Файл: Бухгалтерский учет и анализ финансовой отчетности (ЗАО «ТАНДЕР»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности предприятия
1.1 Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в РФ
1.3 Элементы, формируемые в отчетности и состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
Глава 2 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности ЗАО «ТАНДЕР» Гипермаркет «МАГНИТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерская финансовая отчетность ЗАО «ТАНДЕР» гипермаркет «Магнит»
2.3 Порядок формирования и сдачи отчетности. Ответственность за искажения в отчетности
Те активы, которые продаются и потребляются как часть обычного операционного цикла, признаются краткосрочными даже при условии, что хозяйствующий субъект не предполагает реализовывать их в течение 12 месяцев после отчетной даты. Краткосрочными при составлении финансовой отчетности будут признаны все активы, предназначенные для продажи, в том числе и долгосрочные активы.
В основу же классификации обязательств в составе краткосрочных в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» положено следующее: или обязательство предполагается погасить в рамках обычного операционного цикла организации, или обязательство предназначено главным образом для целей продажи, или обязательство подлежит погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, или у организации нет безусловного права откладывать погашение соответствующего обязательства в течение, по меньшей мере, 12 месяцев после отчетной даты.
Исключением из общего правила отнесения активов и обязательств к краткосрочным и долгосрочным являются отложенные налоговые активы и обязательства, которые всегда относятся к долгосрочным.
В соответствии с международными, и российскими стандартами бухгалтерского учета предусмотрено включение в число показателей баланса дополнительных статей, если это подразумевает формирование более широкого представления о финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Кроме того, в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» включена установка невключения в состав показателей баланса (и других форм отчетности) статей, по которым отсутствуют числовые показатели.
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» соответствующей директивы не содержит, так как, уже отмечалось ранее, не устанавливает порядок или формат, в котором должны показываться статьи, а лишь регламентирует список статей, в разрезе которых показывается вся наличествующая информация об организации (ее финансовом положении и результатах деятельности).
Таким образом, сопоставление номенклатуры линейных статей, которые должны обязательно раскрываться в балансе, показывает, что концептуальные различия в составе показателей «международного» и «российского» балансов не выявлены, но некоторые отличия имеются.
Например, в составе показателей баланса, формируемого по международным правилам, не выделена статья «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», что возможно объяснить тем, что МСФО определяют возможность взаимозачета текущих налоговых требований и текущих налоговых обязательств, а в балансе - отражение сальдированного платежа по НДС в обязательствах перед бюджетом (но информация о налоге на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, все же, подлежит раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности).
МСФО и РСБУ по-разному регламентируют возможную детализацию информации по линейным статьям и группам статей. В РСБУ группировка статей установлена в тексте ПБУ 4/99» Бухгалтерская отчетность организаций» и в рекомендуемой форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010г. №66н.
МСФО определяют обязанность по раскрытию в балансе или в примечаниях к нему дальнейших подклассов каждой из показанных в балансе линейных статей, сгруппированных таким образом, который соответствует операциям организации. Уровень детализации устанавливается требованиями МСФО, а также величиной, характером и направлением соответствующих сумм. Кроме того, при принятии решения о разбивке линейных статей на подклассы определять влияние таких факторов, как природа и ликвидность активов, их предназначение, а также размер обязательств, их характер и разделении во временном отношении.
Еще одной характерной особенностью правил МСФО к формированию баланса либо примечаний к нему является требование МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» о раскрытии детализированной информации об акциях для каждого класса акционерного капитала и акциях, оставленных в резерве для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы.
Однако, несмотря на все выявленные отличия, российская учетная система постепенно приводится в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Это наглядно показано при разработке новых форм бухгалтерской финансовой отчетности, а также в рамках принятия новых Федеральных законов «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г., «О консолидированной финансовой отчетности» от 07.07.2010 г., Приказа Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 г. №66н, Приказа Министерства финансов РФ от 05.10.2011 г. №124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н», разработка новых и доработка уже существующих Положений по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2010), «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), «Операционные сегменты» (ПБУ 12/2010).
Безусловно, сближение российских учетных стандартов с международными неизбежно и необходимо, однако полное принятие их взамен действующей системе бухгалтерского учета не имеет никакой необходимости. Так, к примеру, зачем субъекту малого предпринимательства переделывать всю свою учетную систему, проводить достаточно затратную переподготовку кадров, вносить глобальные изменения в учетную политику и прочее, если он в своей дальнейшей работе не собирается выходить на международный рынок и не планирует осуществлять свою деятельность с привлечением капитала.
Таким образом, возможность применения МСФО в России требуют более детального осмысления, изучения и интерпретации стандартов. Должны быть проанализированы все имеющиеся положительные стороны и определены возможные негативные проявления при внедрении МСФО в российскую учетную практику. При трансформации отечественной практики на международную, не следует забывать, а иногда и пренебрегать вообще, требованиями осмотрительности, и соблюдать все действующие в настоящее время правила и принципы российского бухгалтерского учета. При этом применение МСФО должно быть законодательно закреплено.
Резюмируя все вышесказанное, следует особенно выделить, что формирование основных принципов применения МСФО в нашей стране, с учетом внесения корректировок и в саму Концепцию, и в Планы и Программы мероприятий по ее осуществлению, необходимо представлять, что этот процесс должен контролироваться и интегрироваться органами законодательно- исполнительной власти на основе мнения профессиональных объединений и институтов. Только при указанном подходе адаптация и внедрение МСФО в России станет последовательными и возможным.
2.3 Порядок формирования и сдачи отчетности. Ответственность за искажения в отчетности
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ ЗАО «ТАНДЕР» составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
В настоящее время состав форм бухгалтерской отчетности регулируется двумя приказами:
1. Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н (далее - Приказ № 191н);
2. Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н (далее - Приказ № 33н).
Представление отчетности в налоговый орган.
Промежуточную бухгалтерскую отчетность ЗАО «ТАНДЕР», составленную по итогам квартала, представлять в налоговые органы не нужно.
Представлению в налоговые органы не подлежит:
- Сводная (консолидированная) бюджетная отчетность распорядителей бюджетных средств, главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов;
- отчетность органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Представление годовой отчетности в органы статистики
Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден приказом Росстата от 29.12.2012 № 670, который вступил в силу 8 марта 2013 года.
Электронная бухгалтерская отчетность учреждений
Раз речь идет об отчетности, не будет лишним упомянуть про приказ ФНС России от 21.03.2013 № ММВ- 7-6/128, которым утверждены форматы представления в электронной форме:
- баланс;
- справки по консолидируемым расчетам;
- справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года;
- отчета об исполнении учреждением плана ФХД;
- отчета об обязательствах, принятых учреждением;
- отчета о финансовых результатах деятельности;
- пояснительной записки к балансу учреждения;
- разделительного (ликвидационного) баланса.
Приказ вступил в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме за отчетный период 2012 года.
Налоговые декларации и расчеты
В письме Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904 разъяснен порядок представления в налоговый орган годовой отчетности (ситуация уже рассмотрена выше) и налоговых деклараций при отсутствии движений на счете, прибыли имущества.
Сроки сдачи отчетности за 1 квартал каждого года
- в ФСС - не позднее 15 апреля каждого года;
- в ПФР - не позднее 15 мая каждого года;
- по ЕНВД - не позднее 22 апреля каждого года;
- по НДС - не позднее 22 апреля каждого года;
- по налогу на прибыль - не позднее 29 апреля каждого года;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 19 апреля каждого года;
- на имущество - сроки устанавливаются законами субъектов РФ;
- земельный налог - сроки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- транспортный налог - сроки устанавливаются законами субъектов РФ (раз в год, по итогам года).
Ответственность руководителя ЗАО «Тандер»
Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за каждый год ответственность за правильность и достоверность данных отраженных в бухгалтерской отчетности возложена исключительно на руководителя, ведь виза главного бухгалтера на отчетности теперь не требуется.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю «точку» в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности.
При этом основные полномочия главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения содержатся только в пункте 8 Инструкции № 157н. Напомним, что в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются.
Исключение из этого правила - документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.
Следует отметить, что административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ.
Минфин России внес в Правительство РФ проект Федерального закона № 225238-6 «О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях». Предлагается дополнить статью положениями, в соответствии с которыми должностные лица освобождаются от ответственности за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, в случае представления уточненной налоговой декларации и уплаты недостающей суммы налога и соответствующей ей пени. Должностные лица освобождаются от ответственности также в случае исправления ошибки в бухгалтерской отчетности в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до ее утверждения.