Файл: Бухгалтерский учет и анализ финансовой отчетности (ЗАО «ТАНДЕР»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности предприятия
1.1 Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в РФ
1.3 Элементы, формируемые в отчетности и состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
Глава 2 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности ЗАО «ТАНДЕР» Гипермаркет «МАГНИТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерская финансовая отчетность ЗАО «ТАНДЕР» гипермаркет «Магнит»
2.3 Порядок формирования и сдачи отчетности. Ответственность за искажения в отчетности
В различных странах существует различный перечень форм отчетности, которые должны представлять предприятия. Основными формами считаются баланс и отчет о прибыли. Кроме того, в зависимости от законодательства предприятия различных стран представляют отчет о накопленной (нераспределенной) прибыли, движении собственного капитала, об изменениях в финансовом положении, о движении денежных средств, различного рода примечания и дополнения к финансовой отчетности.
Каждая единица информации включается в соответствующий элемент отчетности, исходя из того, что регистрация этой информации производилась в соответствии с определенными концептуальными принципами бухгалтерского учета и существующими некоторыми ограничениями на опубликование данных о деятельности компании.
К концептуальным принципам относятся следующие:
1) принцип двойной записи (double entry);
2) принцип единицы учета (accounting entry). Принцип означает, что хозяйственная единица, которая идентифицируется в отчетности, отделяется от его собственников или других единиц. Единица учета - это каждое отдельное предприятие, в отношении которого ведется бухгалтерский учет и составляется отчетность. Этот принцип предполагает также различное толкование учета и юридического лица.
Вместе с тем все страны можно разделить на две группы с точки зрения юридического подхода:
1) Аргентина, Франция, Германия, Дания считают, что все основные принципы учета и отчетности определены законом. Этот принцип можно определить так: разрешено делать то, что разрешено законом (определение юридическое);
2) США, Великобритания, Нидерланды считают, что система учета строится по принципу: можно все, что не запрещено законом (определение бухгалтерское).
Какова же суть стандартов финансовой отчетности, которые позволяют принимать деловые решения пользователям? Можно выделить целый ряд принципиальных основ учета и отчетности, которые обеспечивают выполнение функций финансовой отчетности - капитальной информационной базы.
В целом можно выделить два основных механизма, которые обеспечивают связь предприятия и рынка через финансовую отчетность: стандарты финансового учета и отчетности и аудиторская проверка.
Стандарты финансового учета и отчетности - это определение правила ведения финансового учета и отчетности и составление отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период соответствующей компаний, которые отражаются в ее финансовом положении и положении на рынке ценных бумаг.
Стандарты служат определенного рода юридически закрепленным консенсусом различных заинтересованных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других подобных факторов. Вопрос стандартов учета и отчетности особенно актуален для России, поскольку в настоящее время в стране реализуется Государственная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.[5]
Однако международная практика неоднородна. Прежде всего, различают национальные стандарты и международные стандарты.
Национальные стандарты учета и отчетности разрабатываются отдельными странами. В разных странах эти стандарты называются по-разному. Кроме того, их разработкой занимаются различные органы. В одних странах это преимущественно прерогатива государственных органов, в других - профессиональных организаций.
В условиях рыночных отношений расширился круг пользователей финансовой информацией, значительно возросла ее ценность. Определение реального финансового положения коммерческого предприятия - это сложный и трудоемкий процесс, требующий рассмотрения множества факторов, группировок сопоставлений и сравнений финансовых показателей. Оценка финансового положения предприятия строится на детальном изучении данных отчетности. От того, как будет представлена и оценена финансовая информация, зависит успех. В настоящее время во многих структурах коммерческих, банковских, исполнительной власти активно создаются и эксплуатируются различные информационные базы. В этой связи важно, чтобы она представлялась по унифицированным формам и с использованием единого стандарта.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку служат базой для оценки деятельности фирмы внешними пользователями отчетности: акционерами, кредиторами. Во многих странах существуют специальные издания, которые занимаются публикацией финансовых коэффициентов. Так, в США публикуются 10-15 показателей, в Японии - в общем экономическом ежегоднике 12, а по Министерству торговли и промышленности - 80. Кроме того, что публикуются значения коэффициентов, известно, что коэффициенты должны находиться в определенных пределах.
В России в качестве источников информационных материалов используются данные ежеквартального журнала «Статистическое обозрение», который выпускает Федеральная служба государственной статистики. В нем приводятся данные по объемам и структуре ВВП, уровню жизни населения, отраслям промышленности, сельского хозяйства, строительства, финансам, инвестициям и др. Кроме того, выпускаются статистические сборники «Россия в цифрах» за каждый год на русском и английском языках.
Институтом экономического анализа выпускаются тематические обзоры по финансовому состоянию России за определенные периоды развития.
Кроме того, существует более 20 профессиональных журналов, которые содержат сведения о рынке ценных бумаг, банковской системе, о денежном обращении, инвестиционной деятельности, работе фондового рынка и др. К журналам систематически прилагаются специальные обозрения.
Глава 2 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности ЗАО «ТАНДЕР» Гипермаркет «МАГНИТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
ЗАО «Тандер» является коммерческим предприятием, деятельность, которой заключается в выполнении взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
Основной стратегической целью магазина «Магнит» является создание национальной сети магазинов с брэндом «Магнит». В рамках этой стратегической цели перед компанией стоит задача расширения и укрепления своего присутствия в регионах. Необходимо отметить, что региональная политика магазина «Магнит» четко согласуется с логистической моделью компании.
ЗАО «Тандер» для управления использует стратегический подход, который направлен на долгосрочность существования предприятия. Критериями результативности управления при данном подходе является конкурентоустойчивость или выживание.
Миссия ЗАО «Тандер» формулируется следующим образом: «Мы работаем для того, чтобы люди в нашей стране жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день».
Предприятие имеет лицензию на применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р и сертификат соответствия на розничную торговлю - реализацию товаров. Гипермаркет «Магнит» работает по уставу предприятия
Организационная структура гипермаркета «Магнит» линейно-функциональная, помимо линейных подразделений, осуществляющих основную деятельность, выделены функциональные подразделения.
Основным достоинством данной структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым компетентность управления в целом.
Использование линейно-функциональной структуры эффективно на предприятиях, осуществляющих рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции. Все достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники.
Структура предприятия относится к линейно-функциональной. Каждое из направлений предполагает взаимодействие сотрудников, находящихся на разных уровнях организационной иерархии, и поэтому они отличаются по своим целям, характеру передаваемой информации, методам, продолжительности и частоте передачи информации.
Преимущества данной структуры:
-четкая система взаимных связей функций и подразделений;
-четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
-ясно выраженная ответственность;
-быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
В то же время данная структура имеет недостатки:
-отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;
-тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
-малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
-тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Далее необходимо провести анализ финансовых результатов деятельности организации на основе бухгалтерского баланса ЗАО «ТАНДЕР», в целом.
Выручка предприятия увеличилась на 326809,5 млн.руб. или на 116,9% в 2012 году ( в 2013- на 150655,3 млн. руб. или на 31,6%), а себестоимость реализуемых товаров - на 10889,89 млн.руб. или на 30,1%, поэтому удельный вес себестоимости в выручке снизился с 75,41% до 74,59%, т.е. на 0,82 процентного пункта. В результате валовой доход вырос на 42205,4 млн.руб. или на 35,9%, а его уровень на 0,82 процентного пункта: с 24,59% до 25,41%. Однако более высокими темпами, чем выручка растут коммерческие расходы (на 32,5% или на 35438,1 млн.руб.). Поэтому уровень коммерческих расходов повысился с 22,81% до 22,98%, т.е. на 0,17 процентного пункта.
Вследствие вышеперечисленного прибыль от продажи товаров увеличилась на 6767,2 млн.руб. или на 79,5%, а доля прибыли от продаж в выручке - с 1,78% до 2,43%.
В тоже время сумма полученных процентов сократилась на 97,3 млн.руб. или на 32%, а их удельный вес в выручке с 0,06% до 0,03%, т.е. на 0,03 процентного пункта. В 2013г. по сравнению с 2012г. выросла сумма уплаченных процентов на 13519,7 млн.руб. или на 26,1%
Доходы от участия в других организациях составляют в 2012-2013гг. менее 0,1% выручки, поэтому их рост на 1986,1% не оказал значительного влияния на чистую прибыль.
Прочие доходы растут более низкими темпами (на 40,2%), чем увеличиваются прочие расходы (на 42,6%). Положительным является то, что прочие доходы превосходят прочие расходы более, чем в 2,5 раза.
Прибыль до налогообложения выросла на 13508,4 млн.руб. или на 55,1%, а прибыль до налогообложения, полученная с каждого рубля выручки, с 5,13 коп. до 6,05 коп.
При этом чиста прибыль ЗАО «Тандер» увеличилась на 10547,7 млн.руб. или на 55,9%, а доля чистой прибыли в выручке - с 3,95% до 4,68% коп. Прибыль увеличилась за счет постоянного открытия новых магазинов.
Исходя из этого рассчитаем показатели рентабельности в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей рентабельности ЗАО «Тандер» в 2012 - 2013гг., %
Показатели |
2013г. |
2012г. |
Абсолютное изменение |
1 Рентабельность продаж |
2,43 |
1,78 |
0,65 |
2 Рентабельность продаж по чистой прибыли |
4,68 |
3,95 |
0,73 |
3 Рентабельность продукции |
2,49 |
1,82 |
0,67 |
4 Общая экономическая рентабельность |
16,30 |
11,65 |
4,65 |
Таким образом исходя из таблицы 1, чистая прибыль, полученная с каждого рубля выручки, увеличилась с 5,13 коп. до 6,05 коп. При этом прибыль от продаж, полученная с каждого рубля выручки, выросла с 1,78 коп. до 2,43 коп., а прибыль от продаж, полученная с каждого рубля затраченного на приобретение, производство и реализацию товаров и продукции кулинарии, - с 1,82 коп. до 2,49 коп. Кроме того, растет общая экономическая рентабельность. Так прибыль до налогообложения, полученная с каждого рубля имущества организации, увеличилась с 11,65 коп. до 16,30 коп., т.е. на 4,65 коп.
Далее проведем динамику и состав имущества ЗАО «ТАНДЕР».
Стоимость имущества ЗАО «ТАНДЕР» увеличилась на 45815,3 млн.руб. или на 21,8% в 2013 году, а по сравнению с 2011 годом на 164494,7 млн. руб. Вывод сделаем за последний год, так как данные таблицы показывают на сколько изменились показатели в предыдущем году. При этом внеоборотные активы выросли на 28078 млн.руб. или на 23,3%, а оборотные активы только на 17737,3 млн.руб. или на на 19,9%, в том числе запасы с НДС - на 16465,5 млн.руб. или на 39,2%, дебиторская задолженность - на 7135,8 млн.руб. или на 20,8%, а сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений сократилась на 5863,9 млн.руб. или на3,5%. В результате удельный вес внеоборотных активов увеличился до 58,05%, а доля оборотных средств сократилась на 0,71 процентного пункта и составила на конец 2013г. 41,95%, в том числе удельный вес дебиторской задолженности сократился на 0,13 процентного пункта, а денежных средств и краткосрочных финансовых вложений - на 3,44 процентного пункта, но вырос удельный вес запасов на 2,86 процентного пункта.