Файл: Основания и порядок ликвидации юридического лица (Разработка теоретических положений и практических рекомендаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уведомление представляется по форме N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица (п. 2.1 уведомления).

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений в регистрирующий орган влечет административную ответственность, предусмотренную п.п. 3, 4 ст. 14.25 КоАП.

На основании такого уведомления, в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. После назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также после утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 62, п. 2 ст. 63 ГК), необходимо уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации) по форме N Р15001 в связи с принятием соответствующих решений (п.п. 2.2 и 2.3 уведомления).

С 30.03.15 о таких решениях должен уведомить руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ранее данная обязанность возлагалась на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации.

Если в ликвидируемом обществе несколько участников (акционеров), возникает вопрос о том, кто именно должен подписывать формы уведомлений. Решение о ликвидации общества относится к компетенции общего собрания участников (акционеров) общества (пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Нормативными актами не конкретизировано, каким образом коллегиальный орган общества, принявший решение о его ликвидации, может выполнить эту обязанность, поскольку согласно п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации заявителями могут быть только физические лица[19]. Как показывает судебная практика, им может быть лицо, председательствующее на общем собрании участников ООО, принявшем решение о ликвидации общества, или участник общества, уполномоченный на это решением общего собрания участников общества, которым может быть и ликвидатор (например, Постановления ФАС Уральского округа от 15.03.2011 N Ф09-782/11-С4, от 27.09.2006 N Ф09-8446/06-С4[20]).

После внесения записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица может быть проведена налоговая проверка (п. 11 ст. 89 НК РФ).

3. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации для регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:


а) подписанное заявителем заявление по форме N Р16001, утвержденной Приказом ФНС России. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации, расчеты с его кредиторами.

Заявителем, согласно пп. "г" п. 1.3. ст. 9 Закона о госрегистрации, может быть руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.2. ст. 9 Закона о регистрации);

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины (квитанция или платежное поручение с отметкой банка о его исполнении) представляется в подлиннике. Пошлина уплачивается в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 800 рублей (20% от размера пошлины за регистрацию создания юридического лица);

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Перечисленные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации общества не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ (п.п. 2-3 ст. 22 Закона о госрегистрации)[21].

В случае поступления в регистрирующий орган из суда (арбитражного суда) судебного акта о принятии к производству искового заявления к ликвидируемому юридическому лицу, государственная регистрация ликвидации не осуществляется до завершения производства по делу (до момента поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта, которым завершается производство по делу) (п. 5 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Ликвидация общества считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ). Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации).


Таким образом, ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

Ликвидация юридического лица также рассматривается как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которых определен законом.

​​​​​​​2 Основания и порядок ликвидации юридического лица

2.1 Добровольная ликвидация юридического лица

Пункт 2 статьи 61 ГК РФ регулирует основания для так называемой добровольной ликвидации.

Следует отметить, что по сравнению с прежней редакцией пункт 2 ст.61 ГК РФ существенно изменился, поскольку ранее он указывал основания и добровольной, и принудительной ликвидации, а теперь содержит норму, касающуюся только добровольной ликвидации, нормы же о принудительной ликвидации составляют содержание п. 3 статьи 61 ГК РФ.

Пункт 2 ст.61 ГК РФ в актуальной редакции указывает, что юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано[22].

Регулируя, по существу, основания для добровольной ликвидации, ГК РФ не использует слово "добровольная". Однако можно предположить, что речь идет именно о такой ликвидации, поскольку пункт 2 ст. 61 ГК РФ предусматривает для ее начала принятие решения участниками (учредителями) или уполномоченным органом юридического лица, иные же основания (решение суда) ликвидации регулируются другим пунктом статьи. Следует отметить, что применительно к ликвидации, когда решение о ней принимается участниками (учредителями) юридического лица или его уполномоченным органом, как ГК РФ , так и специальные законы используют слово "добровольная":


- ст. 92 ГК РФ: общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников;

- ст. 104 ГК РФ: акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров;

- ст. 112 ГК РФ : производственный кооператив может быть добровольно ликвидирован по решению общего собрания его членов и т.д. Тем не менее, в том числе и для целей практического применения данных положений, необходимо обратить внимание на то, что как актуальная редакция пункта 2 ст.61 ГК РФ, так и его прежняя редакция, которые, как мы уже отметили, не отличаются по содержанию, указывают, что решение участников (учредителей) или уполномоченного органа юридического лица требуется для случаев и истечения срока, на который создано юридическое лицо, и достижения цели, ради которой оно создано[23]. С одной стороны, в этом есть логика: для начала ликвидации в этом случае также требуются соответствующие решения. Однако не вполне ясно:

- что конкретно надо делать, когда срок истек или цель достигнута;

- надо ли принимать соответствующее решение до истечения срока или нет;

- что делать, если необходимые для ликвидации решения не принимаются, а сроки истекли или цель достигнута;

- в какой срок должно быть принято решение после истечения срока или достижения цели, если такое решение не надо принимать до наступления указанных юридических фактов[24].

Все эти вопросы остаются без ответа, поскольку никаких общих положений законодательства нет. Между тем здесь может возникнуть коллизия в случае, если срок, на который создавалась организация, истек, а решение о ее ликвидации не принимается. При этом никакого долженствования в части принятия такого решения закон не содержит. В итоге основания для существования организации отпали, однако она существует, поскольку решение о ее ликвидации не принимается, а ликвидировать ее в принудительном порядке по существу затруднительно.

Отметим, что при отсутствии общих положений в законодательстве есть примеры регулирования порядка действий в том случае, когда ликвидация связывается с таким истечением срока. В частности, можно указать ст. 25 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, которая говорит о том, что:


- основанием для ликвидации указанного Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2018 г.;

- в течение месяца со дня возникновения оснований для ликвидации Фонда его правление уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации Фонда, формирует ликвидационную комиссию, определяет порядок ее деятельности и утверждает смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации;

- после этого осуществляется практически стандартная процедура ликвидации[25].

Обратим внимание, что в этом случае закон, по существу, отказался от необходимости принимать специальное решение о ликвидации. Основание здесь сформулировано как "прекращение деятельности" с установленного срока. Но по крайней мере в этом случае урегулирована последовательность действий и названы сами такие действия, которые следуют за наступлением юридического факта истечения срока. В других случаях такого регулирования нет.

Еще более сложная ситуация с "достижением цели", поскольку из ГК РФ неясно (и не было ясно в прежней редакции), как фиксировать то, что цель достигнута, особенно когда сама цель сформулирована не вполне четко.

Очевидно, что наиболее приемлемым решением было указание в ГК РФ истечения срока и достижения цели как самостоятельных оснований для ликвидации с установлением соответствующего порядка действий[26].

Слова "по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом", используемые в пункте 2 ст. 61 ГК РФ, необходимо понимать следующим образом: Кодекс, называя субъектами принятия решения учредителя, участника и уполномоченный орган юридического лица, направлен на то, чтобы отразить специфику форм, видов и типов юридических лиц, которые признает гражданское законодательство.

Необходимо отметить, что обновленный ГК РФ, к сожалению, не учитывает, что действующее законодательство помимо истечения срока и достижения цели указывает иные основания для добровольной ликвидации.

К примеру, уже названнаяст. 25 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ указывает в качестве основания для ликвидации Фонда до окончания указанного периода "использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности". К сожалению, обновление ГК РФ не привело к ситуации, когда он в части ликвидации в максимальной степени учитывал бы различные случаи, указанные в специальных законах[27].