Файл: Управление финансами. Провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков систем управления не менее двух реально существующих организаций в гостиничном или ресторанном бизнесе..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1.Анализ рынка гостиничных услуг, тенденции и проблемы его развития
ГЛАВА 2. ПРИМЕР АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1.Оценка эффективности использования ресурсов гостиничного предприятия
Рассмотрим международный опыт государственной поддержки индустрии гостеприимства как одного из мощнейших рычагов воздействия на развитие рынка гостиничных услуг :
в Турции гостинично-туристский комплекс на 40% дотируется государством, что позволяет устанавливать конкурентоспособные цены. Кроме того, принято удобное для туристов свободное хождение иностранной валюты наряду с местной денежной единицей;
в Израиле до 30% инвестиций в гостиничную сферу возвращается инвестору государством в виде прямых отчислений и налоговых льгот (при условии достижения определенных объемов привлечения туристов);
в Мексике созданы зоны франко (свободные от налогообложения) вокруг курортов Акапулько и Канкун;
в Испании принят план повышения конкурентоспособности испанского турпродукта, где как приоритетное направление выделены реконструкция и модернизация гостиниц в основных курортных зонах, развитие сельского туризма в районах, не имеющих пляжей (Валенсия). Остров Тенериф объявлен зоной франко, что не только снижает цены на туристские услуги (в том числе гостиниц), но и отражается на стоимости других продуктов, в частности бензина; правительство инвестирует крупные суммы в развитие инфраструктуры острова;
в Марокко принят план развития туризма, предполагающий прямые бюджетные инвестиции (20-40 %) в приоритетные проекты развития (крупные парки развлечений, гостиничные комплексы и т.д.)[10];
в Индонезии остров Бали признан свободной экономической зоной, что снижает цены на туристское предложение. Здесь же практикуются прямые бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры.
Проблемы эффективного развития рынка гостиничных услуг тесно связаны, в первую очередь, с особенностями гостиничного продукта, анализ специализированных гостиничных интернет-сайтов и литературы позволил определить круг проблем развития организаций рынка гостиничных услуг (ОРГУ) России, они систематизированы в табл. 1.3, автором предложены варианты решения выявленных проблем.
Таблица 1.3
Проблемы функционирования и развития предприятий рынка гостиничных услуг России, их характеристика и пути решения[11]
№ п/п |
Характеристика проблем функционирования и развития ОРГУ в России 17’18’19’20’ 21 |
Пути решения [составлено автором] |
1. |
Отсутствие, малое количество площадок для строительства |
Перепрофилирование имеющихся зданий, пригодных для оригинальных гостиничных проектов, освоение открытых экономических зон и игорных зон, экспансия в регионы, инвестиции в покупку земли для строительства, «точечная» застройка |
2. |
Отсутствие рекламы туристических городов России |
Совместные проекты - рекламные кампании с правительствами субъектов РФ, региональным ОРГУ возможность на своих сайтах размещать информацию о достопримечательностях, природных, исторических и культурных особенностях региона |
3. |
Дорогие авиаперелеты как по стране, так и за её пределами |
Совместные акции с авиакомпаниями для предоставления льготного перелета к значимым спортивным, культурным и др. мероприятиям |
4. |
Недостаточная квалификация персонала |
Организация обучения в вузах, реализация корпоративных образовательных программ, организация курсов повышения квалификации |
5. |
Финансирование строительства проектов гостиничных комплексов |
Государственная поддержка, помощь в выделении земельных участков под застройку, льготное кредитование, привлечение российских и иностранных инвесторов |
6. |
Недостаточно развитая городская инфраструктура некоторых российских регионов |
Строительство и ремонт дорог, аэропортов и т.п. |
7. |
Сезонность - экономика многих гостиниц существенно зависит от соответствующего природного или туристического сезона |
Многопрофильность, возможность сезонной смены профиля, акции, участие в тендерах на размещение делегация на период межсезонья |
8. |
Сервис является ключевым аспектом деятельности любой гостиницы |
Строгая рабочая дисциплина, безоговорочное следование практическим правилам, разработка корпоративного кодекса поведения, утверждение регламента поведения персонала в стрессовых, конфликтных и внештатных ситуациях. Постоянный контроль со стороны управляющих. Высокопрофессиональный штат, обучение, разработка действенных систем мотивации, компенсационные пакеты и пр. |
9. |
Координации действий работников разных специальностей |
Хорошая координация разных служб и разных специалистов, обучение сотрудников, проведение «учений», участие в программе «тайный покупатель» |
10. |
Работа отеля - это своего рода |
Стрессоустойчивый, высокоадаптивный персонал, обладающий |
продолжение таблицы
непрерывное производство: отель работает 24 часа в сутки, 365 дней в году |
высокой скоростью принятия решений и готовый к любым неожиданностям, соблюдение норм трудового законодательства, регламентирующего время работы и отдыха, создание адекватных и комфортных условий не только для работы, но и для отдыха сотрудников |
|
11. |
Криминал |
Установка «тревожных кнопок», оснащение гостиницы и прилегающей территории камерами видеонаблюдения, высокопрофессиональная служба охраны, сотрудничество с правоохранительными органами |
12. |
Избыточное бронирование |
Координация работы автоматических компьютерных систем бронирования, внимательность служащих гостиниц, отлаживание автоматического обновления информации о наличии свободных номеров на сайте отеля |
13. |
Отсутствие веб-сайта или «безликий» сайт |
Привлечение профессиональных программистов и веб-дизайнеров для создания веб-сайта, который для бронирующих номера через Интернет является визитной карточкой и «лицом» гостиницы. Создание виртуального тура по номерам гостиницы и сопутствующим помещениям (ресторан, бар, конференц-зал, салон красоты и т.п.). Разработка программы поощрения гостей, осуществляющих бронирование через Интернет; создание базы для аналитических операций; продвижение ключевого продукта на главной странице, размещение информации о скидках и акциях |
14. |
Игнорирование онлайн репутации |
Оперативное реагирование на отзывы на сайте и страницах/ группах в социальных сетях. Создание своих страниц/ групп в соц. сетях, постоянный их мониторинг, проведение акций, розыгрышей и пр. Побуждение клиентов оставлять отзывы на ресурсах, подобных «otzovic.com, flamp.ru в социальных сетях и на сайте гостиницы. Мониторинг отзывов о конкурентах, о проводимых ими рекламных кампаниях в сети интернет |
Рынок гостиничных услуг в России - один из самых быстро и успешно развивающихся, ежегодно он растет на 15-20%. Этот рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента - 4 звезды и 5 звезд, однако наиболее востребованными остаются двух- и трехзвездочные отели. По данным исследований «Маркет Аналитика», на данный момент в России насчитывается 13 тыс. гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам; 10 тыс. из них находятся в Москве, еще 1,5 тыс. - в Санкт-Петербурге и всего 1,5 тыс. - в других городах России .
Сейчас в России как никогда актуально строительство новых гостиниц, которые должны постепенно вытеснить старый фонд. Большие надежды возлагаются на создание и развитие туристско-рекреационных особых экономических зон. Две такие зоны будут созданы на Байкале (в Бурятии и Иркутской области), а также на Алтае и на[12] Северном Кавказе .
За 2010-2014 гг. число гостиничных учреждений в России выросло на 24,3% и к концу 2014 г. составило 9 780 гостиниц и аналогичных средств размещения .
Несмотря на кризис, международные гостиничные бренды активно осваивают российский рынок: за 2014 год в стране открылось 37 новых отелей под управлением международных операторов. Общее число таких отелей в стране достигло 137, а согласно заявленным планам, к 2020 году это число должно удвоиться.
Такой высокий уровень активности российских и иностранных сетей объясняется большей устойчивостью и гибкостью рынка гостиничных услуг. Гостиничный рынок быстрее других сегментов рынка недвижимости восстанавливается после кризиса, тем самым привлекая все больше инвесторов. Ряд инвесторов даже объявили о перепрофилировании своих офисных проектов в гостиницы.
В настоящее время к ключевым тенденциям развития гостиничного бизнеса в России можно отнести:
- распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и др.);
- развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;
- усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;
- глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;
- персонификация и индивидуализация обслуживания, полная концентрация на запросах и потребностях клиентов[13];
- образование международных гостиничных цепей;
- развитие сети малых предприятий;
- широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;
- внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг;
- приток инвесторов в гостиничный бизнес, постепенное насыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости;
- ускоренное развитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах;
- выход на гостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом;
- увеличение привлекательности многофункциональных объектов для инвесторов;
- консолидация гостиничного бизнеса.
ГЛАВА 2. ПРИМЕР АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1.Оценка эффективности использования ресурсов гостиничного предприятия
Рассмотрим один из алгоритмов внедрения методики оценки эффективности использования ресурсов организации рынка гостиничных услуг города. Он прост и понятен, однако главный его этап - расчетный - представляется наиболее сложным и трудоемким, рассмотрим его на примере гостиницы города Красноярска - «Октябрьской».
Гостиница «Октябрьская» является примером классической гостиницы - это отдельно стоящее многоэтажное здание, имеет более 35 номеров, предоставляет услуги размещения и питания (номерной фонд - 99 номеров, ресторан и бар), а также комплекс дополнительных услуг (тренажерный зал, бассейн, сауна, салон красоты и др.), официально сертифицирована, имеет средний класс звездности - 3*.
Для полного представления об экономическом положении гостиницы необходимо оценить динамику основных показателей, эффективность использования основных фондов, оборотных средств, кадровых ресурсов и т.п.
Основные экономические показатели гостиницы представлены ниже, и сведены в табл. 2.1 и представлены на рис. 2.1.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности гостиницы «Октябрьская»
за 2011-2014 гг.
Показатели |
Год |
Отклонение, |
Тр % |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014г.-2013г. |
2014г. /2013г. |
|
Выручка от продажи товаров, работ, услуг (ОРТ), тыс. руб. |
66562,00 |
67868,00 |
74078,00 |
75756,00 |
1678,00 |
102,27 |
Численность работников всего, чел. |
76 |
75 |
75 |
74 |
-1,00 |
98,67 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
14570,00 |
3030,00 |
19238,00 |
29952,00 |
10714,00 |
155,69 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
233,00 |
243,00 |
14987,00 |
17881,00 |
2894,00 |
119,31 |
Рентабельность предприятия, % |
21,18 |
5,90 |
6,83 |
17,95 |
21,18 |
х |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
10368 |
2908 |
3790 |
10612 |
6822,00 |
280,00 |
Из данных табл. 2.1 видно, что в 2014 г. выручка гостиницы «Октябрьская» возросла на 1678 тыс. руб. (прирост 2,27%), рассматривая динамику изменения выручки, можно сказать, что наблюдается небольшой, но неуклонный рост (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Динамика основных экономических показателей деятельности
гостиницы «Октябрьская» за 2011-2014 гг.
В целом экономическая деятельность гостиничного предприятия оценивается положительно - наблюдается рост основных показателей.
В табл. представлены показатели, характеризующие эффективность использование основных фондов гостиницы «Октябрьская» в 2011-2014 гг. По данным таблицы видно, что основные фонды гостиницы «Октябрьская» используются эффективно, так как значения фондоотдачи, коэффициента эффективности использования ОФ и интегрального показателя использования основных фондов возрастают.
Значения показателей эффективности использования оборотных средств приведены в табл. В3, анализируя данные, можно сказать, что оборотные средства используются достаточно эффективно - наблюдается рост коэффициента рентабельности на 10,73% в 2014 г.
Показатели, характеризующие эффективность работы персонала гостиницы «Октябрьская» в 2011-2014 гг., представлены в табл. В4, анализируя их, можно сделать следующие выводы: структура гостиничного предприятия является сбалансированной, численность управленцев колеблется на уровне 10-14% общей численности персонала и снижается к 2014 г., при этом заработная плата управленцев отличается на 41% и наблюдается рост этого показателя в динамике.
В 2013-2014 гг. наблюдается экономия фонда заработной платы (что говорит о превышении темпов роста выручки над темпами роста заработной платы), а это свидетельствует о достаточно высокой производительности труда в организации.
Но при этом коэффициент соотношения роста заработной платы и производительности труда снижается и равен 1 в 2014 г., что подтверждает одинаковый темп роста этих показателей; позитивным моментом является рост зарплатоотдачи на 0,02 ед.
Подводя итог анализа, можно сказать, что наблюдается небольшой, но стабильный рост основных показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия.
Анализ эффективности использования ресурсов позволит глубже оценить деятельность гостиницы «Октябрьская», для того чтобы в динамике посмотреть на значения обобщающего показателя эффективности использования ресурсов. Оценку целесообразно произвести за два периода - 2013 и 2014 г.