Файл: Теоретические аспекты распределения и использования прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Анализ и прогнозирование деятельности организаций в деятельности отечественных предприятий является одной из экономических проблем, потому как недостаточная финансовая устойчивость, рентабельность может привести к отсутствию у предприятий средств для развития, его неплатежеспособности и, в итоге к банкротству.

На российском рынке гостиничного бизнеса преобладает растущая конкуренция, поэтому предприятиям важно использовать комплексную систему управления финансовой деятельностью, проводить поиск и внедрять новые методы управления хозяйственной и финансовой деятельностью в гостиничные предприятия.

Следовательно, с целью успешного функционирования предприятий гостиничного бизнеса необходимо проводить эффективное управление финансовым менеджментом, постоянно наблюдая и контролируя финансовое состояние предприятия.

Теоретической основой исследования служили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Вахрушиной М.А., Пласковой Н.С., Михеева Е.В., Герасимова Б.И., Гончаровой О.Г., Орешкина О. А. и других.

Объект исследования – предприятие индустрии гостеприимства - ООО «Чалпан».

Предмет исследования – процесс формирования и распределения прибыли в организации.

Цель работы – изучение формирования прибыли в торговой организации.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие прибыли, порядок формирования прибыли в торговой организации»
  • охарактеризовать систему показателей рентабельности торговой организации ;
  • провести анализ формирования и распределения прибыли организации ООО «Чалпан».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли


1.1.Особенности финансово-хозяйственной деятельности организаций сферы гостиничного бизнеса

Под услугами понимается деятельность субъектов, направленная на удовлетворение определенных личных или коллективных потребностей заказчиков/ потребителей (отдельных граждан, предприятий, организаций).

Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. Важной частью рассматриваемой сферы выступает гостиничное хозяйство.

Под гостиницей можно понимать предприятие, занимающееся предпринимательской деятельностью, и направленное на повышение стоимости собственного капитала и получения прибыли посредством предоставления гостиничных услуг.

При реализации коммерческой деятельности в гостиничном бизнесе выполняется качественное оказание гостиничных услуг. При этом цель предприятия достигается повышением развития персонала, конкурентоспособности, эффективностью управления финансами и другими факторами. Немаловажно также изучение спроса, планирование, анализ и прогнозирования деятельности работы организации [5, с. 1].

Стоит заметить, что получение максимальной прибыли невозможно без эффективного управления капиталом. Так, финансовое состояние считается важнейшей характеристикой экономической деятельности любого предприятия, которая определяет конкурентоспособность и потенциал в деловом сотрудничестве.

Проведение оценки развития организации в финансовой, производственной, рыночной деятельности осуществляется на основании процедур, в совокупности которые носят название «экономический анализ».

Главную цель финансовой деятельности сводят к одной стратегической задаче, к увеличению активов предприятия. Для этого компания должна постоянно поддерживать финансовую устойчивость и платежеспособность, а также рентабельность. Немаловажно поддержание оптимальной структуры актива и пассива баланса [16, с.106].

Целью комплексного экономического анализа выступает повышение эффективности функционирования фирмы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Цель финансового анализа заключается в оценке экономической жизнеспособности предприятия по состоянию на текущий момент.

Основные принципы экономического анализа наглядно представлены на рисунке 1.1 [6, с.36].


Рисунок 1.1 - Принципы экономического анализа

Анализ доходности организации проводится с целью получения итогов по эффективности деятельности. Стоит отметить основные критерии эффективности управления гостиничным бизнесом, которые наглядно представлены на рисунке 1.2. [6, с.39].

Рисунок 1.2 - Критерии эффективности управления гостиничным бизнесом

Отрасль гостиничной индустрии характеризуется большим многообразием участников рынка, а также жесткой конкуренцией. На деятельность гостиницы оказывают влияние факторы среды предприятия, которые также влияют на формирование финансового менеджмента. Под экономической средой предпринимательства понимается множество взаимосвязанных экономических условий развития бизнеса и деловой жизни [14, с.231].

На формирование финансового менеджмента гостиничного предприятия оказывает влияние, следующие факторы: [1, с.28]

  • сезонность продаж,
  • высокая зависимость от изменения рыночной конъюнктуры, которая обуславливает необходимость постоянного наблюдения за финансовым состоянием,
  • низкая эластичность предложения и другие.

Среда состоит из следующих элементов, представленных на рисунке 1.3[15, с.204].

Рисунок 1.3 - Предпринимательская среда гостиницы

Следовательно, при анализе и прогнозировании деятельности гостиницы необходимо рассматривать и учитывать влияние вышеуказанных факторов. При этом стоит отметить специфику технологии и организации гостиничной деятельности, которая определяют особую структуру и динамику активов и капитала предприятия [13, с.286].

Необходимо заметить, что на предприятии гостиничного бизнеса комплексная система управления финансами отлична в связи с масштабами организации. Но финансовая деятельность направлена на обеспечение непрерывности функционирования хозяйствующего субъекта и достижение им положительных финансовых результатов.

Финансовый менеджмент, направленный на достижение стратегических и тактических целей гостиничного предприятия, является неотъемлемой частью его общей системы управления. Так, в малой организации чаще имеется только бухгалтерия, на которую возлагается функция по управлению финансами.

Также бывают структуры, не имеющие финансовой службы, а функционал по финансам перелаживается на директора или бухгалтера. [13, с.287].

На средних предприятиях имеется функциональное экономическое подразделение или специализированное финансовое структурное отделение, которое занимается управлением всеми основными аспектами финансовой деятельности. В крупных организациях создаётся несколько функциональных финансовых подразделений, подчинённых финансовому директору. Следовательно, на финансовое управление в гостиничном предприятии оказывает влияние его масштабы деятельности. При этом отмечается, что преобладает особенность управления, заключающаяся в низком уровне формализации управленческих процессов и процедур. Это связанно с простотой структуры предприятия, отсутствия реализации делегирования полномочий, компетентностью руководителя и применением небольшого числа показателей в управлении.


Можно отметить такую особенность в деятельности рассматриваемого бизнеса как преобладание внеоборотных активов, поскольку на предприятии важное место занимает техника и материальная база. Как отмечалось ранее, предложение низко эластично. Следствием чего выступает медленная окупаемость инвестиций в данный вид бизнеса.

Также особенностью гостиничного бизнеса является основные средства, которые снижают показатель отношения текущих активов к текущим обязательствам, часто оно близко к соотношению 1:1 [1, с.32].

Необходимо отметить преобладание собственного капитала в имущества организации над заёмным капиталом.

Также характерной чертой рассматриваемых организаций является малая доля или отсутствие запасов готовой продукции.

Также в связи с колебаниями спроса в структуре эксплуатационных затрат преобладает постоянная часть над переменными расходами. И при повышении спроса на услуги наблюдается снижение себестоимости. На основе изложенного выше, можно сделать вывод о том, что финансовая деятельность гостиничных предприятий имеет свои особенности, специфику и проблемы, в том числе в налогообложении, в законодательном регулировании и так далее.

Деятельность финансовой службы должна также создавать условия, приводящие к росту рыночной стоимости гостиницы. При этом учитывать и анализировать рыночный спрос и предложения, динамику внешних и внутренних факторов, эффективно управляя активами.

Выделяют следующие направления по управлению финансами гостиничных предприятий, которые наглядно представлены на рисунке 1.4 [15, с.33].

Рисунок 1.4 - Основные направления по управлению финансами гостиничных предприятий

В соответствии с рисунком 1.4, первое направление представляет собой комплексную программу воздействия на активы и их элементы для эффективности их использования. Потоки также должны быть синхронизированы во времени, должно быть обеспеченно финансовое равновесие поступления и расходования денежных средств. Важное значение имеет ликвидность оборотных средств, без которой возможно наступление банкротства [16, с. 33].

В соответствии с рисунком 1.4, второе направление представляет собой программу воздействия на капитал, оптимальное его использования, выявление основных факторов, определяющих конечный размер операционной прибыли, привлечения заёмного капитала [14, с. 33].

В соответствии с рисунком 1.4, третье направление представляет собой негативные тенденции и рисковые ситуации. Под риском принято понимать вероятность возможных потерь части ресурсов, недополучения доходов, появления дополнительных расходов по сравнению с предусмотренными [11, с.1].


Деятельность финансовой службы гостиничного предприятия направлена на планирование и прогнозирование, организацию и контроль финансовых потоков, нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

При этом финансовое управление включает в себя: [12, с.295]

  • разработку и реализацию финансовой политики,
  • информационное обеспечение в финансовых аспектах,
  • оценка инвестиций,
  • оценка капитала и затрат,
  • финансовый анализ,
  • планирование и контроль финансовой деятельности,
  • прогнозирование.

Для дальнейшего раскрытия темы работы необходимо систематизировать методики комплексного анализа и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организаций сферы гостиничного бизнеса.

1.2. Механизм распределения прибыли

Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. [16]

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия. [1.c.19]

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление. [2.c.43]