Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Сущность человеческих ресурсов в организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность человеческих ресурсов в организации
Человеческие ресурсы как составляющее стратегического развития
1.2 Методы оценки человеческих ресурсов организации
Глава 2 Анализ человеческих ресурсов ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Общая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Изучение кадровой политики банка
2.3 Этапы, методы обучения человеческих ресурсов ООО ХКФ Банк
Оценка работы человеческих ресурсов ООО ХКФ Банк со стороны руководства и клиентов
Глава 3 Стратегия по повышению качества человеческих ресурсов ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Введение
Роль человека для экономики резко возросла, потому что именно интелектуальный труд стал лидирующим в производственной сфере. В первую очередь, это связано с тем, что в результате научно-технической революции, общество стало остро нуждаться в высококвалифицированной рабочей силе. В настоящее время в большинстве развитых странах разрабатываются и реализуются программы по повышению качества рабочей силы и обучению специалистов в сфере управления. Высокая квалификация работников является залогом устойчивости на рынке труда и социальной защищенности, так как данные работники более мобильны, а это значит, что они способны быстро и самостоятельно трудоустроиться.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность настоящей темы исследования. Степень разработанности проблемы в нашей стране характеризуется очень ограниченным количеством фундаментальных исследований в данной научной сфере. Изучение социально-экономического содержания человеческого капитала базируется на теоретических тезисах о трудовой деятельности, персонале, управлении персоналом, которые разработаны в отечественных трудах. К авторам, изучающим данные вопросы, относятся: Н.А. Горелов, В.А. Дятлов, А.П. Егоршин, В.Ю. Забродин, Д.К. Захаров, Е.В. Маслов, В.А. Пугачев, А.И. Рофе, С.В. Шекшня, А.Я. Кибанов, Э.А. Уткин, В.Р. Веснин, А.О. Мазин, В.М. Свистунов, Э.Е. Старобинский и др. Однако обзор имеющихся источников по данному вопросу показывает, что ряд важных проблем остается недостаточно изученным, например, роли человеческого капитала в банковской сфере.
В связи с этим объектом исследования выступает человеческий капитал
Предмет исследования – стратегии повышения качества человеческого ресурса в банковской деятельности.
Основной целью работы является разработка стратегии по повышению качества человеческого капитала на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- изучить сущность и дать характеристику категории «человеческий капитал»;
- рассмотреть основные методы оценки человеческого капитала;
- охарактеризовать показатели эффективности вложений в человеческий капитал;
-выделить специфику кадровой политики ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
- проанализировать этапы, методы обучения персонала;
- провести оценку работников банка;
- разработать стратегии по повышению качества человеческого капитала в банке;
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы (системный подход и принцип объективизма); методы анализа научной литературы; обобщение; классификация и систематизация; сравнительный анализ и т.д.
Нормативно-правовой основой работы являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
Информационную (эмпирическую) базу составляют: научные источники в виде данных и сведений из статей научных журналов, книг, монографий, докладов в рамках научных конференций.
Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания и специфики человеческого капитала в банковской сфере.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащихся в ней анализ может быть использован в качестве дополнительного материала в ходе изучения и подготовки докладов, работ в рамках изучения данной темы.
Результаты выполненного исследования изложены в работе, состоящей из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Сущность человеческих ресурсов в организации
Человеческие ресурсы как составляющее стратегического развития
В Оксфордском толковом словаре по бизнесу человеческий капитал или ресурс определяется как «умение и мастерство, общее или специфическое, приобретенное человеком в ходе профессиональной подготовки и производственного опыта» [11, с. 96].
Здесь особенно подчеркивается релевантность данного понятия в постиндустриальном обществе, или обществе знаний. Но ситуация с определением сущности понятия человеческого капитала не так проста. Подсчитать экономическую выгоду от профессиональной подготовки в отрыве от других факторов жизнедеятельности человека не помогут даже самые изощренные расчеты с опорой на компьютерную технику.
Суть проблемы в том, что в обществе знаний меняются многие приоритеты и знания с трудом поддаются процедуре исчисления, поскольку, благодаря их рекомбинации (или появлению нового знания в результате творческого процесса), они могут выступать как вполне учитываемый источник экономического роста. На самом деле, подсчитать эффект от научного или технического открытия можно лишь после того, как его результаты внедрятся в практику. Включать же его в качестве заранее просчитываемого ресурса принципиально невозможно [4].
Для развития соответствующих трудовых способностей и навыков предусматривается создание специальных социальных систем, ориентированных на личностный рост и психофизическое сопровождение профессионала в условиях постоянного обновления знаний и производственных технологий.
Это предполагает формирование из населения экономически активного контингента путем целенаправленной подготовки его к квалифицированному труду и нацеленности на профессиональную карьеру, создание предпосылок для трудовой миграции и социальной адаптации в условиях глобализации [4].
Подобные меры призваны обеспечить конкурентоспособность рабочей силы на международном рынке труда, профессиональное самоопределение и эффективную сертификацию специалистов.
В соответствии с Британской энциклопедией, понятие человеческого капитала стало востребованным, когда выяснилось, что физическое накопление капитала само по себе не является источником экономического развития [4].
Многие аналитики обратили внимание на недостаток образования и умений у населения как ключевой фактор отставания. Нужно было выделить параметры специфических умений и образовательного уровня, чтобы научиться подсчитывать вес человеческого капитала в экономическом росте [33, с. 111].
Качество рабочей силы стали измерять новыми параметрами, в число которых входили и «рыночная ориентация» специалиста, и его умение переструктурировать свои способности и навыки, а это, в свою очередь, предполагало налаживание системы непрерывного образования и ее постоянную модернизацию с опорой на новейшие информационные технологии. Заметная интенсификация исследований в данной области наметилась после получения американским экономистом Г. Беккером Нобелевской премии за теорию рационального выбора, изложенную в монографии «Человеческий капитал» (1964 год), важнейшей идеей которой было утверждение о растущей роли знаний в процессе формирования современной рабочей силы [33, с. 111]. В ней отмечалось, что вложения в образование, подготовку специалистов и в здравоохранение соотносимы с вложениями компаний в новое оборудование. Инвестиции в человеческий капитал определялись как совокупность денежных затрат на образование и недополученный доход за время обучения. Беккер показал прибыльность таких инвестиций как для отдельного индивида, так и для общества в целом. Обсуждая сдержанное отношение к подобным инвестициям со стороны работодателя, считавшего, что при этом он оплачивает общественное благо в ущерб своим интересам, Беккер показал, что специальное обучение работника способствует росту «улавливаемой» прибыли [5]. На основании изложенного выше можно говорить о тенденции к выявлению положительной зависимости роста трудовых возможностей работника и его отдачи, а также производительности и качества труда от уровня образования и квалификации, основанной на знаниях. Следует, однако, отметить, что человеческий капитал, подобно физическому, подвергается обесцениванию, в силу чего для его формирования необходимо инвестировать средства и в дошкольное образование, и в обучение без отрыва от производства. А это, в свою очередь, делает идею образования в течение всей жизни особенно актуальной в современных условиях [8]. С позиций новой дисциплины «Экономика образования» выяснилось, что в экономически развитых странах вложения в человеческий капитал обеспечивают около трети прироста национального дохода. Таким образом, он выступает в качестве долговременного экономического ресурса, воспроизведенный оборот которого в 5—6 раз продолжительнее средних сроков оборота основного капитала. Необходимо отметить, что понятие «человеческий капитал» не дает интегрального представления о человеке. Представление о человеке как о производительной силе и потребляющем агенте, с одной стороны, и самоценном существе, способном к саморазвитию в современных условиях, — с другой, привели к возникновению концепции устойчивого развития и ключевого для нее понятия «человеческий потенциал» [4]. Человеческий потенциал общества определяют уровень образования и профессиональной пригодности его членов, состояние общественного и личного здоровья, благоприятная демографическая перспектива, духовно- моральное настроение населения [4].
1.2 Методы оценки человеческих ресурсов организации
Оценка результатов деятельности – это изучение труда и его достижений; данные используются для планов. Текущая оценка к результатов и факторов, определяющих достижения этих и к их динамики [8].
Оценка персонала - процедура, осуществляемая для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) включает:
- оценка потенциала работника профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые, нравственные и психологические качества, здоровья и работоспособности, уровня общей культуры;
- оценку индивидуального вклада - позволяет установить качество, сложность и результативности труда конкретного работника и его соответствие занимаемому месту;
- аттестация персонала
- учитывает потенциал и индивидуального вклад работника в конечный результат [6].
Цель результатов деятельности заключается в степени его труда. требует, руководители информацию о том, насколько каждый выполняет ему обязанности. эти сведения своим подчиненным, информирует их о том, как они справляются со работой, и дает им исправить свое поведение, если оно не принятому. с тем, результатов деятельности руководству определить наиболее работников и реально уровень их достижений, их на привлекательные должности [7]. Сама производительность труда прямыми – продукции, выработанной в времени и показателями – трудоемкостью, то есть временем, затраченным на единицы продукта; показатель производительности – продукции, в времени. Другими показателями являются (соответствие продукции ГОСТА-ам и технологии), качественная (способность требуемые в интервал времени), надежность (вероятность требуемых в течение заданного и в условиях) [4]:
– субъективные, психологические, показатели эффективности: человека, вовлеченность сторон и психики в осуществление деятельности, не умственных, способностей человека, но и исполнительных операций, действий, а также зрелость мотивационно-волевых компонентов, человека и удовлетворенность его и результатом, успех-неуспех в предыдущей деятельности, а психологическая цена по затрат личностных ресурсов, напряженности функций и процессов, необходимых для нужного результата [12]. С объективных и субъективных эффективность, труда как интегральная характеристика, «показатели и выпускаемой продукции, в к и затратам на ее производство, и «цене» усилий, а также по к здоровья и личности трудящихся». Подчеркивается, что труда – это не технико-экономические показатели, но и социальные и аспекты деятельности [4]. Другими авторами отмечается, что и означают не получение лучшего результата, но и труда для – длительность труда, лишних и движений, утомления за счет устранения однообразия, монотонии, удовлетворенности по причине достижения успехов [13]. Эффективность труда тесно связанна с работоспособностью человека. Под работоспособностью понимается как «одно из социально-биологических биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течении заданного времени и с требуемой и качеством». Выделено две группы определений работоспособности. В – определяют через понятие возможностей организма, во – понятие производительности труда, то есть продукции в времени, время выполнения на уровне и т.д [14]. Отмечается, что хотя в содержании работоспособности функциональные человека и эффективность, качество деятельности, из этих само по себе не подменять понятие работоспособности. В труда определилось направлений работоспособности:
- анализ производительности в смены (выработка продукции; время, затрачиваемое на и т.д.), субъективного состояния работающего в смены (наличие усталости, жалобы);
- изучение функционального работающего в смены, до и работы. Замечено, что производительностью и состоянием организма не жесткой зависимости [1].
Повышая производительность труда, почти не на своих максимальных возможностей. По исследований, работа оказывается наиболее при темпе работы, этот всегда лежит несколько ниже возможностей [15].
Показатели работоспособности и иным образом: (к ним относятся количественных и показателей труда, а также изменения состояния системы) и (ощущения усталости, вялости, ощущения). Психологи выделяют периоды работоспособности(рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Периоды работоспособности
Описание «кривой работы» в научных трудах по физиологии труда представленно ниже (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2- Описание «кривой работы»
В со сказанным работоспособность по ряду прямые – эффективность и выполнения задач или отдельных действий в реальных ситуаций и в ходе особых тестов на элементы деятельности; показатели текущего функционального (в деятельности или и по в анкетах), а показатели возможностей при нагрузочных проб (степени напряжения, возможности и др). различать наличный работоспособности на отрезок (результат деятельности и цена деятельности), а потенциальную работоспособность (динамику развития, совершенствования профессиональных качеств и функций) [13]. В целом, успешность деятельности организации предполагает наиболее эффективное использование всех имеющихся ресурсов, в первую очередь, человеческих активов. В связи с этим повышение эффективности использования человеческого капитала должно стать приоритетным направлением управления современной организации [12]. Поэтому инвестициями в человеческий капитал являются любые вложения в человека, которые влияют на рост его доходов и производительности труда. На сегодняшний день самым важным компонентом инвестиций в человеческий капитал абсолютно во всех государствах считаются затраты на обучение на производстве. В каждом обучающем проекте большая часть знаний доводиться на самостоятельную подготовку и обучение. В последнее время все больше возрастает значение человеческого капитала для отдельных организаций. В первую очередь это связано с тем, что они заинтересованы в том, чтобы их сотрудники были квалифицированными и грамотными специалистами, а так же соответствовали текущими потребностями производственной сферы [16].