Файл: Анализ маркетинговой деятельности предприятия (Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ИП «Аскольская Е.А.»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ИП «Аскольская Е.А.»
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Организация маркетинга на предприятии
2.4 Анализ ассортиментной, ценовой и сбытовой политики предприятия
2.5 Анализ маркетинговой среды предприятия
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.1 Рекомендации по разработке программы стимулирования сбыта
3.2 Рекомендации по совершенствованию рекламы
3.3 Рекомендации по повышению эффективности использования трудовых ресурсов
Рассмотрев коэффициенты текущей ликвидности за 2014, 2015 и 2016 годы, мы наблюдаем, что в 2015 году данный показатель снизился с 1,2 до 1,01 - это означает, что положение предприятия в данный период слегка ухудшилось, но в 2016 году данный коэффициент вновь увеличился до уровня 1,41.
Проведя анализ коэффициентов ликвидности, делаем вывод, что деятельность организации является выгодной, приносящей доход и магазин способен осуществлять расчеты по всем видам своих обязательств.
Важно также отметить, что магазин «Русский градус» стремится не просто удовлетворять запросы покупателей, но и по возможности влиять на формирование у них культуры потребления спиртных напитков. Привлечение новых покупателей и рост продаж обеспечиваются грамотным менеджментом и маркетинговой политикой компании.
2.3 Организация маркетинга на предприятии
Организация службы маркетинга на предприятии осуществляется отделом маркетинга и рекламы. Отдел подчиняется генеральному директору по всем вопросам оперативного управления, функционально связан со всеми структурными единицами организации, для которых рекомендации отдела маркетинга являются обязательным, напрямую и тесно связан с отделом продаж.
Основной целью маркетинговой деятельности сети маркетов «Русский Градус» является завершенные эффективные маркетинговые кампании, которые привлекают большой поток публики в компанию.
Ценным конечным продуктом выступают разработанные эффективные маркетинговые программы, рекламные материалы и корпоративная символика, приводящие к увеличению дохода компании.
К задачам маркетингового отдела относятся:
участие в формировании оперативных, тактических и стратегических планов развития предприятия и их реализации;
формирование маркетингового плана развития сети;
анализ данных по продажам и получаемому доходу компании, составление прогнозов;
проведение мониторинга сегментов рынка, в которых сеть осуществляет свою деятельность;
изучение особенностей деятельности конкурентов и поддержание конкурентоспособности сети и т.д.
В состав отдела входит три сотрудника, во главе с начальником отдела.
Схема организации отдела маркетинга и рекламы представлена на рисунке 1.
Начальник отдела
Специалист по маркетингу
Менеджер по рекламе
Художник компьютерной графики
Менеджер по рекламе 2
Рисунок 1 - Организация отдела маркетинга и рекламы
Начальник отдела маркетинга сети маркетов должен планировать и организовывать рекламную и PR-деятельности компании, проведение рекламных кампаний‚ BTL акций‚ акций по стимулированию сбыта, проводить анализ эффективности проведенных мероприятий, координировать работу сотрудников отдела, формировать задания, контролировать их выполнение.
Специалист по маркетингу занимается составлением маркетинговых программ, плана исследований, организацией проведения исследований и опросов, качественно проводит маркетинговые исследования, которые показывают реальную картину и на основе которых можно выпустить качественную рекламу, проводит исследования клиентов компании, разрабатывает эффективные мероприятия для их удержания и стимулирования
Менеджер по рекламе разрабатывает эффективные материалы по продвижению продукции компании на основе маркетинговых исследований, которые привлекают большой поток публики в компанию.
Художник компьютерной графики разрабатывает и визуализирует фирменный стиль компании, оптимизирует сайт компании.
2.4 Анализ ассортиментной, ценовой и сбытовой политики предприятия
В маркетах сети представлен широкий ассортимент алкогольной продукции‚ большой выбор сопутствующих товаров, уникальная система мерчандайзинга‚ высокое качество‚ гарантированное специальной маркой «Добровольный контроль качества»‚ конкурентоспособные цены.
Эффективность деятельности фирмы во многом зависит от ситуации, складывающейся в процессе взаимодействия с поставщиками. От того, во время ли осуществится поставка товаров, какого они будут качества и по каким ценам, зависят возможности сбыта и репутация сети маркетов.
В сети маркетов «Русский Градус» оптовые закупки происходят напрямую у поставщиков, с которыми заключены договоры на поставку и доставку товаров до магазина. Чтобы по мере необходимости заказывать нужные наименования товаров у поставщиков, в магазине проводят инвентаризацию запасов и изучают спрос на имеющийся ассортимент продукции.
Маркет «Русский Градус» позиционирует себя под лозунгом «Качество с заботой». Подразумевается, что в ассортиментный перечень входят лишь те товары, которые отвечают в соответствии со стандартами требованиям качества. Такой подход способствует поддержанию конкурентоспособности и имиджа магазина на высоком уровне. В таблице 3 представлен алкогольный ассортиментный перечень.
Таблица 3 - Ассортимент алкогольной продукции «Русский Градус»
№ п/п |
Продукция |
Кол-во товарных групп продукции |
Кол-во наименований в группе |
1 |
Водка, настойка |
36 |
442 |
2 |
Коньяк, бренди |
27 |
277 |
3 |
Вино, ликер |
57 |
558 |
4 |
Шампанское, вино игристое |
20 |
135 |
5 |
Абсент |
3 |
12 |
6 |
Виски |
7 |
158 |
7 |
Джин |
1 |
7 |
8 |
Ликер |
12 |
73 |
9 |
Мартини |
2 |
27 |
10 |
Ром |
8 |
33 |
11 |
Текила |
2 |
25 |
12 |
Слабоалкогольные, энергетические напитки |
3 |
37 |
Рассчитаем глубину представленного ассортимента: .
Полученное значение свидетельствует о наличии широкого ассортимента алкогольной продукции в магазине.
В «Русском Градусе» внимательно следят за ассортиментом товаров, составляют его на основе изучения покупательского спроса (опросов) и часто пополняют новыми товарами.
Важным моментом для осуществления коммерческой деятельности предприятия выступает изучение его потребителей. От их спроса, вкусов и предпочтений зависят объемы продаж, цены на продаваемую продукцию, её ассортимент и качество. Изучение покупателей позволяет лучше выяснить то, какие продукты в большей мере будет приниматься, на какой объем продаж фирма может рассчитывать, а также насколько покупатели привержены к магазину, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей и многое другое.
Отдел маркетинга и сам маркетинг является значимым звеном в деятельности всей компании. Периодически отдел маркетинга разрабатывает новую маркетинговую концепцию, в соответствии с которой будет организована работа всех подразделений. Постоянно проводятся маркетинговые исследования, анализируются их результаты и вносятся необходимые поправки в основную маркетинговую стратегию фирмы. Также, проводятся специальные акции такие как «Напиток дня», «Дебютная пятница», «Оптом дешевле», создаются маркетинговые проекты, реализация которых должна способствовать не только увеличению прибыли, но и укреплению позиций сети маркетов на рынке.
С полной уверенностью можно сказать, что алкоголь был и остается одной из самых популярных продуктовых категорий, потребление которой обуславливается разными причинами. Алкогольной рынок в Оренбурге постоянно изменяется и развивается в соответствии с законодательством, и работать успешно могут лишь фирмы, владеющие всеми стратегиями и инструментами маркетинговой, рекламной и PR-политики.
«Русский Градус» использует различные виды рекламы. Выше упоминалось, что магазин позиционирует себя как магазин с «русскими традициями», поэтому здесь делается упор на рекламу в русском стиле. С вступлением в силу изменений в законе «О рекламе» при разработке рекламных материалов алкомаркет сталкивается с множеством трудностей, поэтому необходимо грамотно строить свою рекламную компанию для привлечения покупателей, не противореча действующему законодательству.
Маркет уже добился успехов в своем сегменте рынка и обладает хорошей репутацией среди населения. Для приобретения лояльных покупателей и стимулирования сбыта товаров магазин запустил систему бонусных карт.
Улучшение уровня обслуживания тесно связано с расширением предложения дополнительных услуг, оказываемых покупателю.
В настоящее время магазин осуществляет дополнительные услуги, которые предшествуют продаже товаров и связаны с ней непосредственно:
дегустация товаров;
консультации продавцов;
подарочная упаковка товаров.
Одни из них платные, другие бесплатные. Так, например платной является подарочная упаковка приобретенного товара. Какие-либо другие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей, например интернет-магазин или доставка на дом невозможны ввиду запрета дистанционной торговли алкогольной продукции. Поэтому для привлечения клиентов в магазине «Русский Градус» нужно разработать программу по стимулированию продаж.
В целях управления процессом обслуживания покупателей периодически осуществляется изучение мнения покупателей о магазине путем опросов и анализа жалобной книги. По результатам принимаются решения о дополнительных мерах по повышению уровня обслуживания.
Маркетинг выступает важнейшим направлением в деятельности «Русского Градуса». Его применение позволяет достигать соответствия между ожиданиями потребителя и возможностями фирмы. Только тщательно целенаправленная и запланированная маркетинговая деятельность, может привести фирму к положительным финансовым результатам.
2.5 Анализ маркетинговой среды предприятия
Любая организация существует и действует в рамках макро и микросред. Именно они обуславливают успешность работы компании, накладывают определенные ограничения на ее действия и чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами, оказывающими влияние на алкогольный рынок.
Макросреда представлена силами широкого социального плана, такими, как факторы демографического, экономического, природного, экологического, технического и культурного характера. Эти силы представляют собой те самые не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Основные шесть факторов макросреды, которые оказывают влияние на деятельность объекта исследования, представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Факторы макросреды
Группа факторов |
Фактор |
Проявление фактора |
1) Экономические |
Развитие экономики |
Возможность выхода на новые сегменты или рынки |
Развитие производства товаров номенклатуры предприятия |
Возможность производства новых товаров, создание новых рабочих мест |
|
Темп инфляции |
Увеличение темпов инфляции |
|
Уровень безработицы |
Сокращение доходов потребителей, следовательно, потребления |
|
Уровень доходов населения |
Увеличение числа новых клиентов |
|
2) Политические |
Уровень политической стабильности в обществе |
Стабильность привлеченных клиентов |
Направление развития политической системы |
Ориентация правительства на внешние (экспорт /импорт) или внутренние рынки. |
|
3) Правовые |
Законодательные акты, регулирующие деятельность предприятия |
Осуществление деятельности с учетом нормативной и правовой базы РФ (высокие налоговые ставки) |
4) Демографические |
Численность населения, состав населения |
Увеличение числа новых, потенциальных клиентов |
5)Научно-технические |
Нововведения в области технологии |
Возможность использования нового оборудования и технологий |
Нововведения в области товаров |
Возможность применения нового сырья |
|
6)Социально-культурные |
Уровень образования |
Увеличение доли трудовых ресурсов с высшим образованием |
Социальные условия жизни |
Рост доходов населения, следовательно, потребления |