Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Лояльность персонала как конкурентное преимущество современной организации
1.1. Понятие лояльности персонала как фактора обеспечения конкурентоспособности организации, ее типы
1.2. Методы оценки уровня лояльности сотрудников
Глава 2. Практика обеспечения лояльности персонала в ООО «Деймос»
2.1. Краткая характеристика организации и ее кадрового потенциала
2.2. Оценка уровня лояльности персонала организации
3.1. Рекомендации в области повышения степени мотивированности персонала
3.2. Рекомендации в области повышения эффективности социальной поддержки сотрудников
3.3. Рекомендации в области формирования и укрепления корпоративного духа в трудовом коллективе
5. Одной из «рискованных» зон компании является зона карьерного роста. Карьерный рост попал в зону риска в основном потому, что большинство сотрудников представляют карьеру исключительно вертикально, т. е. вверх по административной лестнице. И, дорастая до определенного профессионального уровня, не знают, как расти дальше и куда приложить свои умения. Основной мотивирующий фактор для такого рода сотрудников - это обеспечение не только вертикального, но и горизонтального роста, т. е. развитие профессионализма, знаний и опыта, возможности воплощать их в жизнь.
Компании необходимо планировать проводить подобные исследования раз в год и следить за изменениями уровня лояльности сотрудников.
Итак, какие бы методы мотивации, стимулирования, повышения лояльности или удовлетворенности руководитель ни выбрал, он не должен забывать главного: люди, которые чувствуют, что их ценят и о них думают, уверены в себе и своих способностях внести вклад в общее дело. Именно они - залог успеха бизнеса компании.
6.В создании лояльности высока роль руководителя. Для многих сотрудников компания это, прежде всего, руководитель. Это дает людям уверенность и стабильность, следовательно, повышает истинную приверженность к компании. По средствам внутренних и внешних мероприятий и реализации корпоративной культуры можно формировать чувство причастности к общему делу и гордости за свою команду и компанию. При предоставлении обратной связи сотрудникам, независимо от занимаемой позиции, стоит обращать внимание на персональную значимость и важность выполняемой работы для компании. Ценной становится связь целей компании с целями каждого сотрудника. Пример поведения непосредственного руководителя, его отношение к происходящему в компании, высказывания и реальные действия, которые демонстрируют преданность компании, — это важный инструмент формирования и повышения лояльности. На повышение лояльности влияет учет менеджерами и руководителями индивидуальной мотивации сотрудников (в том числе ее справедливость), а также построение системы карьерного роста и развития персонала.
3.3. Рекомендации в области формирования и укрепления корпоративного духа в трудовом коллективе
Необходимо помнить, что наибольшей эффективности в повышении лояльности можно достигнуть исключительно реализацией комплекса мероприятий.
Прежде всего, необходимо налаживать технологии обратной связи - важного фактора лояльности. Отсутствие или недостаток информации о результатах работы подчиненных часто становится главной причиной низкой лояльности. Грамотно налаженная обратная связь позволит избежать неправильного понимания стратегических и тактических целей компании, а также создаст атмосферу общего дела — верную спутницу не только лояльности, но и успеха.
Еще одно средство усиления мотивации и, как следствие, укрепления лояльности сотрудников - введение специальной корпоративной символики и знаков отличия. Несмотря на скептицизм некоторых собственников, постоянное ношение, к примеру, хорошо исполненных миниатюрных значков может стать мощным стимулом повышения лояльности.
В большинстве случаев сама процедура вручения такого знака в присутствии непосредственного руководителя, сотрудников отдела и менеджеров дает позитивный эффект.
Дополнительной формой управления лояльностью может стать конкурс на лучший дизайн значка и другой символики. Ношение единой корпоративной атрибутики всеми работниками на деле демонстрирует приверженность принципам организации.
Интересный инструмент укрепления лояльности - ключевым работникам выдается «Паспорт сотрудника организации», изготовленный типографским способом и отвечающий всем признакам и атрибутам данного типа документов. Он становится настоящим корпоративным удостоверением, дающим привилегии: его вручение подтверждает заинтересованность компании в человеке, признание заслуг и гарантирует прием в организацию, даже если тот на время уходит из нее.
Во многих компаниях к различным памятным датам практикуются награждения сотрудников за те или иные достижения. И в подавляющем большинстве случаев премии и грамоты дают за какие-то успешно выполненные действия, а не за качества. Однако мне кажется, что благодарность тогда становится наиболее человечной, когда говорят спасибо не за перевыполнение плана, а за, скажем, трудолюбие и целеустремленность, которые и позволили добиться результата. Личное спасибо директора как человека, сотруднику как человеку. Однако в данном случае нужно переместиться с уровня «руководитель - подчиненный» на уровень «человек - человек». Тонкая настройка на рассудительность, аккуратность, душевность, сердечность и т.д. потребует усилий.
Лояльность позволяет снизить вероятность конфликтов внутри коллектива. К сожалению, компании часто теряют квалифицированных специалистов из-за того, что они не ужились в коллективе. Конфликт нередко порождает интриги и раздор. А противоречия между управленцами особенно могут иметь серьезные последствия. Во время противостояния усилия менеджеров будут, скорее, направлены не на развитие бизнеса, а на борьбу друг с другом, часто с применением средств, наносящих ущерб репутации компании.
Изменение восприятия организации не как технической структуры, а как объединение людей определило актуальность исследования лояльности персонала и, как следствие, повысило значимость социально-психологических факторов трудового поведения сотрудников по сравнению с материальными факторами.
В частности, все чаще акцентируется внимание на нематериальных методах мотивации, показателях удовлетворенности пребыванием в организации. Подтверждением тому является внедрение различных социологических опросов во многих компаниях, при помощи которых руководство организаций стремится получить объективное мнение сотрудников относительно своего работодателя, а также оценить уровень их лояльности организации с целью повышения удовлетворенности и эффективности работы персонала.
Надо отметить, что именно в связи с актуализацией человеческого фактора в практике управления неформальные отношения со временем трансформировались в новые формы взаимодействия исполнителей и руководителей, и именно современный тип неформальных отношений можно рассматривать в качестве инструмента управления, так как они способствуют укреплению лояльности сотрудников организации.
В последнее время авторы доказывают, что неформальные отношения способствуют более эффективному функционированию организации. Ослабление формализованности взаимоотношений означает, что эффективность деятельности организации зависит не столько от её формальной структуры, сколько от прочности и надежности складывающихся в ней неформальных взаимоотношений, основанных на доверии между сотрудниками и руководством. Именно на доверии к руководству формируется лояльность персонала организации.
Трансформация неформальных отношений в новые формы взаимодействия исполнителей и руководителей в исторической перспективе привела к возрастанию их значимости как фактора позитивного влияния на лояльность персонала.
При современных возможностях трудоустройства, выгодных и благоприятных условиях труда одного только справедливого вознаграждения недостаточно для сохранения лояльности персонала, так как материальные условия труда по умолчанию становятся безусловным фактором минимальной лояльности сотрудников. В настоящее время уровень лояльности сотрудников в значительной степени определяется нематериальными факторами, а именно мобильностью, диверсификацией, активностью деятельности, открытыми, свободными отношениями с коллегами и главное с руководителем. Сегодня неформальные отношения с руководством в основном строятся на основе доверия, более быстрого и эффективного взаимодействия. Именно современный развернутый тип неформальных отношений, где наблюдается очень тесный контакт и прямое взаимодействие исполнителей и управленцев, мы характеризуем как командные отношения.
Идею командного менеджмента предложил Р. М. Белбин (R.М. Веlbin), который раскрыл ее в своих двух книгах. В связи с усилением роли неформальных отношений, между сотрудниками спустя несколько лет ее стали рассматривать как новую организационную основу, и именно в современных условиях стали реализовывать компании. Именно командное взаимодействие, а не просто групповое, дает синергетический эффект взаимодействия ее членов. Рабочая группа (work group) – группа взаимодействующая исключительно для распространения информации между членами группы и принятия решений с целью способствовать каждому его члену выполнять свою деятельность в рамках сферы его ответственности. Рабочая команда (work team) – группа, результатом усилий членов которой является такой уровень деятельности, который превосходит суммарный вклад её индивидов. Таким образом, в группе люди работают сами по себе, лишь иногда взаимодействуя друг с другом, а в команде идёт постоянная совместная работа. Причём стоит отметить, что это совместная целенаправленная работа.
Командные отношения базируются на сплоченности, взаимоподдержке, энтузиазме коллектива, тесном, открытом, целенаправленном сотрудничестве, поэтому прочность и эффективность таких отношений определяются, во-первых, эмоциональными отношениями, а во-вторых, четким виденьем цели, как руководителем, так и его сотрудниками. Для формирования и поддержания таких отношений руководителю недостаточно только занимаемой формальной вышестоящей должности. С современной точки зрения эффективное и продуктивное сотрудничество строится не столько на формальном деловом взаимодействии, сколько на эмоциональном контакте, на доверии людей к руководителю, поэтому во многом поддержание такого сотрудничества зависит от лидерских способностей руководителя, таких как: вести людей к поставленной цели, влиять на их мнение, располагать их к себе. Следовательно, качество и результат таких вертикальных отношений во многом зависят от самого руководителя, в первую очередь от его эмоционального интеллекта — «умения лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми».
Чтобы поддерживать позитивный эмоциональный настрой в организации, необходимо регулировать неформальные отношения сотрудников, которые проявляются в их реальных взаимоотношениях. Именно на эмоциональных основах строится благожелательность коллектива. Поэтому ценность современного руководителя заключается в умении эффективно управлять реальными отношениями между людьми.
Идея делегирования построена на доверии и помогает повысить лояльность сотрудников. Действительно, предоставление служащим управленческих полномочий определенно вызывает у сотрудников уверенность, что им доверяют, видят в них надежных и верных соучастников общего дела, формирует чувство доверия и преданности, что, безусловно, положительно отразится на их лояльности. В атмосфере доверия люди более склонны к соблюдению договоренностей распространению информации, признанию и исправлению ошибок, более высокой ответственности.
Таким образом, сегодня руководитель должен быть не только рациональным управленцем, но и лидером, воодушевлять поддерживать сотрудников, внушать им надежду, заботится о них, выступая в роли эмоционального координатора коллектива с целью создания атмосферы доверия и дружелюбия.
Другая задача руководителя как лидера - четкая постановка и обеспечение видения цели сотрудниками. Видение цели формирует картину будущего, что поддерживает понимание людей, к чему нужно стремиться, объединяет и мотивирует их. Для этого лидер должен быть хорошим выдумщиком, чтобы не только четко и красочно обрисовать картину будущего, но создать ее воодушевляющей, наполненной, содержательной.
Лидеру необходимо создавать видение неоспоримого будущего организации, обеспечить приверженность сотрудников этому виденью, а также внушить им уверенность, что они смогут достичь этого будущего.
Командные отношения обеспечивают вовлеченность сотрудников в рабочий процесс, поддерживают их заинтересованность в достижении поставленных целей, дают возможность их самореализации. Это напрямую зависит от четкого видения будущего компании, которое сотрудники четко должны осознавать и одобрять. В свою очередь, приверженность некой цели будущего, активная деятельность для ее достижения сильнее привязывает сотрудников к организации, что укрепляет их лояльность компании.
Если ранее через вертикальные неформальные отношения обеспечивались материальные потребности, что поддерживало минимальный уровень лояльности сотрудников, то сегодня через неформальные отношения руководители способствуют реализации абсолютно иных целей сотрудников, таких как минимум (удовлетворенность от выполняемой работы, пребывания в коллективе, взаимодействия с руководителем) и как максимум (саморазвитие, самореализация, достижение успеха), что укрепляет лояльность персонала организации.
Таким образом, мы можем заключить, что в настоящее время лояльность персонала формируется на основе эмоционального взаимодействия с руководством, которое реализуется через неформальные вертикальные отношения, что ведет к более тесному, открытому, эффективному сотрудничеству обеих сторон: способствует осознанию сотрудниками целей компании и обеспечивает их достижение, что является успешным результатом работы. Следовательно, именно сегодня помимо административных методов руководителю возможно и целесообразно использовать неформальные отношения с подчиненными в качестве дополнительного инструмента повышения лояльности персонала.