Файл: Оценка стоимости бизнеса. Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия
1.1 Понятие и принципы оценки бизнеса
1.2 Допущения и ограничивающие условия при оценке бизнеса
1.3 Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса
2. Подходы и методы, используемые в оценке бизнеса
2.1 Оценка бизнеса доходным подходом
2.2 Затратный подход к оценке бизнеса
2.3 Рыночный (сравнительный) подход
3. Оценка стоимости предприятия ООО «Палантир»
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Анализ финансово-экономических показателей магазина
Введение
В мировой практике используют множество подходов к оценке стоимости предприятий, их активов и бизнеса в целом. Однако вполне можно утверждать, что вопросам оценки бизнеса уделяется недостаточно внимания. Это подтверждается тем, что при проведении оценочных работ российскими компаниями многие из подходов либо не используют, либо используют, но очень редко, в итоге всесторонней, полной и объективной оценки размера капитала практически не бывает.
В российских компаниях имеется небольшой опыт в осуществлении рыночной оценки стоимости бизнеса. Актуальность этой темы в настоящее время связана со сложностью вычисления стоимости предприятий из-за все еще действующего экономического кризиса в стране. В первую очередь это характеризуется необходимостью учета высоких рисков, которые характерны для формирующегося рынка.
При оценке стоимости бизнеса особого внимания заслуживает вопрос использования методов оценки. В данной курсовой работе будут рассмотрены наиболее распространенные подходы по вопросам применения методов оценки у зарубежных и отечественных специалистов. Таким образом, целью данной работы является оценка стоимости предприятия на основе анализа применяемых современных методик оценки стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:
- исследовать сущность и принципы оценки стоимости бизнеса;
- проанализировать существующие методы оценки стоимости предприятия;
- оценить стоимость бизнеса на реальном примере;
- сформулировать выводы по произведенным расчетам.
Объектом исследования будет ООО «Центр света «Палантир».
Предмет исследования – стоимость бизнеса исследуемого предприятия.
Изучение выбранной темы проводилось с помощью следующих методов познания: метод теоретического анализа различных источников литературы, структурный, функциональный, системный и сравнительный метод, метод описания, балансовый метод, метод обобщения полученных сведений.
Проблема оценки стоимости бизнеса рассматривается многими источниками современной научной экономической литературы. В качестве теоретической основы изучения использовались труды и учебные пособия таких авторов, как: А.Д. Шеремет, М.С. Абрютина, П.П. Табурчак, В.С. Валдайцев, А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, В.В. Ковалев, и пр.
Поставленная цель и задачи сформировали структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая состоит из 3 глав, заключения, а также включает в себя библиографический список и приложения. Работа изложена на 45 листах, в процессе ее подготовки и написания было использовано 23 источника литературы.
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия
1.1 Понятие и принципы оценки бизнеса
Бизнес – это не просто совокупность имеющихся объектов движимого и недвижимого имущества, это так же и система отношений, сопутствующая данному имуществу и возникающая благодаря ему. Следовательно, оценка бизнеса не будет сведена лишь к оценке имущества в комплексе. Есть нематериальные активы, создающие добавленную стоимость. Они и капитализируют прибыль бизнеса.
Оценка стоимости бизнеса – это оценка рыночной стоимости либо всего собственного капитала предприятия, либо отдельной его части, например, его акций. Стоит отметить, что оценка бизнеса и оценка рыночной стоимости имущества – разные вещи, так как часть активов бизнесам может быть заимствована из заемного капитала.
В нынешних условиях экономики, когда конкуренция так сильна, а рынок перенасыщен, требования к знанию стоимости своего бизнеса являются необходимостью. Специалисты говорят, что, не зная стоимости своего бизнеса невозможно осуществлять эффективную управленческую политику. Знать стоимость своего бизнеса – это только первый этап в постановке системы управления стоимостью.
Существует несколько принципов оценки бизнеса. Выделим три основных:
- Принцип, основанный на представлениях собственника;
- Принцип, связанный с эксплуатацией собственности;
- Принцип, обусловленный действием рыночной среды.
Такое разнообразие принципов не означает, что их можно применять в комплексе. В каждом из них можно выделить ещё несколько групп, основных и вспомогательных. Также стоит отметить, что принципы не всегда работают идеально, в реальной жизни, зачастую, их может исказить влияние извне. Например – государственное вмешательство. Несмотря на активное развитие, рыночные отношения еще не совершенны, и это так же деформирует применение принципов экономики. Принципы оценки в такой ситуации могут отражать только тенденцию экономического поведения субъектов, но не могут дать им гарантию.
Итак, первая группа принципов. Главный критерий стоимости любого объекта имущества – это его полезность. Исходя из этого, принимается, что бизнес имеет стоимость лишь в том случае, когда может быть полезен потенциальному покупателю – будущему собственнику. Разумеется, что полезность для каждого собственника индивидуальна, хотя и определена во времени как количественно, так и качественно. Единственный общий фактор оценки – способность бизнеса приносить доход. Из данного критерия складывается полезность бизнеса.
Под полезностью понимается способность бизнеса к принесению дохода в течение данного периода времени. Чем более велика полезность, тем выше сумма оценочной стоимости. Принцип полезности заключен в том, что чем больше предприятие способно удовлетворить потребность собственника, тем выше величина его стоимости. Разумно то, что для любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна превышать минимальную цену на аналогичное предприятие с таким же уровнем полезности. Кроме того, стоимость объекта не должна быть выше, чем может стоить построение нового объекта с аналогичной полезностью в соответствующие сроки.
Существует еще один аспект применения принципа полезности: если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. Стоит отметить, что замещающий объект не обязан быть абсолютно похож на оцениваемый, но общие критерии должны быть таковыми, чтобы собственник мог рассматривать его как аналогичный заменитель. Однако, заменяемые объекты не должны быть абсолютно идентичными по своим функциям, например, субъект хочет купить предприятия, производящее запчасти для автомобилей марки «Audi», при этом ему необходимо сравнить цены на похожие предприятия, производящие запчасти для других марок автомобилей.
Зачастую, даже вид бизнеса может меняться, ведь покупатель неограничен его выбором. Исходя из этого, можно определить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия – принцип замещения. Звучит он так - максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности соответственно происходит еще один принцип – принцип предвидения (принцип ожидания). Прошлое и настоящее состояния и функционирования бизнеса, безусловно, важны, но на экономическую оценку влияет его будущее. Соответственно, прогнозирование будущего дохода и будет являться определяющим фактором в таком подходе. В учет берется будущая отдача от работы бизнеса, а так же выручка от продажи. Главные определяющие факторы – величина дохода, качество и продолжительность денежного потока от функционирования бизнеса. Данные ожидания могут претерпевать изменения.
Ожидание - это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть приобретены в дальнейшем времени от владения предприятием.
Второй тип принципов заключается в представлении производителей и обусловлен эксплуатацией имущества. Любой вид деятельности, приносящий доход имеет 4 фактора производства: земля, рабочая сила, капитал и управление. Совокупность этих четырех факторов образуют доходность бизнеса.
Для полной оценки стоимости предприятия необходимо знать, какой вклад приносит в доход каждый из этих факторов, говоря иначе – как влияет тот или иной фактор на доходность. Отсюда проистекает еще один принцип оценки – принцип вклада, которые состоит в следующем: если включаемый в систему функционирования предприятия дополнительный актив принося доход восполняет затраты на приобретение и включение в систему этого самого актива, то данное действие целесообразно, и наоборот.
Существует такое понятие, как остаточная продуктивность. Она возникает, когда земля позволяет собственнику извлечь максимальный доход и до предела уменьшить затраты. Говоря иначе, бизнес будет оценен выше, если земля будет приносить высокий доход, а положение позволит свести затраты к минимуму. Остаточная продуктивность земли будет являться чистым доходом, после уплаты расходов на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.
Факторы производства так же подлежат оценке, но оцениваются они не сами по себе, а учитывается период их воспроизводства место в обороте капитала. Сюда входит понятие амортизации – изношенное техническое оборудование рано или поздно потребует полной замены и установки нового оборудования, либо ремонта. Данные аспекты не могут не учитываться при оценке стоимости бизнеса. Высококвалифицированный состав рабочей силы напротив, оценивается с учётом изменения или неизменности вида производственной деятельности, квалификации рабочего персонала. Учитывается и тот факт, что специалисты, имеющие большой опыт работы на устаревшем оборудовании будут обучаться работе на новом гораздо труднее и медленнее.
При изменении какого-либо из вышеперечисленных факторов может меняться и стоимость предприятия, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Здесь в силу вступает еще один принцип оценки бизнеса – по мере добавления ресурсов к основным факторам производства, чистая прибыль может быть увеличена быстрее темпа роста затрат. Это будет происходить, пока не достигнет определенного пика, далее отдача будет расти, но медленными темпами. Такое замедление будет происходить до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип основан на теории предельного дохода и носит название принципа предельной производительности.
Как говорилось выше, предприятие – это система, которая функционирует благодаря сбалансированности, пропорциональности входящих в нее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованны между собой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия.
Исходя из этого, можно выделить еще один принцип – принцип сбалансированности, или пропорциональности. Его суть заключается в том, что максимальный уровень дохода может быть достигнут, когда все величины факторов производства функционирует оптимально.
Третья группа принципов действует под влиянием рыночной среды. Главенствующим фактором, который оказывает влияние на ценообразование в рыночной экономике, является соотношение спроса и предложения. Если они находятся в состоянии равновесия, то цены будут стабильными и могут даже совпадать со стоимостью, если будут соблюдаться условия совершенного рынка. Если на рынке происходит преобладание спроса над предложением, то цены могут увеличиваться от своей стоимости в несколько раз. Если рынок перенасыщен предприятиями-банкротами, то цены на имущество таких предприятий могут быть гораздо ниже рыночной стоимости.
Такие факторы как спрос и предложение весьма эффективно влияют на цены, и являются чуть ли не первостепенными факторами в ценообразовании. Однако, в некоторых периодах на рынке имущества предприятий они могут не действовать. Происходит это под влиянием рыночных искажений, которые являются следствием монопольного положения собственников, а иногда из-за государственного влияния. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятия.
Таким образом, если предприятие полностью соответствует всем рыночным стандартам, присущим в конкретное время и место, то цена на этот бизнес будет среднерыночной и колебаться незначительно. Если предприятие по каким-либо критериям не соответствует требованию рынка, то его цена снижается. С действием данной закономерности связан следующий принцип – принцип соответствия. Согласно этому принципу, предприятия, которые не соответствуют требованиям рынка по оснащенности своего производства, по своим технологиям, уровню доходности и прочим факторам, вероятнее всего будут оцениваться ниже среднего значения.