Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические и методологические основы роли мотивации в поведении в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и методологические основы роли мотивации в поведении в организации

1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности персонала

1.2. Основные теории и методы мотивации в организации

1.3. Роль мотивации персонала в сфере торговли

2. Анализ изучаемой проблемы мотивации сотрудников организации ООО «Связной Логистика» дочерней компании АО «Связной Логистика»

2.1. Общая характеристика деятельности АО «Связной Логистика»

2.2. Анализ систему управления персоналом ООО «Связной Логистика»

2.3. Анализ методов мотивации персонала ООО «Связной Логистика»

3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Связной Логистика»

3.1. Мероприятия по совершенствованию методов мотивации персонала

3.2. Организационная разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала

3.3. Оценка эффективности проекта мероприятий

Заключение

Список использованых источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

В последние годы повышается значимость управления человеческими ресурсами в организациях, поскольку все больше владельцев и генеральных менеджеров понимают, что это – основные ресурсы компании и от их активности, профессионализма, а главное – мотивационно - стимулирующего заряда, зависит стратегический успех бизнеса.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации и стимулированию труда. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации, то есть способах и методах стимулирования, а так же формах премирования.

Объектом данной работы является ООО «Связной Логистика» - дочерняя компания АО «Связной Логистика».

Предметом данного исследования выступает процесс формирования мотивационной сферы организации.

Исходя и актуальности темы, объекта и предмета исследования, целью данной работы является формирование мотивационной сферы деятельности организации на примере ООО «Связной Логистика».

В рамках данной цели был поставлен ряд задач:

  • рассмотреть сущность мотивации трудовой деятельности персонала;
  • изучить аспекты формирования системы мотивации персонала;
  • определить особенности мотивации труда персонала в сфере торговли;
  • провести анализ трудовых ресурсов ООО «Связной Логистика» и определить эффективность их использования;
  • охарактеризовать систему мотивации персонала ООО «Связной Логистика»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию мотивации профессиональной деятельности персонала торговой компании.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ проблемы и предмета исследования, системный и сравнительный анализ, целостный подход к исследованию системы управления персоналом, изучение источников, наблюдение; анализ документов; опрос (интервьюирование).

Современным проблемам мотивации и стимулирования персонала уделяется достаточно внимания. Большой интерес при изучении проблем материального стимулирования труда представляют методические подходы ряда зарубежных авторов, которые рассматривают проблематику мотивации и стимулирования в рыночных условиях хозяйствования.

Исследованию проблемы мотивации посвящены исследования как отечественных ученых Адамчука В.В., Авдеев В.В., Бухалков М.И.,Беленького В.Х., Белкина В.Н., Белкиной Н.А., Бляхмана Л.С., Вершловского С.Г., Виханского О.С., Деленян А.А., Кибанова А.Я., Лазарева В.С., Поповой И.М., Поташника М.М., Прошкина Б.Г., Московский А.И., Никифоров А., Рогова М.Г., Смирнова С.В., Чаннов С.Ею и др., так и зарубежных ученых: Врума В., Гаудж П. и др., где обоснованы организационные модели мотивации и стимулирования труда работников.


Эмпирического базой выступила практика управления мотивационной сферой трудовой деятельности трудового коллектива компании.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические и методологические основы роли мотивации в поведении в организации

1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности персонала

Основная цель любой деятельности, как организации, так и сотрудников состоит в постановке и достижении поставленных целей. Для того чтобы сотрудники ставили своей целью работы достижение состояния эффективного функционирования организации, необходимо, чтобы данная организация мотивировала их на это. Роль же самого сотрудника в данном процессе заключается в том, что именно под воздействием стимулирующих факторов у него возникает желание выполнить определенную трудовую деятельность, результатом которой будет вознаграждение. В данном случае именно мотивация труда является одним из эффективных механизмов управления персоналом.

По мнению российского исследователя С.А. Шапиро мотивация – это «процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами организации, и одновременно комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работника»[1].

Как считает известный отечественный ученый Э. Коротков, мотивация основана на «долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала»[2].

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Мотив труда – это то, что способно вызвать в сотруднике определенные действия, конкретные внутренние движущие силы, непосредственная причина трудовой деятельности работника. Структура мотива:


  • потребность работника (физиологическая, биологическая, социальная или духовная);
  • трудовое действие, необходимое для достижения цели (мера затрат труда);
  • цена или заработная плата (издержки материального или морального рода, связанные с трудовым действием)[3].

Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 -Схема протекания мотивационного процесса [10, с. 256]

Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов.

1.2. Основные теории и методы мотивации в организации

В теории управления были разработаны множество теории мотивации, которые можно разделить на следующие виды:

  1. содержательные теории;
  2. процессуальные теории;
  3. теории, основанные на отношении человека к труду.

Рассмотрим их подробнее.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Согласно теории Абрахама Маслоу потребности человека соответствуют строгой иерархии (рисунок 1.2)[4].

Автор теории разделил потребности на пять основных категорий:

Физиологические: потребность в воде, еде, тепле, отдыхе и месте проживания. Таким образом, сотрудники должны иметь возможность удовлетворить эти нужды за счет своего труда.

Далее идут потребности в защищенности и безопасности: от потребности в обеспечении безопасности на рабочем месте до потребности в медицинском обслуживании.

Самовыражение

Социальные

Безопасность

Физиологические

Рисунок 1.2 – Пирамида потребностей А. Маслоу[5].

Социальные: все, что связано с общественным характером человеческой жизни и деятельности. Профессиональная среда одновременно является и сферой социальной – у многих огромная часть личностных контактов происходит на работе. Отсюда происходит следующий уровень потребностей – потребность в уважении, включающая признание в профессиональной сфере, чувство уверенности в себе, чувство реализованности своих возможностей.

Самая высокая ступень в иерархии потребностей отводится потребностям в самовыражении. Это потребности в творчестве, в осуществлении задуманного. Эти потребности являются наиболее индивидуальными.


Теория ERG Альдерфера

Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер объединил потребности человека в группы.

По его мнению, «таких групп потребностей всего три:

  • потребности существования (Existence) - различные формы материальных и физиологических желаний.
  • потребности связи (Relation) - отношения с другими людьми и группами людей – семья, коллеги, партнеры и т.д.
  • потребности роста (Growth) - побуждают индивида к творчеству или взаимодействиям в отношении к самому себе или внешнему окружению»[6].

В отличие от Маслоу, Альдерфер отказался от принципа иерархии потребностей. Он считал, что при неудовлетворении потребностей высокого уровня на первый план выходят нужды более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела.

Теория Дэвида Мак-Клелланда

Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, «Дэвид Мак-Клелланд и его коллеги выделили три категории человеческих потребностей:

  • потребности присоединения – необходимость установления и поддержания межличностных отношений;
  • потребность власти - желание влияния и установления контроля за другими людьми;
  • потребность достижения - потребность в принятии ответственности для достижения успешного результата»[7].

Указанные потребности в теории Мак-Клеланда не являются взаимоисключаемыми и не расположены иерархически. Проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимодействия.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Фредерик Герцберг выделил «две категории мотивационных факторов:

  • «гигиенические», заставляющие отвлекаться от трудового процесса, создавая трудности.
  • «мотиваторы» – все то, что поднимает настроение и облегчает трудовой процесс»[8].

Процессуальные теории мотивации

Эти теории описывают человеческие распределения усилий для достижения поставленных целей и принципы выбора определенного поведения.

Согласно процессуальным теориям поведение индивидуума – это функция его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий предпочитаемого поведения.

Рассмотрим три основные «теории мотивации этой группы:

– теория В. Врума;

– теория справедливости;

– теория Портера-Лоулера»[9].

Теория ожиданий Виктора Врума.

Это учение, которое описывает тот факт, что мотивация зависит от того, сколько человек хочет получить и сколько он готов затратить на этот усилий.


При слишком малом значении любого из этих важных факторов, мотивация будет слабая, и, как следствие, низкие результаты труда.

Теория справедливости

Согласно этой теории действия людей в коллективе предприятия определяются оценкой человеком собственных издержек и полученного вознаграждения и затрат и результатов остальных сотрудников, которых он приравнивает к себе.

Самый важный вывод, который сделали ученые, был о том, что только результативный труд ведет к удовлетворению. Портер и Лоулер полагали, что именно чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, скорее всего, содействует росту результатов[10].

1.3. Роль мотивации персонала в сфере торговли

Стимулирование деятельности персонала следует рассматривать в числе наиболее сложных задач, стоящих перед менеджером предприятия торговли. Успешность ее «решения во многом определяется вниманием администрации к выработке программ активизации человеческого капитала. Они проектируются с учетом последних исследований поведения личности, внутренней и внешней информации о факторах, формирующих трудовое поведение, опыта, накопленного самой организацией и другими предприятиями отрасли в решении данной проблемы»[11].

Основа любой системы мотивации – «показатели оценки, адекватно отражающие результативность работы персонала и механизм их увязки с вознаграждением. Управленческие решения в этой области должны учитывать психологию восприятия поощрения. Использование менеджером достаточно простых правил, усиливающих воздействие стимулов на поведение персонала, позволяет при тех же затратах добиться более значимых результатов» [12].

К основным из этих правил «относятся:

1. Конкретность. Вознаграждение работника осуществляется в соответствии с достижением определенных целей.

2. Оперативность. Наиболее сильное обучающее воздействие оказывает вознаграждение, осуществляемое сразу по достижении результата.

3. Достижимость. Каждый работник должен иметь реальные шансы на получение дополнительного вознаграждения.

4. Адаптивность. Показатели, на основе которых стимулируется работник, должны учитывать его возможности, квалификацию, опыт.

5. Неожиданность вознаграждения. Сильное эмоциональное воздействие на работника оказывает неожиданное вознаграждение.