Файл: Проектирование организации (Анализ организации организационной структуры управления АО «ВДНХ»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы проектирования организационных структур управления
1.1 Понятие организационных структур управления
1.2. Принципы и этапы проектирования управленческих структур организации
2 Анализ организации организационной структуры управления АО «ВДНХ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура ВДНХ и её характеристика
2.3. Системный анализ структуры управления
3 Проектирование направлений развития организации АО «ВДНХ»
3.1 Проектирование организационной структуры управления ВДНХ
3.2 Проектирование направления развития организации ВДНХ
Рисунок 2.7 - Структура персонала центра организации работы ВДНХ по образованию
Согласно данным рисунка 2.7, можно сделать вывод о том, что половина работников центра (кадры массовых профессий, таких как: приемосдатчик груза и багажа, составитель поездов, дежурный стрелочного поста и другие) имеют среднее профессиональное образование (1059 человек – 50,60%), среднее (полное) общее (269 человек – 12,8%), начальное профессиональное (206 человек – 11,1%), основное общее (172 человека – 8,2%). Также необходимо отметить и тот факт, что в центре работает 12 человек – 0,6 % с начальным образованием, и 1 человек – 0,1% с неполным высшим образованием.
Работников с высшим образованием 348 человек – что составляет 16, 6 % от общего количества работающих – в основном это работники аппарата управления, начальники станций, а также дежурные по станции.
Далее проанализируем непрерывный стаж работников центра, для этого рассмотрим рисунки 2.8 и 2.9.
31%
14,10%
8,90%
16,40%
11,50%
9,60%
8,90%
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
до 5
лет
с 5 до
10 лет
с 10 до
15 лет
с 15 до
20 лет
с 20 до
25 лет
с 25 до
30 лет
свыше
30 лет
Рисунок 2.8 - Распределение женщин по стажу работы
Исходя из рисунка 2.8, можно сделать вывод, что показатели непрерывного стажа находятся практически на ровне с друг с другом, следовательно, можно сказать о том, что большинство женщин довольны условиями работы, уровнем заработной платы, чего нельзя сказать о мужчинах центра.
Рисунок 2.9 - Распределение мужчин по стажу работы
Из рисунка 2.10 видно, что у половины мужчин ВДНХ непрерывный стаж работы в АО «ВДНХ» не превышает 5 лет. А самой малочисленной категорией является стаж свыше 35 лет. Это объясняется в первую очередь тем, что на рынке труда для мужчин, с опытом работы на крупном производстве предлагается более вакантные должности с высокой оплатой труда, и гораздо меньшей ответственностью.
Таким образом, проанализировав состав и структуру персонала, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, если сравнивать соотношение мужчин и женщин, то в ВДНХ явно заметно преимущество работников женского пола (1534 человека – 73,3%), это связанно со спецификой работы центра.
Во-вторых, что касается возрастного состава, то следует отметить, что в среднем в центре работают представители всех возрастных групп, в практически равном процентном соотношении.
В-третьих, что касается структуры персонала по категориям, то в основном это специалисты и рабочие (их общая доля составляет 85,9%).
В-четвертых, по образовательному уровню половина работников ВДНХ имеет среднее профессиональное образование, в основном это категория рабочих, оставшуюся половину, примерно по равным частям делят между собой работники с основным общим, средним (полным) общим, начальным профессиональным и высшим образованием.
В-пятых, большинство работников центра, как женщины, так и мужчины имеют стаж до 5 лет, это свидетельствует о том, что компания привлекает к себе много молодых специалистов окончивших вузы и колледжи, предлагая им определенные условия, а также много специалистов из вне, предлагая им хорошие социальные гарантии. Также работникам выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении их по собственному желанию, впервые в связи с выходом на пенсию, например женщинам, проработавшим в компании свыше 30 лет и мужчинам, чей стаж свыше 35 лет выплачивается шесть среднемесячных заработков.
В развитых странах выставочный бизнес существует очень давно и имеет значительную поддержку федеральных и местных органов власти. Поэтому выставочные центры за рубежом значительно опережают отечественные как по размерам площадей, так и по их качеству и оснащению.
2.3. Системный анализ структуры управления
Управленческий анализ организации выполняется с помощью методики оценки патологичности менеджмента, разработанной проф. А.Н. Цветковым по материалам исследования проф. А.И. Пригожина.
Исследуемая организация:
Название АО «ВДНХ»
Согласно этой методике, патологией менеджмента является причина стойкого недостижения организацией поставленных целей. Автором методики систематизированы патологии менеджмента, выделенные А.И. Пригожиным. Всего в состав методики включено 20 таких патологий, по каждой из которых разработана шкала для оценки состояния менеджмента организации относительно данной патологии.
1.Приверженность патернализму. Оценивая состояние этой патологии в организации, аналитик должен выяснить, в какой степени менеджмент позволяет сотрудникам проявлять самостоятельность.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «1».
2. Господство структуры над функцией. Оценивая состояние этой патологии в организации, аналитик должен выяснить, в какой степени управленческие подразделения отвлекают подразделения, занятые выполнением основной функции (производство продукции и услуг) от работы.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «3»
3. Автаркия подразделений. Оценивая состояние этой патологии в организации, аналитик должен выяснить, в какой степени подразделения ориентированы на цели организации, а не на свои, локальные цели.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «4».
4. Несовместимость личности с функцией.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «1».
5. Конфликт с переходом на личности.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «2».
6. Управленческая алчность.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «4»
7. Угроза статусу.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «2».
8. Информационная фобия.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «3».
9. Бессубъектность.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «2»
10. Бюрократическая инновация.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «1»
11. Преобладание личных отношений над служебными.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «3».
12. Дублирование организационного порядка.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «4».
13. Игнорирование организационного порядка.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «3».
14. Демотивирующий стиль руководства.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «4».
15. Аппаратный прессинг при принятии решений.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «2».
16. Приверженность пассивному риску.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «4».
17. Приверженность количественному росту.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «3».
18. Гиперинновационность.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «4».
19. Антиинновационное поведение.
Инновации воспринимаются как возможности развития
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «1».
20. Легизм.
В организации АО «ВДНХ» ситуация может быть оценена как «2».
По результатам управленческого анализа составлен следующий профиль патологичности менеджмента организации АО «ВДНХ».
Таблица 2.1 - Профиль патологичности менеджмента организации
Патологии |
Уровень патологии |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Приверженность патернализму |
||||
Господство структуры над функцией |
||||
Автаркия подразделений |
||||
Несовместимость личности с функцией |
||||
Конфликт с переходом на личности |
||||
Управленческая алчность |
||||
Угроза статусу |
||||
Информационная фобия |
||||
Бессубъектность |
||||
Бюрократическая инновация |
||||
Преобладание личных отношений над служебными |
||||
Дублирование организационного порядка |
||||
Игнорирование организационного порядка |
||||
Демотивирующий стиль руководства |
||||
Аппаратный прессинг при принятии решений |
||||
Приверженность пассивному риску |
||||
Приверженность количественному росту |
||||
Гиперинновационность |
||||
Антиинновационное поведение |
||||
Легизм |
Выводы по результатам управленческого анализа:
В организации существуют проблемы с менеджментом. Руководству организации следует обратить внимание на следующие проблемные аспекты:
- Подчиненные не проявляют инициативы, ценность сотрудника измеряется его исполнительностью
- От 20 до 50% времени расходуется на выполнение заданий управленческих структур, а не своих прямых обязанностей
- Большинство конфликтов сопровождаются переходом на личности
- Уровень угрозы статусу снижает эффективность командной работы
- В организации затруднительно понять, кто за что отвечает и к кому обращаться
- В ситуации, когда нужны изменения, составляются только перечни мер
- Сотрудники часто действуют в соответствии с личными отношениями
- Менеджер издает распоряжения, напоминающие сотрудникам о выполнении ими своих должностных обязанностей
- Инновации отторгаются с использованием определенных моделей и схем поведения
- При создании нормативных документов неумышленно допускается неоднозначность
Выводы по 2 главе
Таким образом, в настоящее время ВДНХ воспринимается большинством москвичей, посещающих парки отдыха, как историческая достопримечательность Москвы, место праздничного и шумного отдыха молодежи с полным спектром услуг и высоким уровнем цен. Половина респондентов, считает, что ВДНХ это, прежде всего, центр торговли, при этом основная часть респондентов хочет видеть в ВДНХ комплекс, специализирующийся на проведении выставок и являющийся местом проведения досуга и отдыха. В случае строительства соответствующих объектов, на ВДНХ были бы востребованы бассейн, кинотеатр, спортивный комплекс (фитнес-центр) и боулинг-клуб.
3 Проектирование направлений развития организации АО «ВДНХ»
3.1 Проектирование организационной структуры управления ВДНХ
Как было рассмотрено выше, ВДНХ в настоящее время находится в стадии существенных преобразований, вызванных ужесточением конкуренции и формированием в этих условиях новых целей по развитию компании и расширению присутствия на традиционных и новых рынках.
Эффективность преобразований непосредственно зависит от качественной проработки направлений и последовательности действий менеджмента компании по достижению намеченных целей.
Основные направления изменений сформулирую следующим образом:
- повышение конкурентоспособности компании;
- формирование новых бизнес-направлений;
- повышение адаптивности к изменениям внешней среды;
- внедрение проектно-ориентированного подхода на новых бизнес-направлениях;
- перевод оперативных функций по ведению традиционных бизнесов из головной в дочерние компании на принципах процессного подхода;
- структурирование компании по бизнес-направлениям;
- делегирование полномочий руководителям среднего звена управления;
- повышение эффективности внутренней экономики и управления финансовыми и кадровыми ресурсами.
Поскольку по замыслу изменения носили кардинальный характер, необходимо было смягчить их воздействие на текущую работу предприятия, в связи с чем, предложено осуществить реорганизацию предприятия постепенно в 2 этапа. Это решение должно обеспечить более плавный переход к новой адаптивной структуре управления предприятием и снизить негативные последствия внедряемых изменений.
Из изложенных во втором разделе элементов системы управления: миссия, цели организации, стратегия достижений целей, организационная структура, организация бизнеса, корпоративная культура и управление персоналом, описание изменений первых трех элементов уже проведено во второй главе. Далее рассмотрю изменения последних трех направлений, которые являются основными при реализации новой стратегии.
Масштаб изменений требует, с моей точки зрения, проведения нескольких итераций организационных изменений в целях снижения негативных последствий и сопротивления персонала.
На первом этапе организационных изменений, которые уже завершены, были поставлены следующие задачи:
специализации дочерних обществ по видам бизнеса;
сохранения и развития выставочных программ;
централизации денежных потоков.
Замысел мероприятий 1 этапа структурных изменений заключался в структуризации бизнеса на базе наиболее жизнеспособных (головных) дочерних юридических лиц по трем направлениям деятельности: выставки, сервис и хозяйственное обслуживание. Дочерние общества внутри групп были существенно укрупнены путем объединения или ликвидации части дочерних обществ и специализированы на профильных направлениях деятельности.