Файл: Оценка стоимости бизнеса. Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия
1.1 Понятие и принципы оценки бизнеса
1.2 Допущения и ограничивающие условия при оценке бизнеса
1.3 Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса
2. Подходы и методы, используемые в оценке бизнеса
2.1 Оценка бизнеса доходным подходом
2.2 Затратный подход к оценке бизнеса
2.3 Рыночный (сравнительный) подход
3. Оценка стоимости предприятия ООО «Палантир»
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Анализ финансово-экономических показателей магазина
Как видно из таблицы, перед заключительным этапом оценки исследуются финансовые показатели деятельности предприятия, изучается его баланс, определяется рентабельность и ликвидность. В конце делается вывод об общем финансовом состоянии компании.
Итоговые цифры строятся на основании многодневного анализа и подсчетов. Для оценки стоимости бизнеса изучаются все учредительные документы, финансовая отчетность за несколько лет, заключения аудиторов, отчеты о задолженностях фирмы и масса другой документации. Итоговый отчет готовится с поправкой на текущее состояние рыночной среды. В работе эксперт руководствуется разными методами оценки стоимости бизнеса, которые и будут рассмотрены в следующей главе.
Выводы по первой главе
Оценка стоимости бизнеса – это получение наиболее достоверной информации об актуальной на данное время стоимости компании и входящих в ее состав объектов, таких как имущество предприятия. Данные сведения позволяют принять обоснованное управленческое решение по дальнейшей деятельности компании, положительно влияет на стратегическое планирование.
Оценка предприятия состоит из нескольких этапов: характеристика предприятия и рынка, на котором оно функционирует, анализ его финансового состояния и имущества. Итоговый Отчет об оценке бизнеса готовится с поправкой на текущее состояние рыночной среды.
2. Подходы и методы, используемые в оценке бизнеса
Производя оценку стоимости бизнеса можно использовать несколько подходов. Они будут такими же, как и при оценке стоимости недвижимости, машин, техники, оборудования или же результатов интеллектуальной деятельности. Существует несколько методологических подходов: доходный, сравнительный, затратный (рисунок 1).
Рис.1. Подход и методы оценки бизнеса
Доходный подход строится на ситуации, когда рациональный инвестор, как будущий владелец не сможет заплатить за предприятие большую сумму, чем предполагается получить дохода в перспективе. Основная задача такого метода – прогнозировать деятельность компании, дабы оценить перспективы будущей прибыли, которую принесет собственный капитал.
Сравнительный подход, имеющий еще одно название – метод компании-аналога, основан на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая могла бы быть при продаже аналогичного бизнеса. Главный аспект такого метода – найти аналогичные предприятия, где уже известны цены на акции и на саму сделку.
Затратный подход, именуемый иначе как имущественный, основан на том, что стоимость предприятия соответствует затратам, которые были понесены его владельцем. Все затраты как текущего, так и капитального характера материализуются в самом имуществе данного предприятия. Однако, функционирование компании может финансироваться из заемного капитала. Получается, что определение стоимости собственного капитала происходит путем расчета рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом заемных средств.
Рассмотрим каждый из этих методов более подробно.
2.1 Оценка бизнеса доходным подходом
В основе этого подхода лежат доходы предприятия. Именно от них зависит, сколько в итоге будет стоить исследуемый объект, т.к. чем больше денежных средств приносит компания, тем выше ее стоимость. Эксперты оценивают, сколько сейчас стоит бизнес, который в будущем сможет получить собственник при успешной деятельности компании или ее продажи, а также возможные экономические риски, с которыми связан этот процесс.
Доходный подход чаще всего применяется в том случае, когда причиной оценки бизнеса является продажа компании или внедрение новых инвестиционных проектов. Доход определяет прибыль, эффективность бизнеса и благосостояние его владельца.
К текущей стоимости будущие доходы приводят разными способами. Зависит это от метода, выбранного оценщиком. В доходном подходе их несколько:
- Метод прямой капитализации. Рыночная стоимость бизнеса оценивается по формуле
V=D/R, (1)
где D - чистый годовой доход компании;
R - коэффициент капитализации.
Уже по формуле видно, что для расчета нужно знать плановый размер доходов компании. Данный метод подходит для предприятий, доходы которых стабильно и предсказуемо растут, причем есть уверенность, что рентабельность будет также будет сохранена в дальнейшем.
- Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов. Данный метод основан на предположении, что потенциальный инвестор не сможет заплатить за данное предприятие большую цену, чем текущая стоимость будущей его прибыли. Собственник бизнеса так же не продаст предприятие по цене, которая будет ниже текущего размера прогнозируемой будущей прибыли. Таким образом, обе стороны придут к компромиссу цены и равной стоимости текущих будущих доходов.
Основные этапы метода дисконтированных денежных потоков:
1. Выбирается модель дисконтированного денежного потока. Как правило, в оценке бизнеса их применяют всего две – денежный поток для собственного капитала или денежный поток для всего инвестированного капитала.
2. Определяется длительность прогнозного периода. Согласно методу дисконтированных денежных потоков, стоимость предприятия базируется на будущих денежных потоках, а не на прошлых. В большинстве случаев, в последнее время оценщики берут период длительностью 3-5 лет.
3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации, анализ и прогноз расходов и инвестиций, расчет размера денежного потока в каждый год взятого прогнозного периода, затем определяется ставка дисконта, а иначе говоря – процентная ставка, предназначенная помочь в перерасчете будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, которая потом берется за основу в определении рыночной цены предприятия.
4. Рассчитывается стоимость в постпрогнозный период: методом расчета по ликвидационной стоимости, стоимости чистых активов и метода предполагаемой продажи. Существует еще метод Гордона, где доход за год постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации. В итоге вносятся необходимые поправки.
Доходный подход на практике применяют часто. Однако он не является единственно верным. Для того чтобы получить максимально точный результат, имеет смысл применить и прочие подходы в оценке бизнеса.
2.2 Затратный подход к оценке бизнеса
Затратный подход – система методов оценки стоимости рассматриваемого объекта, базирующийся на определении предстоящих затраченных средств на восстановление или замещение объекта оценки впоследствии его износа. По данному подходу предприятие рассматривается с позиции понесенных издержек.
В основании имущественного подхода лежит тот факт, что балансовая стоимость активов не соответствует рыночной. Это порождает необходимость скорректировать баланс. Данная методика применяется в тех случаях, когда бизнес не приносит стабильных доходов. Например, компания создана недавно или находится на стадии ликвидации. Эксперты в этом случае определяют рыночную стоимость каждого актива по отдельности, а затем из полученной суммы активов вычитают сумму по обязательствам компании. Так получается собственный капитал. Этот подход дает возможность наиболее эффективно рассчитать использование земельных участков и оценить незавершенное строительство.
Затратный подход к оценке бизнеса включает в себя:
- Метод чистых активов. Определяется рыночная стоимость активов компании, а затем вычитается величина ее обязательств. Корректировки вносят не в доходы и расходы предприятия, а в его статьи баланса.
Представим метод чистых активов в виде формулы:
Чистые активы бизнеса = (ВА + ОА) – (ДП + КП - Доходы будущих периодов) + Рыночная стоимость земли (2)
- Метод ликвидационной стоимости. В этом случае рассчитывается сумма, которую получит собственник при ликвидации предприятия и продаже активов. Здесь уже учитываются затраты на демонтаж имущества, комиссионные выплаты посредникам, налоги на имущественную продажу и другие расходы.
Несмотря на точность затратного метода оценки, он является достаточно трудоемким и нецелесообразным при низкой стоимости предлагаемых контрактов, по этой причине он не часто используется оценочными компаниями. Однако, стоит отметить, что пренебрежение затратным подходом не дает точности расчета стоимости, потому что без него невозможно оценить потенциал производственной мощности. Более того, субъективное влияние на оценку при данном методе практически исключено.
2.3 Рыночный (сравнительный) подход
Данный подход основывается на методе сделок или методе сравнения продаж. В основу расчетов при данном подходе оценщик закладывает информацию о компаниях, аналогичных той, которая подлежит оценке. Насколько точно будет установлена стоимость, зависит от достоверности сведений о конкурентах. Таким образом, стоимость предприятия ориентируется на ту сумму, за которую можно продать аналогичную фирму, либо которая уже есть на рынке. Этот подход используют крайне редко, поскольку найти две совершенно одинаковые компании трудно.
Итак, процесс оценки стоимости бизнеса при этом подходе происходит следующим образом: берется компания, стоимость которой необходимо оценить и аналогичная ей компания, которая недавно была продана. Затем, происходит расчет между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем проданного аналогичного предприятия. Такое соотношение носит название «мультипликатор».
Ценовые мультипликаторы имеют несколько типов. Наиболее популярны в использовании интервальные и моментальные. Интервальные представляют собой отношение между ценой и чистой прибылью (выручкой, денежным потоком), а моментальные – отношение цены к балансовой или чистой стоимости активов.
Чтобы рассчитать стоимость всего предприятия используется следующая формула:
М=Р/Е , (3)
где М – мультипликатор;
Р - цена предприятия;
Е - прибыль компании.
Не смотря на сложность использования, теория описывает три методики, которые лежат в основе сравнительного подхода к оценке бизнеса:
- Метод рынка капитала. В его основе лежат цены, которые формируются на фондовом рынке. Рассчитывая стоимость акций компании оценщик ориентируется на стоимость одной акции компании-аналога.
- Метод сделок. Он является аналогичным предыдущему методу. Разница состоит только в том, что рассматривается стоимость не одной акции, а контрольного пакета в целом.
- Метод отраслевых коэффициентов. Рассчитывается соотношение между стоимостью бизнеса и комплексом основных финансовых параметров. Здесь используется информация о том, на каких условиях продаются предприятия с такими же финансово-производственными показателями. Этот метод основан на длительном наблюдении, которое в итоге дает возможность выработать простые формулы для оценки активов компании. Коэффициенты универсальны и зависят от специфики отрасли. Например, цена АЗС сопоставима с ее выручкой за 2 месяца, а агентство рекламы можно продать за его полугодовой доход и т.д.
Сильные и слабые стороны каждого изученного подхода по оценке бизнеса рассмотрим в таблице 3.
По таблице можно сделать вывод, что независимо от того, какой подход будет выбран основным, результат (стоимость бизнеса) должен быть одинаковым. На практике такое практически невозможно. Современный рынок является далеким от идеальных моделей оценки бизнеса, конкуренция несовершенна, а количество показателей в формулах слишком большое. Именно поэтому при использовании различных подходов, скорее всего итого будут разные результаты.
Таблица 3
Преимущества и недостатки подходов оценки бизнеса
Подход |
Преимущества |
Недостатки |
Доходный |
Учитывает инвестиционные ожидания и эконом.старение предприятия. Позволяет оценить будущие доходы с учетом изменений рынка. |
В основе лежит прогнозирование, а не четкие факты. Возможны ошибки по ставке дисконта из-за неполноты данных и отсутствия экономической стабильности. |
Затратный |
Наиболее надежный метод при оценке новых объектов. Позволяет оценить, насколько эффективно используется земля. |
Затраты не всегда равны рыночной стоимости объектов. Земля оценивается отдельно от сооружений. Методы сложны для применения на практике. |
Сравни-тельный |
Основан на достоверной информации, отражает реальные результаты работы компании. |
Расчет основан на ретроспективе, не учитывается потенциал предприятия. Трудоемкие расчеты. |