Файл: Оценка стоимости бизнеса. Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С данным принципом неразрывно связано еще два – принцип прогрессии и принцип регрессии. Регрессия возникает, когда бизнес характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже, чем затраты на его формирование. Прогрессия же возникает, когда соседние функционирующие объекты, обеспечивают улучшенную инфраструктуру. Тогда рыночная цена данного предприятия окажется выше его стоимости.

Несомненно, что на ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой функционирует бизнес, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночное экономике данную область пытаются «захватить» другие предприятия. Так предложение данного товара или услуги будет увеличено, а норма прибыли снизится.

В настоящий момент некоторые предприятия держат монополию, и благодаря этому их прибыль достаточно высока. Как только конкуренция в сфере данного предприятия начнет расти, прибыль будет снижаться. Поэтому, оценивая бизнес нужно брать во внимание и степень конкуренции, как в настоящее время, так и в будущем. Принцип конкуренции сводится к следующему - если ожидаемо обострение борьбы между предпринимателями за рынок, то будущая прибыль будет уменьшена, за счет увеличенного фактора риска.

Стоимость оценки бизнеса определяется не только внутренними факторами конкретного рассматриваемого предприятия, но и подвергается влиянию внешних факторов. Стоимость предприятия, входящего в его состав имущества сильно зависит от внешней окружающей среды, а так же от политической и экономической ситуации в стране. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что необходимо учитывать и принцип зависимости от внешней среды.

Принцип изменения стоимости состоит в том, чтобы проверка проводилась на определенную дату. Суть данного метода состоит в том, чтобы рассмотреть использование данного бизнеса, опираясь на условия внешней рыночной среды. Спрос товара или услуги на рынке, возможности развития предприятия, местоположение и прочие аспекты помогают определить альтернативные способы использования. Определение таких способов смогут открыть новые возможности для бизнеса, что может влиять на его оценку.

Таким образом, основной целью оценки бизнеса является получение наиболее достоверной информации об актуальной на данное время стоимости компании и входящих в ее состав объектов, таких как имущественный комплекс предприятия, включающий в себя материальные, нематериальные и финансовые активы, а так же отдельные виды бизнеса данной компании. Данные сведения позволяют принять обоснованное управленческое решение, касающееся настоящей деятельности, а так же положительно влияет на стратегическое планирование.


Далее рассмотрим правила оформления Отчета по оценке бизнеса и этапы проведения оценки стоимости предприятия.

1.2 Допущения и ограничивающие условия при оценке бизнеса

Каждый отчет, составляемый по итогам оценки какого-либо предприятия, должен содержать заявление о допущениях и ограничивающих условиях. Ограничивающие условия по большей степени описывают права и обязанности оценщика и заказчика.

Рассмотрим самые основные из них:

1. Оценщик не несет ответственности за юридическое описание прав собственности, которая подлежит оценке. Права на эту собственность априори считаются достоверными.

2. Различные чертежи и рисунки, представленные в отчете, направлены на получение пользователем зрительного представления об оцениваемом объекте. Если рисунки или чертежи представлены для других целей, то пользователю не стоит брать принимать их за определяющие аспекты.

3. Оценщик не обязан выдавать свидетельства, либо участвовать в судебных процессах после проведения оценки объекта, если только это он не будет вызван на суд официально.

4. Оценщик выполняет надлежащие действия, не принимая во внимание возможность каких-то скрытых факторов, которые могут влиять на оценку либо на состояние собственности, и ответственность за наличие таких факторов тоже не несет. Выявлять такие скрытые факторы оценщик так же не обязан.

5. Информация, оценки и мнения, которые были получены оценщиком и зафиксированы в данном отчете, были добыты из источников, которые были приняты за достоверные, соответственно, есть все основания полагаться на их верность. Однако, принимать на себя ответственность за точность этих данных оценщик не обязан.

6. Ни одна из сторон - заказчик и оценщик не должны разглашать содержания полученного отчета об оценке, если иное не будет иметь предварительного письменного соглашения.

7. Мнение оценщика о рыночной стоимости действительно на момент, обозначенный в отчете оценщика. Оценщик не обязан нести ответственность за социальные, экономические, физические или нормативные изменения, происхождение которых возможно после даты, указанной в отчете.

8. Отчет об оценке представляет собой профессиональное мнение специалиста по оценке о цене предприятия. Данный отчет не представляет гарантии того, что собственность будет продана или заложена по цене, определенной оценщиком.


1.3 Основные этапы оценки рыночной стоимости бизнеса

В этом пункте более детально изучим Отчет об оценке бизнеса - это письменный документ, который характеризует состояние компании в соответствии с выбранными критериями. Данный документ четко и ясно обосновывает методы оценивания предприятия. Анализ чаще всего проводит уполномоченное лицо – оценщик.

Оценка стоимости бизнеса действует под руководством Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». В нем указано, что «устанавливаемая рыночная цена не должна подвергаться влиянию чрезвычайных обстоятельств. Определять ее нужно в ситуации, когда все действия добровольны, открыты и происходят в условиях честной конкуренции. Только так можно назвать действительную рыночную стоимость бизнеса».

По международному стандарту оценки бизнеса считается, что рыночная стоимость - это определенная расчетная величина, иначе говоря – сумма денег, благодаря которой имущество может быть передано (продано) на момент оценки между добровольными покупателем и продавцом, в ходе коммерческой сделки. При этом, каждая сторона должна подходить к этому вопросу с достаточным уровнем компетенции и знаний маркетинга. Ни о каком принуждении речь вестись не может.

Оценка рыночной стоимости бизнеса, как и любого другого имущества, базируется на принципе наиболее эффективного использования, которое, согласно международным стандартам, определяется как наиболее вероятное использование имущества, являющееся физически возможным, разумно оправданным, юридически законным и финансово осуществимым, и в результате которого стоимость оцениваемого имущества будет максимальной.

Самое понятие стоимости действующего бизнеса предполагает собой оценку функционирующего предприятия и получение из общей стоимости его величин для составляющих его частей, имеющих вклад в общую стоимость. Однако, определение международных и российских стандартов немного отличаются друг от друга. Например, международный стандарт определяет, что стоимость действующего предприятия – это стоимость всего бизнес-комплекса и входящего в него имущества, которая определяется в соответствии с результатами работы рассматриваемого производства. Отдельные объекты оцениваются согласно их вкладу в общую стоимость бизнеса. В России же, цена действующего предприятия – это стоимость всей системы имущества этого предприятия, включая так же и нематериальные активы. Рассматривается и оценивается такой комплекс как единое целое.


Стоит также отметить, что российские оценочные стандарты написаны с учетом специфики и терминологии, действующей в гражданском законодательстве нашей страны, в котором предприятие определено как имущественный комплекс, благодаря которому может вестись предпринимательская деятельность.

Итак, разница между стоимостью рыночной и балансовой может возникать под действием многих неколичественных факторов. Этой разнице иногда дают название рыночной или экономически добавленной стоимости бизнеса компании.

К внутренним факторам относятся:

  1. нововведения, уникальные разработки, новшества и качественные продукты;
  2. эффективные технологии, призванные минимизировать затраты без ущерба качеству;
  3. развитая транспортная сеть;
  4. наличие квалифицированных специалистов во всех сферах производства и планирования;
  5. система автоматизации управления и обеспечения;
  6. эффективная система переобучения, обучения и мотивации персонала.

К внешним факторам относятся: репутация и известность торговой марки, доля продукции собственной торговой марки на рынке, наличие развитой сети дистрибьюторов, связи с поставщиками.

При оценке бизнеса существует несколько важных этапов:

  1. Характеристика рынка предприятия. Здесь необходимо учесть, обеспечивает ли предприятие полный цикл производства и обслуживания произведенных систем и комплексов, проще говоря – как эффективно происходит разработка, производство и поставка. Еще один важный аспект – кто является основным заказчиком продукции предприятия. Даже если была проведена процедура акционирования, основным потребителем может являться государство.
  2. Общая характеристика фирмы. Здесь необходимо знать цели фирмы, и стратегический план, который фирма использует для достижения этих целей. В него входят определенные мероприятия, которые тоже стоит учитывать при оценке будущей прибыли и оценке бизнеса в целом. Так же, необходимо иметь четкое и точное представление о сфере деятельности фирмы на рассматриваемый период времени, а также о том, где руководство планирует брать средства для функционирования этой деятельности.
  3. Анализ финансового состояния объекта оценки. Далее следует детальный анализ финансового состояния оцениваемого объекта. Как правило, он начинается с составления уплотненного баланса – нетто по форме таблицы. Пример такой таблицы:

Таблица 1

Уплотненный баланс-нетто

Статья

Идентификатор

На начало года

Ha конец года

Актив

1. Внеоборотные активы

Основные средства (с.120)

ОС

Прочие внеоборотные активы (с.110 + с.130 + с. 140 + с.150 + с.230)

ПВ

Итого по разделу 1

ВА

Продолжение табл.1

2. Оборотные средства

Денежные средства и их эквиваленты (с.260)

ДС

Дебиторская задолженность (с.240)

ДБ

Запасы и прочие оборотные активы (с.210 + с.220 + с.250 + с.270)

3

Итого по разделу 2

ОА

Всего активов

СА

Пассив

1. Собственный капитал

Уставный капитал (с.410)

УК

Фонды и резервы (с.490- с.410)

ФР

Итого по разделу 1

ПК

2. Привлеченный капитал

Краткосрочные пассивы (с.690)

КП

Долгосрочные пассивы (с.590)

ДП

Итого по разделу 2

СК

Всего пассивов

СП


Далее рассматривается динамика всех показателей активов и пассивов компании, после чего рассчитываются дальнейшие показатели финансового состояния объекта за крайние 2-3 года. Перечень финансовых показателей представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели, характеризующие финансово - экономическое состояние предприятия

Показатель

Характеристика

Методика

расчета

Норматив

1.Среднемесячная выручка

2.Доля ДС в выручке

3.Среднесписочная численность рабочих

Характеризует масштаб деятельности

Характеризует систему расчетов и финансовые возможности предприятия

Характеризует размер предприятия (бизнеса)

с. 010 ф. №2

12

с. (010+020) Ф. №4

с. 010 ф. №2

с.760 ф. №5

-

-

-

4.Коэффициент абсолютной ликвидности

5. Коэффициент текущей ликвидности

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно

Характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств.

с. (250+260) ф. №1

с. (690-630-640) ф. №1

с. 290__

с. (690-640-650)

≥ 0,2

≥ 1

6.Обеспеченность обязательств должника его активами

7.Степень платежеспособности по текущим обязательствам

Характеризует величину активов должника, приходящихся на единицу долга.

Определяет текущую платежеспособность организации, объемы её краткосрочных заёмных средств и период возможного погашения предприятием текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.

с.(190+с.250+с.260+с.270+с.240)ф.№1

с. (590+690) ф. №1

с. (690 - 640 – 650) ф. №1

с. 010 ф. №2 /12

-

-

8.Коэффициент автономии (финансовой независимости)

Показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами.

с. (490+640) ф. №1

с. 300 ф. №1

≥ 0,5

Продолжение табл.2

9.Коэффициент обеспеченности СОС

Определяет степень обеспеченности предприятия СОС, необходимыми для его финансовой устойчивости.

с. (490 – 190) ф. №1

с. 290 ф. №1

≥ 0,1

10. Отношение дебиторской задолженности к активам

Рассчитывается как отношение разницы оборотных активов и краткосрочных обязательств к величине ОА

с. (230+240) ф. №1

с. 300 ф.№1

-

11.Рентабельность активов

Характеризует степень эффективности использования имущества, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия.

с. 190 ф. №2

с. 300 ф. №1

> 0

12.Норма чистой прибыли

Характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности предприятия.

с. 190 ф. №2

с. 010 ф. №2

> 0