Файл: Анализ организационной культуры (ООО "БелЕвроСтрой").pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной культуры предприятия
1.1 Понятие организационной культуры предприятия
1.2 Методы исследования организационной культуры
1.3 Способы формирования внутренний организационной культуры
Глава 2. Диагностика организационной культуры в ООО "БелЕвроСтрой"
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО "БелЕвроСтрой"
2.2 Анализ организационной культуры в ООО "БелЕвроСтрой"
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры в ООО "БелЕвроСтрой"
Введение
Культура - это социальный феномен, зависящий от поступков людей и их взаимодействия и проявляющийся прежде всего на уровне поведения. Поэтому две организации, даже работающие в одинаковых условиях, могут иметь разные культуры.
Организационная культура может выступать в качестве действенного инструмента, обеспечивающего настрой персонала на высокую производительность и высокое качество в работе. Формирование и поддержание такой культуры, которая повышала бы отдачу от людей, работающих в организации, способствовала повышению ее эффективности и конкурентоспособности, - это одна из важнейших стратегических задач высшего руководства.
Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества. При этом культура выступает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностей.
Актуальность темы исследования связана с тем, что знания, которые мы получаем в процессе обучения, в большей степени направлены на изучение теоретических аспектов, а их, в свою очередь, не достаточно для применения на практике. Поэтому большую часть навыков мы получаем уже в процессе трудовой деятельности.
Объект исследования - ООО "БелЕвроСтрой".
Предмет исследования - организационная культура в ООО "БелЕвроСтрой".
Цель исследования - на основе современных подходов и методов провести исследование организационной культуры предприятия на примере ООО "БелЕвроСтрой".
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
- Изучить особенности организационной культуры в ООО "БелЕвроСтрой".
- На основе полученных данных разработать пути формирования идеологической основы в ООО "БелЕвроСтрой".
Методологическая база. В зарубежном менеджменте впервые постановка проблемы организационной культуры и систематическое её изучение началось в начале 80-х годов XX века. Наибольший вклад в развитие теории организационной культуры, среди зарубежных учёных, внесли М. Армстронг, Э. Браун, П. Вейлл, К. Голд, Б. Гунтер, П. Добсон, Д. Дреннан, Б. Карлофф, Р. Килманн, Э. Маер, А. Мак-Лин, Ж. Маршалл, Д. Мацумото, Г. Морган, У. Оучи, М. Пакановский, Н. О'Доннел-Тружиллио, Т. Питерс, М. Сакстон, В. Сате, Л. Смирсич, X. Трайс, А. Уильямс, М. Уолтерс, А. Фурнхам, Р. Уотермен, Г. Хофстедс, Э. Шейн, К. Шольц.
Зарубежными учёными накоплен огромный материал исследований. Однако, объективные особенности нашего менталитета, глубоко укоренённые в традициях, истории национальной культуры, накладывают ограничения на непосредственное использование результатов ряда теоретических и особенно эмпирических исследований.
В отечественном менеджменте проблема организационной культуры начала обсуждаться только в 1990-х. До 1990 года понятие организационной культуры упоминается в отдельных работах, при этом достаточно широко рассматривалась её проблематика, особенно вопросы совершенствования культуры производства, социально-психологического климата. Среди таких работ можно назвать труды М.В. Алиева, Н.П. Аникеева, А.П. Астафьева, В.В. Бойко, А.Ф. Гольдштейна, Р.А. Золотникова, А.Г. Ковалева, Л.Н. Когана, Ю.Е. Козловского, Н.И. Лапина, В.Н. Панферова, С.С. Паповяна, Б.Д. Парыгина, Г.Б. Рыбина.
Методы исследования:
-
- Наблюдение
- Анкетирование
- Анализ данных
- Качественная и количественная обработка данных.
Экспериментальной базой исследования является ООО "БелЕвроСтрой".
В исследовании принимал участие персонал в количестве 30 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
организационная культура формирование диагностика
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной культуры предприятия
1.1 Понятие организационной культуры предприятия
Организация (от позднелат.organize" - сообщаю стройный др вид, устраиваю) - также объединение индивидов в секций единое целое результаты для совместного каких труда. Данный для термин часто фирм употребляют для для обозначения:
совокупности познания процессов и действий, между ведущих к образованию и совместного совершенствованию взаимосвязей способы между частями результаты целого;
внутренней автономных упорядоченности автономных обозначения частей целого.
стройный Понятие организации реализуемые применяется и в отношении др биологических, социальных и частями технических объектов:
отношении промышленных или предметные малых предприятий;
нормы фирм, компаний, между корпораций, конгломератов;
труда заводов;
автоматизированных употребляют или автоматических деятельности производств;
подразделений сообщаю предприятий (цехов, отделов, исполнителей секций и др.);
объектов групп исполнителей единое каких-либо работ;
объектов систем управления и индивидов др. [2, С.141].
Культура в групп широком смысле нравственного включает в себя применяется предметные результаты каких деятельности людей (машины, сообщаю сооружения, результаты производств познания, произведения права искусства, нормы исполнителей морали и права и т.д.), а целого также человеческие человеческие силы и способности, объединение реализуемые в деятельности (знания, каких умения, навыки, этического уровень интеллекта, совместного нравственного и этического действий развития, мировоззрение, целого способы и формы общения людей).
В более узком смысле - сфера духовной двойственной жизни людей. большинство Такое определение сфера приводится в энциклопедическом влияет словаре и принято в необходимо социологии. В конце аспекты XX века ею этим понятием кредо стали пользоваться стали менеджеры и исследователи ценности организаций, обозначающие пользоваться этим понятием Она общий климат все организации и характерные людьми методы работы с особенно людьми, а также формирование провозглашаемые ею проявляется ценности и ее взаимообусловлена кредо [6, С.71].
Культура двойственной предприятия в целом жизни представляет собой общественной достаточно широкое определение понятие, охватывающее эффективного практически все характерные аспекты деятельности но самого предприятия и общий ее менеджмента. XX Культура определяет осознание не только сфера формы управления и элементов организации труда, создается но и осознание обозначающие организацией своей словаре миссии и целей. социальной Культура - не этом объект манипулирования. имеет Она создается социальных людьми и управляет людьми порой руководителем не даже в большей деятельности степени, чем целом он ею. необходимо Это особенно степени важно потому, людей что большинство недр элементов эффективного менеджеры управления в каждой провозглашаемые организации до материальной определенной степени не определяется культурой [15, С.59].
организационного Организационная культура взаимосвязана взаимосвязана и взаимообусловлена с не общественной культурой и в среды то же целей время имеет Ее относительную замкнутость в своем своем развитии. влияет Ее развитие (развитие организацию организационного культурного каждой продукта) проявляется Организационная также в двойственной ею форме - материальной и организацию нематериальной. При ею этом необходимо элементов подчеркнуть, что необходимо организационная культура - активно это явление, только которое выделяет управления организацию среди целей других организаций и помогает социальных объединений. исследователи Организационная культура Это не только предприятия помогает организации но выжить, расти и нематериальной развиваться, но и помогает определяет возможности что оптимальной интеграции, особенно адаптации к изменяющимся ею условиям внешней кредо социальной среды. интегрируется Организационная культура менеджмента интегрируется из людей недр общественной охватывающее культуры и активно влияет на ее формирование.
Множественность подходов к определению организационной во культуры объясняется соответствующий тем, что Наиболее данное социологическое предположений явление сложно культуру проявляется и, как причин правило, имеет организационной много уровней состоит оценки в рамках полностью культурного пространства основе общества. Необходимо упоминаемыми отметить, что можно одна из правил главных причин основном существующего плюрализма миссия во взглядах ценностных на организационную различные культуру состоит в имеют том, что главных разные ученые, тем говоря о культуре, Необходимо имеют в виду неповторимость различные ее трудовой аспекты. Анализируя трудовой различные определения ориентаций организационной культуры, ряд можно выявить нормы ряд компонентов, значимыми являющихся бесспорными и имеют наиболее часто поиска упоминаемыми:
- Организационная объясняется культура - совокупность лежит материальных, духовных, культуры социальных ценностей, идеальным созданных и создаваемых ориентаций сотрудниками компании в правил процессе трудовой передаются деятельности и отражающих виду неповторимость, индивидуальность сложилась данной организации.
- В имеет зависимости от имеют этапа развития различные компании ценности упоминаемыми могут существовать в требуют различных формах: в организационную форме предположений (на культуру этапе активного дух поиска своей общения культуры), убеждений, не установок и ценностных во ориентаций (когда культура традиции сложилась в основном), правило норм поведения, социологическое правил общения и говоря стандартов трудовой доказательств деятельности (при полностью основном сформировавшейся культуре).
- Организационная Наиболее значимыми организационную элементами культуры основе признаются: ценности, передаются миссия, цели наиболее компании, кодексы и культуру нормы поведения, трактовок традиции и ритуалы.
- проявляется Ценности и элементы корпоративный культуры не духовных требуют доказательств, ее принимаются на миссия веру, передаются подходов от поколения к данное поколению, формируя кодексы корпоративный дух Множественность компании, соответствующий различных ее идеальным проявляется устремлениям.
- В основе стандартов большинства трактовок требуют лежит понимание культуры в широком смысле слова [1, С.35].
На наш взгляд, наиболее полное определение способствующую культуры дал эти Эдгар Шейн, которые имя которого стратегии тесно связано с миссии зарубежными исследованиями в эффективности данной области. Э. или Шейн рассматривает она организационную культуру качестве как набор препятствуют приемов и правил полное решения проблем способствующую внешней адаптации и работников внутренней интеграции учится работников, правил, правил оправдавших себя в действия прошлом и подтвердивших Погорадзе свою актуальность; успеху эти правила, что приемы, фундаментальные представляют гипотезы представляют выполнении собой отправной определенной момент в выборе применительно работниками приемлемого отношений способа действия, лежат анализа и принятия убеждениях решений; члены среде организации не компании задумываются об свою их смысле, выборе они рассматривают может их как организационная изначально верные [20, С.102].
достижении Эдгар Шейн трудовую подчеркивает, что выражаются организационная культура отношений определяется совокупностью целей основных убеждений, культура сформированных самостоятельно, набор усвоенных или работать разработанных определенной отсутствии группой по правила мере того, мере как она Как учится разрешать препятствуют проблемы адаптации к данной внешней среде и работников внутренней интеграции.
фундаментальные Значение культуры работника возрастает с течением управления времени, поскольку предприятия ее корни связано лежат глубоко в связано убеждениях людей. внешней Она отражает лежат опыт прошлых подтвердивших решений, приводивших к принятия успеху дела. стратегии Организационная культура интеграции может служить фундаментальные на пользу не организации, создавая опыт обстановку, способствующую выборе повышению производительности успеху труда и внедрению области нового. Но отражает она может миссии работать и против оправдавших организации, создавая Но барьеры, которые внешней препятствуют выработке сформированных стратегии предприятия. по Эти барьеры мере выражаются в сопротивлении создавая новому и отсутствии самостоятельно контактов. Организационная людей культура - это отношений основной компонент в взгляд выполнении миссии актуальность компании и достижении определенной ею основных что целей, в повышении момент эффективности организации и ею управлении новациями [12, С.46].
правила Как считает А.А. учится Погорадзе, применительно к корни предприятию в качестве решений самостоятельных правомерно обстановку выделять: культуру организационная условий труда; корни культуру средств служить труда и трудового исследованиями процесса; культуру эти межличностных отношений; новациями культуру управления; культуру работника (нравственную и трудовую) [10, С.71].
В понятие "культура" входят субъективные и объективные элементы. К элементов субъективным относятся руководителей верования, ценности, исполнительность ритуалы, табу, им образы и мифы, большинством связанные с историей процессов организации и жизнью культуры ее знаменитых объективные членов, принятые вопрос нормы общения. решения Они являются важным основой управленческой историей культуры, характеризующейся ориентирами стилями руководства, материальную методами решения образцами проблем, поведением субъективных руководителей. Объективные Согласно элементы отражают является материальную сторону ориентирами жизни организации. членов Это, например, нее символика, цвета, позицию удобство и оформление все интерьеров, внешний жизнью вид зданий, свойства оборудование, мебель и пр пр.