Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства ( Сущность, экономическое содержание понятия «устойчивость» банковской системы и показатели, характеризующие устойчивость банковской системы).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы деятельности Банка России по обеспечению устойчивости банковской системы
1.2. Факторы, влияющие на устойчивость банковской системы
1.3. Формы и методы, используемые Банком России для обеспечения устойчивости банковской системы
2 Оценка деятельности Банка России по обеспечению устойчивости банковской системы
2.1. Оценка состояния банковского сектора России
2.2. Оценка деятельности Банка России по обеспечению устойчивого развития банковской системы
- совершенствование законодательства Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, обеспечения контроля за крупными приобретателями акций (долей) кредитных организаций, конкретизации требований к руководителям и учредителям (участникам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям, осуществлению сбора информации об их деловой репутации, ведению соответствующих баз данных, обработке и ведению персональных данных, а также сокращение круга руководителей филиалов кредитных организаций, требующих согласования с Банком России;
- совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций в части устранения препятствий в реализации возможности слияний и присоединений кредитных организаций различных организационно-правовых форм;
- совершенствование законодательства Российской Федерации в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей;
- установление запрета на открытие филиалов иностранных банков;
- отмену запрета на выход учредителей банка из состава его участников в течение первых трех лет со дня государственной регистрации банка;
- обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Принятие закона позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям - эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних.
Необходимо продолжать работу по совершенствованию банковского регулирования с учетом уроков международного финансового кризиса. Особое внимание должно быть уделено решению задач по внедрению признанных международных подходов в сфере оценки финансовых рисков.
В рамках внедрения в российскую практику банковского регулирования новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных Базелем III, в необходимо продолжать работу по подготовке нового порядка расчета величины собственных средств (капитала), внесению изменений в нормативные акты Банка России в части расчета достаточности капитала (базового капитала и основного капитала), разработке подходов к определению показателей левериджа и ликвидности. В этой связи будет организован процесс мониторинга данных показателей.
Необходимо продолжение работы по совершенствованию оценки рисков кредитных организаций, в том числе с точки зрения качества регулятивного капитала.
В рамках работы по внедрению в российскую практику банковского регулирования и надзора положений Базеля III и в 2016 году планируется реализовать следующее.
Для реализации подхода к оценке кредитных рисков заемщиков, основанного на применении внутрибанковских рейтингов (!ПВ-подход в рамках Компонента I «Минимальные требования к капиталу» Базеля III) Банк России планирует подготовить методические рекомендации по расчету достаточности собственных средств (капитала) на покрытие кредитного риска на основе внутрибанковских рейтингов и минимальные требования к банкам, использующим данный подход Базеля III; осуществлять взаимодействие с банками, принявшими решение о возможности реализации IRB-подхода Базеля III. Планируется проводить дистанционное взаимодействие (анализ документации, опросы и анкетирование) и тематические встречи для мониторинга подготовки к внедрению И^В-подхода Базеля III, текущей оценки реалистичности и реализуемости проектов по переходу на IRB-подход Базеля III. В целях внедрения положений компонентов III «Надзорный процесс» и III «Рыночная дисциплина» Базеля III будет продолжена работа по подготовке нормативной базы, обеспечивающей методологию процесса надзора за достаточностью капитала кредитных организаций, включающую методологию оценки внутренних процедур кредитных организаций по контролю за достаточностью капитала и ее использование при оценке экономического положения банков, включая качество их управления; порядок раскрытия кредитными организациями информации в рамках Компонента III «Рыночная дисциплина» Базеля III исходя из применения ими стандартизированных подходов к оценке кредитного, рыночного и операционного рисков, использование которых в настоящее время регламентировано нормативными актами Банка России. На основе международного опыта планируется выработать подходы к регулированию деятельности центральных контрагентов и порядку оценки рисков участниками расчетов в отношении так называемых квалифицированных центральных контрагентов.
В целях приближения российской практики организации консолидированного надзора к передовым международным признанным подходам в данной области необходимо осуществление работы по совершенствованию нормативной базы консолидированного надзора путем подготовки нормативных актов Банка России, регулирующих вопросы организации консолидированного надзора, в том числе в части:
- установления пруденциальных норм, ограничивающих риски, принимаемые головными кредитными организациями банковских групп на консолидированной основе (Проект Указания Банка России “О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (по состоянию на 30.09.2015);
- уточнения порядка раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, в связи с вступлением в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О консолидированной финансовой отчетности»;
- обновления архитектуры консолидированной надзорной отчетности, включая введение новых форм пруденциальной консолидированной отчетности (предложения по внесению изменений в Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У (ред. от 03.12.2015) "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 N 15615) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
Целесообразно внесение изменений в законодательство в части наделения Банка России правом устанавливать обязательные для кредитных организаций и банковских групп требования к системам управления рисками и капиталом, включая полномочия по выдаче разрешений на использование кредитными организациями внутрибанковских методик управления рисками и моделей оценки рисков в целях расчета достаточности капитала, особенности компетенции и организации деятельности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, а также направленные на совершенствование системы мер принуждения, применяемых Банком России к кредитным организациям, и урегулирование вопросов привлечения кредитных организаций и их должностных лиц к административной ответственности.
Систему банковского надзора целесообразно развиваться по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы мониторинга рисков, направленной на разработку дополнительных показателей, наиболее чувствительных к проявлению негативных тенденций в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения;
- развитие содержательного подхода к оценке ситуации в кредитных организациях и принятых ими рисков по всем аспектам деятельности;
- определение наличия у кредитных организаций адекватных характеру и масштабу деятельности современных систем корпоративного управления и управления рисками, позволяющих своевременно идентифицировать, оценивать, контролировать и ограничивать все существующие риски;
- проведение работы с владельцами банков в части снижения повышенной концентрации рисков на бизнес собственников кредитных организаций;
- повышение качества информационного обеспечения надзорного блока;
- повышение внимания к кредитным организациям проводящим агрессивную политику в различных сегментах рынка банковских услуг, в том числе в области привлечения вкладов физических лиц, как наиболее подверженных принятию повышенных рисков;
- дальнейшее совершенствование института кураторов и уполномоченных представителей Банка России;
- развитие надзора за банковскими группами на консолидированной основе;
- повышение внимания к операциям, проводимым кредитными организациями с нерезидентами, в том числе зарегистрированными в офшорных зонах;
- расширение информационного взаимодействия Банка России с органами Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовым рынкам;
- повышение уровня квалификации и профессиональных знаний сотрудников дистанционного надзора, в том числе посредством проведения учебных мероприятий и стажировок сотрудников территориальных учреждений Банка России в центральном аппарате, обмена опытом и знаниями, накопленными в ходе практической надзорной работы.
Следует развивать взаимодействие Банка России с надзорными органами иностранных государств по проблемам определения характера и экономического содержания трансграничных операций российских кредитных организаций, а также по вопросам оценки деятельности дочерних банков иностранных кредитных организаций и зарубежных филиалов российских банков.
Также необходимо продолжение работы по совершенствованию макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В рамках совершенствования методики стресс-тестирования российского банковского сектора Банк России будет активно использовать подходы, рекомендуемые международными организациями. В частности, будет продолжена работа по совершенствованию модели, описывающей взаимосвязи макроэкономических индикаторов национальной экономики и ключевых показателей банковского сектора.
Банку России необходимо продолжать курс на повышение качества инспекционной деятельности, включая создание необходимых организационных и правовых условий.
В целях своевременной идентификации проблем и предупреждения негативных последствий в кредитных организациях, целесообразно внести некоторые коррективы в процедуры текущего надзора, включая:
- уточнение подходов к определению объема выборки для проверки (включая «сплошной» метод проверки наиболее рисковых ссуд: на инвестиционные цели, предоставленных нерезидентам и т.п.);
- регламентацию механизма взаимодействия надзорных подразделений территориальных учреждений Банка России с рабочими группами, региональными и межрегиональными инспекциями, подразделениями центрального аппарата Банка России при выявлении обстоятельств, способных оказать существенное негативное влияние на финансовую устойчивость кредитных организаций.
Необходимо определить состав кредитных организаций, деятельность которых может оказывать влияние на финансовую стабильность и системные риски российской экономики (системно значимые банки). Для данной группы кредитных организаций будет выработан комплекс дополнительных мер пруденциального надзора.
Для обеспечения непрерывности надзорного процесса необходимо продолжить осуществление мониторинга организаций и проведения проверок, включая анализ текущих результатов, получаемых от рабочих групп.
Заключение
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.
На основе проведенной оценки состояния банковского сектора России выявлено, что ускоренный приток депозитов при умеренной кредитной активности позволил банкам снизить зависимость от средств ЦБ. Использование рублевых инструментов рефинансирования сократилось почти вдвое – с 8,2 трлн руб. в декабре прошлого года до 3,8 трлн руб. в сентябре этого года. Однако ЦБ все еще фондирует 7% активов банков, что при весьма высокой просроченной задолженности (6% в корпоративном сегменте и 8% в розничном) препятствует понижению ключевой ставки.
Мы полагаем, что из-за выплат по внешнему долгу и жесткой бюджетной политики рост фондирования в следующем году будет умеренным, рост корпоративных счетов составит 2%, а розничных депозитов – 10%. Вместе с тем, амплитуда роста корпоративного и розничного кредитования (на 14% г/г и 1% соответственно, в конце 2015 года) в 2016 г. должна сократиться: рост корпоративного кредитования составит 7% г/г, розничного – 5% г/г. В этом случае ЦБ сможет избежать увеличения объема рефинансирования сектора.
С целью обеспечения устойчивости банковской системы России в области деятельности ЦБ РФ находится: развитие нормативной базы, регулирующей вопросы поддержания устойчивости банков; разработка новых инструментов и мероприятий, направленных на поддержание устойчивости банковской системы в целом.
По итогам проведенного исследования сделан вывод, что развитие банковской системы России неустойчивые, характеризуется периодическими кризисами банковской деятельности. При этом количественный рост масштабов банковского сектора, сопровождается накоплением участниками рынка различных рисков, которые реализуются в случае ухудшения конъюнктуры рынка.
На основании проведенного исследования сделан вывод, что Банк России реализует различные мероприятия, направленные на повышение устойчивости банковской системы, а также на развитие инфраструктуры финансового рынка. Повышение устойчивости банковской системы за счет качественного роста названо главным приоритетом Стратегии развития банковского сектора до 2020 г.
Повышению устойчивости отечественной банковской системы будут способствовать следующие мероприятия:
1) совершенствование банковского регулирования и надзора, приближение используемых стандартов и методик к международным стандартам, активное участие в работе Базельского комитета по банковскому надзору, активное внедрение и использование идей и достижений данного института;