Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия
1.1 Сущность внешней среды прямого воздействия на бизнес
ГЛАВА 2. Оценка влияния косвенных факторов внешней среды на предприятие
2.1 Характеристика деятельности организации
2.2 Применение выбранных методов анализ к изучаемой компании «Стома»
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению взаимодействия организации с внешней средой.
ВВЕДЕНИЕ
Глобальное усиление конкуренции, интернационализация экономики, научно-технический прогресс и неизбежное изменение характера труда, ставят перед современным предприятием задачу своевременной, эффективной и адаптивной реакции на изменения внешней среды с использованием всего арсенала инструментов стратегического менеджмента. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать.
С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. Целью изучения темы «Анализ внешней среды организации» является формирование у студентов навыков анализа факторов внешнего окружения и выявление скрытых резервов развития предприятия с помощью различных моделей.
Задачами являются:
- изучение базовых понятий по анализу внешней среды организации;
- изучение методов анализа внешней среды;
- получение практических навыков в применение изучаемых методов анализа внешней среды при помощи проигрывания конкретных ситуаций и решений практических задач;
- формирование навыков адаптации рассмотренных методов к конкретным условиям функционирования организации.
ГЛАВА 1. Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия
1.1 Сущность внешней среды прямого воздействия на бизнес
Любая организация существует в определенной внешней среде (рис.1), которая формирует культуру, структуры, создает благоприятные и угрожающие условия. Все внешние факторы делятся на две основные группы: прямого воздействия (ближняя среда) и косвенного воздействия (дальняя среда).
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на организацию и сами испытывающие на себе прямое её влияние. К ним относятся поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, законы государственного регулирования.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, не оказывающие немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, влияющие на неё: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения.
Рис.1.1-Воздействия факторов сред на компанию
Число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора определяет сложность внешней среды. Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации, называют подвижностью среды. Взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность – это основные характеристики внешней среды.
Основная цель предприятий в существующей экономической обстановке - это сохранение целостности организации и ее конкурентоспособности в условиях нестабильности внешней среды. Как известно, внешняя среда организации состоит из факторов прямого и косвенного воздействия. Из всего разнообразия сосредоточим свое внимание на факторах прямого воздействия, а именно на трех из них: поставщики, потребители, конкуренты.
Поставщики. Сегодня многие предприятия, функционирующие в сфере услуг, осознают важную роль поставщиков и не направляют свои усилия на поиск временных ценовых выгод, а стремятся построить с поставщиками долгосрочные взаимовыгодные отношения. Они понимают, что расходы на смену поставщика могут значительно превзойти ожидаемую от этого экономию. Также важно помнить, что отношения с поставщиками не должны приводить к зависимости одного от другого, а должны представлять обоюдовыгодное сотрудничество. Важно найти поставщика, который будет максимально соответствовать всем необходимым критериям, для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия ресурсами.
Для предприятия важно выбрать наилучший вариант с точки зрения соотношения цена-качество, также важна близость расположения поставщика, сроки поставки и оплаты товара. Более того, стоит задуматься и о безопасности сотрудничества. Все, чем пользуется организация в процессе своей деятельности, начиная от финансов и заканчивая трудовыми ресурсами, предоставляется поставщиками. Соответственно, выделяют поставщиков финансовых, трудовых ресурсов, энергии, связи и т.д. В качестве поставщиков финансовых ресурсов выступают инвесторы, банки. Развитие предприятия требует пополнения оборотных активов, а это возможно в основном за счет привлечения заемного капитала. Поэтому необходим тщательный поиск поставщиков финансовых ресурсов, предлагающих наиболее выгодные условия кредитования. Поставщиками трудовых ресурсов могут выступать кадровые агентства, биржи труда. Все вместе они обеспечивают жизнедеятельность организации.
Потребители. Потребителем услуги может выступать как отдельный человек, так и организация в целом. Все изменения, происходящие во внешней среде, находят свое отражение в поведении потребителей. Исследования рынка показали, что наиболее уязвимыми сферами услуг стали: сделки с недвижимостью, туристические услуги, торговля и финансовое посредничество.
Конкуренты. Конкурентная среда организации определяется типом конкуренции и структурой рынка. Конкуренция в сфере услуг очень высока, конкурентами могут выступать как уже существующие компании, так и компании-новички, предлагающие аналогичную услугу, но конкурентов нужно рассматривать не только как опасность, но и как стимул постоянно находить новые пути совершенствования, модернизации и развития организации. На современном этапе в сфере услуг занято 69% населения, доля данного сектора экономики постоянно возрастает, следовательно, конкуренция становится ожесточеннее, и организация должна уметь быстро отвечать на действия конкурентов.
Для успешной реализации любого проекта необходимо провести серьезную предварительную работу, в которую входит, в том числе и анализ окружения.
Окружение можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю составляющие.
Под внутренним окружением проекта понимают:
-Сфера сбыта (определяется желаниями покупателей и действиями конкурентов)
-Сфера производства (важность согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства)
-Сфера утилизации и очистки (требования к охране окружающей природной среды и утилизации отходов производства)
-Сфера финансов (бюджет проекта, его смета, инвесторы и источники финансирования)
-Сфера инфраструктуры (средства транспортировки, связи и коммуникации, сети ЭВМ и информационные системы, энергоснабжение, коммунальные службы, базы данных, сбытовая сеть, логистика и материально-техническое снабжение, промышленная инфраструктура, обслуживающие системы)
Во внешнее окружение входит:
- Рынок сбыта
- Рынок средств производства
- Рынок капитала
- Рынок сырья и полуфабрикатов
- Рынок услуг и сервиса
Внешняя составляющая существует независимо от проекта, в отличие от внутренней, однако они обе находятся с ним в функциональном взаимодействии.
Помимо внешнего окружения проекта, определенное влияние оказывает также ряд отдаленных факторов (не связанных напрямую с ним, но определяющих условия его реализации и внедрения):
- Политика (политическая стабильность, поддержка проекта правительством, националистические проявления, уровень преступности, торговый баланс со странами - участницами проекта)
- Экономика (структура национального хозяйства, тарифы и налоги, страховые гарантии, уровень инфляции и стабильность валюты, развитость банковской системы, развитость рыночной инфраструктуры, уровень цен, состояние рынков сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы)
- Общество (уровень жизни, уровень образования, свобода перемещения, трудовое законодательство, здравоохранение и медицина, условия отдыха)
- Закон и право (права человека, право на ведение предпринимательской деятельности, права собственности, законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот)
- Наука и техника (уровень развития фундаментальных и прикладных наук, информационных технологий и компьютеризации, промышленных и производственных технологий, энергетических систем, транспортных систем, связи и коммуникаций)
- Природа и экология (природные ресурсы, стандарты качества воздушного бассейна, водных источников и почвенного покрова, законодательство по защите окружающей природной среды)
Особое воздействие оказывает также стиль руководства. Именно с решения управления о постановке целей, миссии и задач, а также требований начинается путь проекта к успеху.
Система умного учета электроэнергии Smart metering подвержена влиянию множества внешних и внутренних факторов, выявление которых является важнейшей задачей. Ниже мы попробуем рассмотреть ключевые из них и объяснить, каким образом они сказываются на проекте.
Политические факторы:
- ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)- устанавливает единый таможенный тариф, влияющий на стоимость поставки оборудования, а также предоставляет различные льготы странам-участницам.
- ВТО (Всемирная торговая организация) – регулирует и унифицирует торговые отношения.
- НАТО – североатлантический альянс стран, поддерживающих друг друга в научном и экономическом плане.
Экономические факторы:
- Курс валют - определяет стоимость заграничных комплектующих.
- Ставка рефинансирования – определяемая Центральным банком, задает условия, в которых будет работать сторона-реализатор.
Уровень инфляции - определяет уровень жизни и стоимости в государстве.
Социальные факторы:
- Стремление к энергосбережению – уровень сознания, стремление сберечь важные ресурсы.
- Отношение к стороне, реализующей проект.
Закон и право:
- Законы
- Специальные законы, направленные на реализацию программ (Канадский закон об установке умных счетчиков).
- Льготы или тарифы, в зависимости от принадлежности страны к различным организациям.
Научные факторы:
- Уровень развития систем поставки энергии
- Уровень развития «умных» технологий
- Уровень промышленных и производственных технологий
- Природные, экологические факторы:
- Тенденция к сокращению энергозатрат.
Теперь рассмотрим внутренний круг факторов:
1) Сфера сбыта – включает в себя градообразующие предприятия, распределительные компании.
2) Сфера производства – включает в себя обширный перечень компаний и специалистов.
Помимо этого, производство, монтаж и наладка оборудования также должны производиться соответствующими специалистами.
3) Сфера финансов – в первую очередь это государственные инвестиции. Также возможна помощь банков, предоставляющих финансовые средства на выгодных условиях.
4) Материально-техническое обеспечение – необходимо найти поставщиков оборудования, а также средств инженерной защиты подстанций и приборов по увеличению мощностей.
5) Сфера инфраструктуры – необходимо обеспечить телефонную, сетевую связь между отделами.
1.2 Количественная оценка подверженности влиянию внешней среды прямого воздействия через конкурентоспособность
Внешняя среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого руководитель может контролировать внешние факторы. Анализируя внешнюю среду необходимо ответить на несколько важных вопросов. Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации? Какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации? Какие факторы предоставляют большие возможности для достижения целей организации? Оценку внешней среды обычно проводят с помощью STEEP анализа. S (social) – социальные факторы; T (technological) – технологические факторы; E (economic) – экономические факторы; E – экологические факторы; P (political) – политические факторы. Помимо STEEP-факторов целесообразно проанализировать рынок и конкурентов.