведения. Вместе с тем, зачастую разные люди аналогично действуют в одной и той же ситуации;
- физиологические и психологические свойства и признаки. В первую очередь, личность является психологической структурой, но достаточно сильная связь с физиологическими процессами и потребностями;
- регулятор человеческого поведения. Личностью оказывается влияние не только на наши действия и реакцию на окружающую среду, но и на действия человека определенным образом, формируя его ориентацию;
- многомерность. Человек представляет собой нечто большее, чем просто социальное поведение. Проявление личной многомерности отмечается во всех мыслях, чувствах отношениях и иных взаимодействиях [13, с. 43].
Для организации важное значение имеют различия в способностях личности, особенно в процессе решения вопросов о том, какую должность будет занимать тот или иной сотрудник. Руководители совместно с кадровыми службами разрабатывают и реализуют различные мероприятия по направлению способностей и поведения работников таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно добиваться конкретных целей организации, при этом создавая рабочую среду, способствующую созданию условий для профессиональной реализации каждой личности.
Таким образом, термин личность отражает общий профиль, или комбинацию черт, определяющих уникальность природы человека, то, как этот человек поступает и взаимодействует с окружающими. Личность сочетает в себе физические и психические характеристики, отражающие то, как человек выглядит, думает, поступает и что он чувствует. Понимание личности помогает разобраться в организационном поведении, поскольку мы вправе ожидать определенной и предсказуемой взаимосвязи личности и склонности вести себя определенным способом.
1.2. Типология личности и их роль в организации
Поведение личности в социальной среде во многом обусловлена не только врожденными, но и приобретенными такими свойствами, как диспозиция к людям и его труд, ценности, верования, принципы. Каждый человек может быть представлен такими важными элементами, как направление, способности и характер. Это критерий, по которому человек придерживается своего поведения. Несмотря на значительную взаимозависимость, эти компоненты можно рассматривать как особенности личности, влияющие на поведение человека.
На современном этапе развития общества проблемы управления людьми как отдельными личностями становятся первыми, а организационная сторона менеджмента смещается на задний план и превращается в некий фон, на котором рассматриваются эти проблемы.
В управлении личность определяется как субъект активной сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт. С одной стороны, эти черты формируются под влиянием природных свойств человека (нервная система, память, чувства, эмоции, восприятие и т.д.), с другой стороны, социальные характеристики (роль, статус, знания, опыт, привычки).
К. Юнг ввел представление о двух универсальных типах – экстраверт и интроверт. Помимо этого представления К. Юнг классифицировал людей по отдельным основным психическим функциям (мышление и чувствование, ощущение и интуиция), выделив, таким образом, восемь типов личностей. И. Майсрс и К. Бриггс задались целью еще более объективно обосновать представление об индивидуальных различиях. Они усовершенствовали предложенные К. Юнгом подходы к исследованию типов личности. Результатом их упорного труда стала разработанная методика, позволяющая описать индивидуальные особенности людей в научно строгих и выверенных терминах.
Местоположение человека, отдельные процессы, среда, его работа и организация в целом играют очень важную роль в установлении нормального взаимодействия между человеком и организационной средой.
Ценности и местоположение оказывают сильное влияние на предпочтения человека, решения и поведение команды. Ценности определяют предпочтения человека по принципу «приемлемо – неприемлемо», «хорошо – плохо», «полезно – вредно» и т.д. В то же время, значения являются довольно абстрактными и обобщающими. Независимо от конкретного человека, они живут «независимой» жизнью и сформулированы в форме заповедей, утверждений, мудрости, общих норм и могут быть разделены или разделены отдельными группами людей.
Человек принимает решения, основанные на оценке явлений или заключениях о свойствах этих явлений. Если эти оценки достаточно стабильны и не требуют соответствующие доказательства, они становятся
убеждениями [12, с. 89]. В общем, данный термин можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют в своем восприятии. Вера может измениться со временем.
Принципы в жизни многих людей играют огромную роль, поскольку они систематически регулируют свое поведение. Они основаны на устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступающей в качестве устойчивой формы проявления и воплощения убеждений в виде определенных стандартов поведения.
Анализ научной литературы позволяет отметить существование различных типологий личности, которые зависят от мировоззрения или профессиональной принадлежности исследователей. Психология связывает типы личности с психологическими чертами, особенностями, которые обуславливают формирование личности в схожих жизненных ситуациях. При антропологическом подходе выделяется и подчеркивается культурное и этническое сходство людей, наличие общих свойств в национальном характере. В процессе социологического анализа выделяются общие моменты ролевого поведения людей, их отношение к целям и средствам деятельности при похожих социальных ситуациях.
Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружающей среде и во взаимодействии с другими людьми [9, с. 51]. Он не только играет определенную роль в организации, он также принадлежит к небольшой социальной группе. В зависимости от уровня производительности и конечного результата в рабочей группе организации могут быть определены следующие социальные группы: