Файл: Оценка стоимости бизнеса. Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия
1.1 Понятие и принципы оценки бизнеса
1.2 Допущения и ограничивающие условия при оценке бизнеса
1.3 Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса
2. Подходы и методы, используемые в оценке бизнеса
2.1 Оценка бизнеса доходным подходом
2.2 Затратный подход к оценке бизнеса
2.3 Рыночный (сравнительный) подход
3. Оценка стоимости предприятия ООО «Палантир»
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Анализ финансово-экономических показателей магазина
Таким образом, для оценки бизнеса желательно выбирать такой подход, который в наибольшей степени подходит к характеристике конкретного предприятия. Кроме того, широко используется и опционная модель. Она допускает, что стоимость предприятия может быть меняющейся величиной, напрямую зависящей от множества внешних факторов.
Выводы по второй главе:
На практике выделяют три подхода к оценке стоимости компании: сравнительный, доходный и затратный. В каждом подходе существуют методы оценки. Так, доходный подход базируется на двух методах: метод капитализации и метод дисконтированных денежных потоков. Сравнительный подход состоит из трех методов: метод рынка капитала, сделок и метод отраслевых коэффициентов. Затратный подход основан на двух методиках: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Для оценки бизнеса желательно выбирать такой подход, который в наибольшей степени подходит к характеристике конкретного предприятия.
3. Оценка стоимости предприятия ООО «Палантир»
3.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Палантир» (сокращенное название ООО «Палантир») зарегистрировано 12 ноября 2002 года Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному округу г.Москвы. Основной целью создания предприятия является получение максимальной прибыли за счет розничной торговли товарами.
Учредителями ООО «Палантир» являются 2 физических лица (Царева Инна Викторовна и Шахов Александр Валерьевич), вложившие в уставной капитал средства в размере 10000 рублей. Шахов Александр Валерьевич является генеральным директором компании. Фирма относится к субъектам малого предпринимательства, категории – малое предприятие.
В соответствии с регистрационными документами основным видом деятельности является: (ОКВЭД 52.44) - «Розничная торговля мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями». Помимо этого за фирмой зарегистрировано 20 дополнительных видов деятельности, среди которых: розничная торговля изделиями из дерева, текстильными и галантерейными изделиями, товарами из керамики и стекла, обоями, чистящими средствами, и т.д.
При постановке на учет предприятие получило следующие регистрационные данные: ИНН 7707312840, КПП 770701001, ОГРН 1027707009989. Регистрационный Номер - 770301115577031.
Официальный адрес компании: 127055, г. Москва, ул.Лесная, д. 63/43, стр.2. Адрес офиса по работе с покупателями: г. Москва, ул. Новослободская, д.43. Телефон: 8(495)9258829. E-mail: info@palantirsvet.ru.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование. Его правовое положение определяется действующим законодательством и Уставом. Компания имеет право от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде.
Итак, салон «Центр света Палантир» представляет собой большую торговую точку, где можно купить любой светильник и решить проблемы, связанные со светом. Это возможно благодаря большому опыту работы фирмы со светильниками, проектами и фабриками, который в этом году превысил 15 лет. Особенностью данного магазина является то, что каждый менеджер отлично знает ассортимент товаров, а следовательно, сможет проконсультировать и помочь подобрать любой нужный свет. Благодаря удачной планировке торгового зала вся продукция, разделенная по тематическим зонам, хорошо просматривается и легко находима.
Данный магазин светильников помог выйти на рынок России нескольким раньше не известным фабрикам, которые теперь пользуются устойчивым спросом. В ассортименте магазина находятся как обычные осветительные приборы по доступным ценам, так и актуальные лампы известнейших брендов. Благодаря налаженным связям с производителями, зачастую торговая точка имеет такие модели светильников, которые можно приобрести только с помощью предварительного заказа.
Для дизайнерских студий ООО «Палантир» предлагает такую услугу, как бесплатный подбор и светотехнический расчет освещения для проектов. Также для дизайнеров данный салон света проводит большую программу по сотрудничеству и поддержке, которая включает в себя систему скидок, информационную поддержку, различные акции. Для покупателей, которые приобретают крупные или сложные в установке товары, оказывается услуга по бесплатной доставке и установке.
В настоящее время магазин светильников «Центр света «Палантир», находящийся в городе Москва на пересечении улиц Лесная и Новослободская, является одним из крупнейших в России по площади специализированным магазином. Торговый зал магазина имеет более 2500 моделей итальянских фабрик, постоянно дополняя ассортимент новыми позициями. Разнообразие ассортимента не ограничено только торговым залом, клиенты также могут выбрать любые светильники из каталогов производителей Италии, Австрии, Германии и других стран Европы.
Сотрудники компании стараются отслеживать мировые новинки в сфере интерьерного освещения, посещая мировые выставки осветительной тематики, с помощью которых идет подбор товаров-новинок и новых производителей. Также специалисты ООО «Палантир» регулярно посещают фабрики партнеров, что позволяет изучить качество материалов реализуемой продукции и понять особенности технологии производства.
Ассортиментный ряд данной торговой точки включает в себя люстры и подвесы, потолочные, настенные, настольные, напольные, встроенные, уличные светильники. Есть как классические модели, так и дизайнерские разработки, лампы отражающие свет и светильники, имеющие датчик движения, и пр. Более подробно с ассортиментом можно ознакомиться на сайте компании.
Три года назад на базе «Центра света «Палантир» появился проект по разработке и производству отечественных светильников «Механика света». Этот проект потребовал больших вложений, открытия в Санкт-Петербурге небольшого собственного производства, закупки соответствующих материалов, привлечения дизайнеров, и т.д. Из-за этого проекта компания с 2014 года в силу больших расходов несла убытки, однако в этом году ожидается положительный финансовый результат.
Первую коллекцию дизайнерских светильников собственного производства, которая называется «Эколиния», фирма успешно выпускает уже более полутора лет и непрерывно расширяет. Совместно с ней создана новая коллекция «Диаметр». Сейчас фирма работает над коллекцией «Простые формы».
Миссией ООО «Палантир» является удовлетворение потребностей клиентов. На основании этого к каждому заказчику используется индивидуальный подход, сотрудничество с каждым покупателем строится с учетом всех его пожеланий. Именно поэтому фирма предоставляет хороших менеджеров-консультантов и освещение под любой дизайн помещения.
Своей стратегией руководство компании считает выход на зарубежный рынок и охват большого количества потребителей отечественного рынка. Более подробный план действий в сфере развития фирмы и проекта «Механика света» организаторы пока держат в секрете.
Как уже говорилось, магазин светильников «Палантир» начал свою работу в 2002 году. С самого начала руководство компании выбрало такую ассортиментную стратегию, которая предполагает разнообразие и широкий ассортимент товаров. В результате фирма заметно выделяется среди конкурирующих организаций благодаря своим дизайнерским товарам, создавая дополнительный спрос на уникальную продукцию зарубежных производителей.
В Москве существует множество фирм, которые торгуют осветительными приборами, поэтому можно утверждать, что рынок достаточно насыщен товарами и конкуренция большая. Рассмотрим долю рынка нескольких крупных магазинов, реализующих светильники (рисунок 2).
Рис.2. Основные конкуренты ООО «Палантир»
Некоторые из этих магазинов специализируются только на одном конкретном бренде или на товарах собственного производства, некоторые компании (Твой дом, Мир Люстр, Галерея света) работают с несколькими поставщиками, предлагая огромный ассортимент по доступным ценам.
Анализируемая торговая точка «Палантир» завоевывает своих покупателей благодаря дизайнерскому подходу и разнообразию светильников. Она занимает среднюю позицию на рынке, немного обгоняя по продажам перечисленные компании. Наибольшую долю рынка имеет компания «Леруа Мерлен», имеющая по Москве и Подмосковью 9 магазинов. Некоторые из них ориентированы именно на свет и представляют ассортимент светильников до 2,7 тысяч наименований.
В настоящее время основной целью компании «Палантир» является завоевание рынка новизной и качеством товаров собственного производства. Фирма ориентируется на рынок розничных покупателей. На долю корпоративных и офисных заказчиков приходится всего около 11%, 35% - работа по дизайнерским проектам и остальные клиенты – физические лица. Потребительские предпочтения постоянно меняются, поэтому при планировании ассортимента руководство компании обязательно учитывает информацию по продажам, по изменению спроса и по остаткам на складах.
Далее проведем анализ финансового состояния исследуемой компании.
3.2 Анализ финансово-экономических показателей магазина
Для оценки финансового состояния магазина «Палантир» используем комплексный анализ всех его показателей на основании годовой финансовой отчетности за крайние три года, а именно на основании данных бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 1).
Целесообразнее всего начать этот анализ с изучения структуры и динамики активов и пассивов предприятия. Именно поэтому сначала проведем вертикальный анализ активов ООО «Палантир». Структура активов анализируемой компании за 2014-2016 гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура активов ООО «Палантир» за 2014-2016 гг.
Статья баланса |
тыс.руб. |
% к итогу |
||||
Актив |
2016 |
2015 |
2014 |
2016 |
2015 |
2014 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||
Нематериальные активы |
0 |
0 |
4 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
Основные средства |
49 |
90 |
76 |
0,09 |
0,19 |
0,19 |
Финансовые вложения |
123 |
30 |
0 |
0,22 |
0,06 |
0,00 |
Итого по разделу I |
170 |
120 |
80 |
0,30 |
0,25 |
0,20 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||
Запасы |
42 251 |
40 889 |
36 006 |
74,89 |
84,44 |
91,29 |
НДС |
0 |
0 |
2 320 |
0,00 |
0,00 |
5,88 |
Дебиторская задолженность |
8057 |
4131 |
888 |
14,28 |
8,53 |
2,25 |
Денежные средства |
5938 |
3281 |
148 |
10,53 |
6,78 |
0,38 |
Итого по разделу II |
56 246 |
48 301 |
39 362 |
99,70 |
99,75 |
99,80 |
БАЛАНС |
56 418 |
48 421 |
39 442 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Графически состав активов представлен в виде диаграмм на рис.3.
Рис.3. Структура активов ООО «Палантир» за 2014-2016 гг.
Далее проведем горизонтальный анализ активов предприятия за этот же отчетный период. Данные представим в таблице 5.
На основе рассчитанных данных можно сделать выводы, что:
- за весь исследуемый период происходил рост валюты баланса;
- внеоборотные активы за весь период выросли всего на 90 тыс.руб., оборотные - увеличились на 16976 тыс.руб.;
- запасы компании возросли в общей сложности на 6245 тыс.руб., очень сильно увеличилась сумма денежных средств (на 5790 тыс.руб.).
Таблица 5
Динамика активов ООО «Палантир» за 2014-2016 гг.
Статья баланса |
тыс.руб. |
Изменение, тыс.руб. |
Изменение, % |
||||
Актив |
2016 |
2015 |
2014 |
2016-2015 |
2015-2014 |
2016-2015 |
2015-2014 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||
Нематериальные активы |
0 |
0 |
4 |
0 |
-4 |
0,0 |
0,0 |
Основные средства |
49 |
90 |
76 |
-41 |
14 |
-45,6 |
18,0 |
Финансовые вложения |
123 |
30 |
0 |
93 |
30 |
310,0 |
0,0 |
Итого по разделу I |
170 |
120 |
80 |
50 |
40 |
41,7 |
50,0 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
||||||
Запасы |
42 251 |
40 889 |
36 006 |
1362 |
4883 |
3,3 |
16,3 |
НДС |
0 |
0 |
2 320 |
0 |
-2320 |
0,0 |
0,0 |
Дебиторская задолженность |
8057 |
4131 |
888 |
3926 |
3243 |
95,0 |
365,2 |
Денежные средства |
5938 |
3281 |
148 |
2657 |
3133 |
81,0 |
2116,9 |
Итого по разделу II |
56 246 |
48 301 |
39 362 |
7945 |
8939 |
16,4 |
22,7 |
БАЛАНС |
56 418 |
48 421 |
39 442 |
7997 |
8979 |
16,5 |
22,8 |