Файл: Основания и порядок ликвидации юридического лица (Разработка теоретических положений и практических рекомендаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после сообщения об этом в регистрирующий орган (абзац второй п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации).

При принятии судом решения о ликвидации общества суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию его учредительными документами[40]. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ, п.п. 7-10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации").

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

В промежуточные ликвидационные балансы, составляемые начиная 1 сентября 2014 г., также включаются сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Требования по составлению ликвидационного и промежуточного ликвидационного балансов установлены только для кредитных организацией (Положение ЦБР от 16.01.2007 N 301-П), для других организаций законодательством и нормативно-правовыми актами РФ обязательные требования не установлены. При его составлении необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.

Ликвидационные балансы (промежуточный и окончательный) утверждаются:

- в АО общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (абзац второй п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 49 Закона об АО);

- в ООО общим собранием участников - большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (абзац второй п. 2 ст. 63 ГК РФ, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона об ООО)[41].


О составлении промежуточного баланса также нужно уведомить налоговый орган (форма N P15001) (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации). Представлять другие документы, помимо указанной формы, например, сам промежуточный ликвидационный баланс или протокол, которым он был утвержден, не требуется (п. 26 Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н, п. 14.2.05.70 письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации):

- установленного для предъявления требований кредиторами;

- завершения производства по иску к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

- окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания (п. 4 ст. 63 ГК РФ). С 1 сентября 2014 г. проведение торгов не требуется для продажи имущества стоимостью до ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу)[42].

В случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица (кроме казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абзац второй п. 4 ст. 63, п. 1 ст. 65 ГК РФ). В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) такого юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается, а требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров АО, общим собранием участников ООО (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).


Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками ООО, акционерами АО. При наличии спора между участниками, акционерами общества относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 58 Закона об ООО, п. 1 ст. 23 Закона об АО).

При ликвидации хозяйственного общества, в том числе в результате банкротства, документы, образовавшиеся в процессе его деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу (трудовые договоры и т.д.), а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив (ч. 10 ст. 23Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации").

Остальные документы, образовавшиеся в процессе деятельности организации, а также печать общества уничтожаются, о чем составляются соответствующие акты[43].

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ). При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников), юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 62 ГК РФ)[44].

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 2 и п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации).


Запись о ликвидации юридического лица вносится налоговым органом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. "в" п. 7, абз. второй п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

С 30.03.2015 в случае поступления в регистрирующий орган из суда (арбитражного суда) судебного акта о принятии к производству искового заявления к ликвидируемому лицу, государственная регистрация ликвидации не осуществляется до завершения производства по делу (до момента поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта, которым завершается производство по делу) (п. 5 ст. 20 Закона о госрегистрации).

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ)[45].

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица (абз. второй п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).

Процедура распределения обнаруженного имущества осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц (абз. третий п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).

Таким образом, в современной юридической литературе ликвидацию юридического лица зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя таким образом прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица. Однако необходимо признать, что прекращение юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с утверждением, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о его исключение.

Заключение

Правовое регулирование ликвидации юридических лиц в российском праве не отличается целостностью и законченностью. По сути, законодательство не решает задачу четкого удостоверения "смерти" юридического лица; в нем не решены ни принципиальные вопросы (о том, что есть прекращение и что есть ликвидация), ни вопросы технического характера (детальный и ясный порядок, сроки, последствия, правовая судьба различных обязательств ликвидируемого юридического лица и т.п.). Говоря проще, никакого логически построенного и удовлетворяющего интересы участников гражданского оборота правового регулирования ликвидации отечественное право не имеет. Этот вывод интересен еще и на фоне исследований истории вопроса, которая показывает, что ни в один исторический период развития отечественного права мы такого правового регулирования ликвидации не имели.


Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступивший в силу, за исключением отдельных положений, с 01.09.2014, вносит поправки в положения ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Положения нового Закона уточняют и детализируют ранее действовавшие правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц и удовлетворении требований кредиторов.

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Отныне какие-либо исключения из данного правила невозможны.

Уточнен и детализирован порядок ликвидации юридических лиц, установленный ГК РФ, а именно:

- ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам без каких-либо исключений;

- более детально и четко регламентированы случаи, когда суд принимает решение о ликвидации юридического лица;

- установлено, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим;

- более подробно урегулированы обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица;

- установлено, что при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели;

- закреплено, что до удовлетворения требований кредиторов должны быть погашены текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации;