Файл: Управление финансами. Провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков систем управления не менее двух реально существующих организаций в гостиничном или ресторанном бизнесе..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1.Анализ рынка гостиничных услуг, тенденции и проблемы его развития
ГЛАВА 2. ПРИМЕР АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1.Оценка эффективности использования ресурсов гостиничного предприятия
Оценим эффективность использования ресурсов: Пример расчета показателей и оценка уровня одного из ресурсов приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Расчет значения показателей и определение уровня эффективности использования
ресурсов на примере репутационных гостиницы «Октябрьская», г. Красноярск
Показатели |
Параметры показателя репутационных ресурсов |
Ср.вес |
Экспертная оценка параметра, уровень |
||
2013 г. |
2014 г. |
||||
Репутация у клиентов |
Число повторных контактов - до 2,5 Рейтинг гостиницы - до 2,5 Процент загрузки - до 2,5 Мнение постояльцев - до 2,5 |
0,24 |
8,25 (В) |
8,30 (В) |
|
Репутация у персонала |
Зарплатоотдача - до 3 Стабильность кадрового состава - до 3 Дополнительно стимулирование труда (компенсационный пакет и др.) - до 4 |
0,18 |
6,55 (С) |
8,15 (В) |
|
Бренд |
Вид - до 3 (выбрать один): бренд сети - до 3 зарекомендовавший себя бренд - 2,5 развивающийся бренд - до 1 Степень/ масштаб известности - до 4 (выбрать один): мировой - до 4 страновой - до 3 региональный - до 2 местный - до 1 Атрибутика (униформа, цвета, герб и др.) и прочее - до 3 |
0,20 |
6,10 (С) |
6,40 (С) |
|
Имидж |
Число и качество презентаций, конференций, публикаций, направленных на повышение общественного мнения - до 4 Имидж - до 6 (выбрать одно): лидер - до 6 второй-третий игрок рынка - до 4 «догоняющий» - до 2 развивающийся - до 1,5 новичок до 0,5 |
0,20 |
7,15 (В-) |
7,40 (В-) |
|
Реклама |
Частота и объем - до 2: эпизодически, небольшой ролик - до 1 регулярно, «серийная» реклама - до 2 Рациональность - до 2,5 Эффективность - до 2,5 Регион размещения (страна, регион расположения и т.п.) - до 1 Креативность - до 2 |
0,18 |
5,35 (С-) |
7,05 (В-) |
|
Коэффициент использования репутационных ресурсов (KR |
где Kr-коэффициент использования j-го показателя репутационных ресурсов - средневзвешенный показатель; ai - экспертная оценка j-го показателя репутационных ресурсов i-м экспертом; Wi - весомость j-го показателя репутационных ресурсов, присвоенная i-м экспертом; n - количество экспертов; KR - коэффициент использования репутационных ресурсов. |
- |
Средневзвешенное значение |
||
6,79 (С) |
7,49 (В-) |
После расчета показателей и определения уровня эффективности использования всех ресурсов, составляющих интеграционную совокупность, значения средневзвешенных оценок сводятся в обобщающий показатель эффективности использования ресурсов (IRP), его значение ранжируется в соответствии с критериями уровня, сводятся в единую таблицу. На основании данных табл. 2.3 построена наглядная схема эффективности использования ресурсов организации рынка гостиничных услуг (рис. 2.2).
Таблица 2.3
Итоговые значения средневзвешенных оценок и обобщающий показатель
эффективности использования ресурсов
Ресурсы |
Средневзвешенное значение |
Уровень |
||
2013 г. |
2014 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Материальные |
7,88 |
8,13 |
В- |
В |
Технические |
8,17 |
8,67 |
В |
А- |
Т ехнологические |
7,62 |
8,26 |
В- |
В |
Т ерриториальные |
8,86 |
8,86 |
А- |
А- |
Организационно-управленческие |
8,50 |
9,11 |
В |
А- |
Информационно-коммуникационные |
7,31 |
8,35 |
В- |
В |
Репутационные |
6,79 |
7,27 |
С |
В- |
Финансовые |
8,43 |
9,03 |
В |
А- |
Кадровые |
7,51 |
8,30 |
В- |
В |
Обобщающий показатель эффективности использования ресурсов |
7,90 |
8,44 |
В- |
В |
Анализ проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что обобщающий показатель эффективности использования ресурсов гостиницы «Октябрьская» в 2014 г. увеличился (с уровня В- до уровня В), а следовательно, возросла и эффективность системы управления в целом и ресурсами, в частности.
Рисунок 2.2 - График-радар эффективности использования интеграционной совокупности ресурсов гостиницы «Октябрьская» в 2013-2014 гг.
Анализируя полученные результаты можно сказать, что в 2013 г. самая низкая эффективность использования у репутационных ресурсов (критически низкий уровень С). Организация эффективнее всего использует организационно-управленческие, финансовые и технические ресурсы (уровень В). Исходя из результатов проведенного исследования, необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности использования репутационных ресурсов, задействуя ресурсы, показатели применения которых находятся на высоком уровне (оценка выше 8 баллов, уровень В и выше), направляя вектор управленческого воздействия на параметры: репутация у клиентов и персонала, бренд, имидж, реклама.
Исследование позволяет определять «узкие» места и на основании этой информации принимать управленческие решения о точечных, системных и программных воздействиях на проблемные зоны. Стратегические действия менеджмента гостиницы «Октябрьская» необходимо сконцентрировать в поле интегрированного роста, при этом достаточно низкое значение уровня эффективности использования репутационных ресурсов определяют вектор развития по стратегии «репутационной ответственности».
Автором разработана программа внедрения и реализации стратегии репутационной ответственности предприятия рынка гостиничных услуг (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 - Программа реализации стратегии репутационной ответственности организации рынка гостиничных услуг.
Программа проработана с точки зрения системного и целевого подхода, детализирована по мероприятиям, исполнителям, ресурсам и срокам.
Анализ предлагаемых мероприятий позволяет сделать вывод, о том, что для реализации стратегии будет необходима вся информация, полученная в ходе оценки эффективности использования ресурсов, так, например, диагностика блока «репутация у персонала» потребует информацию по анализу информационно-коммуникационного, организационно-управленческого и кадрового ресурсов.
Рисунок 2.4 - Модель внедрения организационно-экономического механизма
на предприятии рынка гостиничных услуг
Таким образом, можно выделить еще один положительный аспект проведения оценки эффективности использования ресурсов по разработанной автором методике: она служит источником информации, на основании которой руководитель может с меньшим риском неопределенности принимать управленческие решения о воздействии на проблемные зоны. При внедрении мероприятий программы реализации стратегии репутационной ответственности организации рынка гостиничных услуг необходимо следовать организационно-экономическому механизму управления ресурсами организации рынка гостиничных услуг.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЦАМИ - СРАВНЕНИЕ
Рассмотрим небольшой город Серпухов. Там нет большой конкуренции в гостиничном бизнесе, основной конкурент парк-отель «Чайка», которая расположена на расстоянии 13 км от парк-отеля «Лесные дали». При росте объема рынка гостиничных услуг на 0,97% выручка «Лесных далей» сокращается, что говорит о сокращении доли рынка.
Поскольку на рынке только две подобные компании, предоставляющие гостиничные услуги, объем рынка увеличивается за счет деятельности Парк-отеля «Чайка».
Таблица 3.1 - Объем рынка гостиничных услуг г. Серпухов, 2013-2015 гг.
Параметр |
Значение |
Описание |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Средний |
На рынке г. Серпухова существует аналог предложения, это услуги частных лиц по сдаче квартир посуточно. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Низкий |
Рынок г. Серпухова является не перспективным, т.к. спрос на услуги удовлетворяют две уже функционирующие компании. |
Угроза со стороны новых игроков |
Низкий |
Низок риск входа новых игроков. Во-первых, высок входной барьер, во-вторых, рентабельность на рынке не высока. |
Угроза потери текущих клиентов |
Высокий |
Портфель клиентов обладает высокими рисками. Существование на рынке менее качественного, но экономичного предложения от компании «Чайка». |
Угроза нестабильности поставщиков |
Низкий |
Стабильность со стороны поставщиков, и достаточно предложений новых сотрудничеств. |
Согласно таблице 3.1 можно сделать вывод о наличии на рынке хоть и одного, но более сильного конкурента.
В таблице 3.2 отражены результаты анализ конкурентной среды по М. Портеру.
Таблица 3.2 - Анализ конкурентной среды ООО Парк-отеля «Лесные дали»
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Темп прироста, % |
Объем рынка, тыс. руб. |
12107 |
13644 |
12225 |
0,97 |
Доходы ООО Парк-отеля «Лесные дали» |
4253 |
4724 |
4245 |
-0,19 |
Доля рынка ООО Парк-отеля «Лесные дали» |
35,13 |
34,62 |
34,72 |
-1,15 |
Доходы Парк-отеля «Чайка» |
7854 |
8920 |
7980 |
1,60 |
Доля рынка Парк-отеля «Чайка» |
64,87 |
65,38 |
65,28 |
0,62 |
Таким образом, на рынке г. Серпухова существует конкуренция среди двух парк-отелей, уровень риска на рынке в целом не высок, тем не менее, существенную угрозу представляет конкурент, который предлагает более низкие цены на свои услуги, а так же часть клиентов отказываются от услуг гостиниц в пользу предложений частных лиц.
Поскольку выяснили, что основным конкурентом является Парк-отель «Чайка» проведем анализ конкурентоспособности двух гостиниц.
В таблице приведены основные характеристики гостиниц и рассчитан коэффициент использования гостиничного фонда.
Согласно таблице 3.3 у основного конкурента значительно больше площадь гостиницы, а, следовательно, и больше номеров и больше вместительность. Отличает парк-отель «Лесные дали» более низкая стоимость услуг и более рациональное использование площадей гостиницы.
Таблица 3.3 - Основные характеристики ООО Парк-отеля «Лесные дали» и Парк-отеля «Чайка».
Критерий |
Парк-отель «Лесные дали» |
Парк-отель «Чайка» |
Количество номеров, шт. |
50 |
100 |
Единовременная вместимость, койко-мест |
120 |
230 |
Общая площадь, кв.м. |
3000 |
6000 |
Соотношение вспомогательной и полезной площади |
20/80 |
30/70 |
Минимальная стоимость 1 койка-дня, руб. |
800 |
850 |
Максимальная стоимость 1 койка-дня, руб. |
2100 |
2300 |
Численность размещенных лиц в 2015 году, чел-к |
5783 |
9520 |
Предоставлено суток, ед. |
6480 |
14400 |
Коэффициент использования номерного фонда |
0,56 |
0,62 |
Объем реализации на 1 клиента, руб. |
734,05 |
838,24 |
Тем не менее, за счет большей площади отель «Чайка» размещает большее количество клиентов, в результате чего заполняемость значительно выше. Если в отеле «Лесные дали» среднее число ночевок на 1 посетителя составляет 5,6, то в отеле «Чайка» - 6,2. При том, в среднем один клиент тратит в гостинице «Чайка» больше денег, чем в гостинице «Лесные дали».
Таблица 3.4 - Перечень предоставляемых услуг ООО Парк-отеля «Лесные дали» и Парк-отеля «Чайка» на 01.01.2015 год.
Наименование услуг |
Парк-отель «Лесные дали» |
Парк-отель «Чайка» |
24-часовое обслуживание в номерах; |
+ |
+ |
Парковка; |
+ |
+ |
Конференц-залы |
+ |
+ |
Доступ в Интернет |
+ |
+ |
Телефонная связь |
+ |
+ |
Телевидение |
+ |
+ |
Предприятия общественного питания |
+ |
+ |
Заказ такси |
+ |
+ |
Доставка завтрака в номера Люкс |
+ |
+ |
Наличие развлекательных услуг (бильярд и т.д.) |
+ |
+ |
Возможность бронирования через интернет |
+ |
+ |