Файл: Основания и порядок ликвидации юридического лица (Разработка теоретических положений и практических рекомендаций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и законодательная регламентация института ликвидации юридического лица
1.1 Понятие ликвидации юридического лица по действующему гражданскому законодательству
1.2 Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией
2 Основания и порядок ликвидации юридического лица
2.1 Добровольная ликвидация юридического лица
2.2 Ликвидация юридического лица по решению суда
Другое решение (также не учтенное как один из возможных вариантов формулирования основания для добровольной ликвидации) мы видим в ст. 123.20 ГК РФ относительно ликвидации фондов: фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц. Заинтересованными могут быть легко признаны и учредители, а основания для такого обращения в суд вовсе не связаны с совершением фондом правонарушения (мы не можем говорить о принудительной ликвидации как о мере воздействия, ответственности за правонарушение).
2.2 Ликвидация юридического лица по решению суда
Юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано только по решению суда. Дела по спорам о ликвидации коммерческих организаций, подведомственны арбитражным судам. Дела по спорам о ликвидации других организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, рассматриваются в судах общей юрисдикции (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 33 АПК РФ[28], ч. 1, 3 ст. 22 ГПК РФ[29], п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации").
Требование о ликвидации юридического лица при наличии к тому оснований может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Так, правом на предъявление иска в суд обладают, в частности:
- Федеральная антимонопольная служба России - по искам о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции", п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331);
- Банк России - по искам о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе об ипотечных ценных бумагах (п. 20 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"[30], абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"[31]);
- Федеральная налоговая служба России - по искам о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", абзац второй п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Рассмотрим теперь отдельные основания, указанные ГК РФ.
ГК РФ в актуальной редакции говорит следующее: "Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер[32]".
В прежней редакции соответствующий пункт содержал часть указанных положений, в частности: "По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер". При этом не было указано, что ликвидация по решению суда осуществляется "в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной". Отсутствие этого небольшого дополнения порождало довольно серьезную проблему следующего рода: заинтересованные лица обращались в суд с требованием о признании недействительными записей в ЕГРЮЛ на основании положений гл. 24 АПК РФ[33]. В результате положительного решения возникала коллизия: юридическое лицо считалось прекратившим существование, при этом никакого процесса ликвидации оно не проходило.
На необходимость устранения соответствующих проблем на политико-правовом уровне было обращено внимание в Концепции развития законодательства о юридических лицах: "Решение о государственной регистрации юридического лица является ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть признан недействительным согласно ст. 13 ГК. Вместе с тем законом не установлены последствия признания государственной регистрации юридического лица недействительной, а в ст. 12 ГК такой способ защиты прав, как ликвидация юридического лица, не значится. В связи с этим возникает правовая неопределенность". Соответственно, предлагалось установить в Кодексе правило, "согласно которому самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица является признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица". Концепция развития гражданского законодательства также включала соответствующий пункт, что, несомненно, свидетельствует о значимости проблемы: "Признание в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной должно стать самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица".
Формулировка основания довольно сложная и предполагает, что государственному органу или органу местного самоуправления законом должно быть предоставлено право на предъявление требования не просто о ликвидации юридического лица, а о "ликвидации юридического лица в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной". Таким образом, предполагается, что право обратиться в суд обусловлено тем, что ранее государственная регистрация была признана недействительной (не имеет значения, по требованию этого органа или других лиц), а указанный орган на основании (незаконности государственной регистрации) может обратиться в суд с требованием о ликвидации. В этом смысле наличие слов "в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер" выглядит скорее лишним, поскольку по большому счету не имеет значения, по каким основаниям была признана недействительной государственная регистрация. Однако разработчики решили здесь сохранить преемственность с прежним текстом[34].
Такая формулировка означает, что теперь само по себе признание государственной регистрации недействительной не влечет прекращения юридического лица, оно будет прекращено только в результате завершения ликвидации. С учетом этих изменений необходимо применять теперь и разъяснения, и обобщения судебной практики, касающиеся ликвидации (в частности, информационное письмо Президиума ВАС РФ N 84).
В качестве субъекта, наделенного правом обращения в суд, в абзаце 3 ст.61 ГК РФ указан "государственный орган или орган местного самоуправления".
Такая формулировка с последующей отсылкой к закону предполагает:
- возможность установления довольно широкого круга органов, имеющих право обращаться с требованием. Единственное основание - указание на соответствующую компетенцию в законе;
- отсутствие права других лиц на обращение в суд. Этот момент важен. ГК РФ не касается вопроса о том, кто должен или может обращаться и в каком порядке с требованием о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ[35].
Следовательно, пока здесь сохраняется прежнее регулирование, основу которого составляют положения ст. 198АПК РФ: "Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности". Однако обратиться с требованием о ликвидации теперь эти лица не могут. Таким образом, если они будут заинтересованы в этом, то при отсутствии каких-либо специальных положений должны будут обратиться к определенному в соответствии с правилом п. 3 ст. 61 ГК РФ "государственному органу или органу местного самоуправления". Здесь должна быть установлена понятная "связь" между законами, чтобы бездействие такого органа не нарушало права и законные интересы указанных лиц, чего в настоящее время нет[36].
Отметим, что формально органов, о которых говорит Кодекс, пока нет, поскольку соответствующему органу в соответствии с правилом законом должно быть предоставлено право на предъявление требования именно о ликвидации юридического лица в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной. Однако в настоящее время соответствующего права государственных органов не предусмотрено.
Согласно ст. 25Закона о государственной регистрации юридических лиц "регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц".
Второе основание сформулировано следующим образом: "Юридическое лицо ликвидируется по решению суда... 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией"[37].
2.3 Порядок ликвидации юридического лица
После принятия решения о ликвидации юридическое лицо должно осуществить определенную последовательность действий.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить об этом в письменной форме налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации)[38].
Уведомление подается уполномоченным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, генеральным директором) по форме N P15001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ и заполняемой в соответствии с требованиями, установленными названным приказом.
При ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации налоговым органам вынесенные решения о ликвидации юридических лиц (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), доведенного до сведения судов информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Налоговый орган вносит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единый государственный реестр юридических лиц (пп. "в" п. 7, абз. второй п. 8 ст. 7.1, п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации).
Общее собрание участников (акционеров), принявшее решение о ликвидации общества, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации[39].
Решение о назначении ликвидационной комиссии принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров в АО и большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (п. 3 ст. 62 ГК РФ, абз. второй п. 2 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), пп. 12 п. 2 ст. 33, абз. третий п. 8 ст. 37, абз. второй п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)).
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об АО, п. 3 ст. 57 Закона об ООО).
О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган (форма N P15001) (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).
Ликвидационная комиссия помещает в журнале "Вестник государственной регистрации" публикацию о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации общества (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).