Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ОАО «Компания «М-Видео»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
Введение
Розничная торговля является одной из важнейших сфер обеспечения населения жизненно важными товарами. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных изначально в производство, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
В условиях функционирования в рыночной экономике у розничных предприятий возникает постоянная потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Высокий уровень конкуренции предъявляет все новые требования к формированию и обеспечению устойчивости ассортимента торговых розничных организаций.
Цель данной работы - повышение эффективности управления и обеспечения устойчивости ассортимента розничной организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента в розничной организации;
- выполнить анализ формирования товарного ассортимента и обеспечения его устойчивости на примере розничной организации ОАО «Компания «М - Видео»»;
- выявить и обосновать мероприятия по повышению эффективности формирования и обеспечения устойчивости ассортимента в розничной организации ОАО «Компания «М - Видео»».
Объект данного исследования - формирование ассортимента и обеспечение его устойчивости.
Предмет исследования - особенности организации ассортиментной политики и обеспечение устойчивости ассортимента в розничном предприятии ОАО «Компания «М-Видео»».
На основе всего выше отмеченного стоит обозначить структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими основами формирования ассортимента и обеспечения его устойчивости. Особое внимание уделяется самому понятию розничной торговли, а также понятиям «формирование ассортимента», «обеспечение устойчивости ассортимента». Также, будут рассмотрены основные показатели и методы расчёта эффективности формирования товарного ассортимента и его устойчивости.
Во второй главе рассматриваются вопросы, связанные с анализом формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечения его устойчивости на примере розничной организации ОАО «Компания «М- Видео»».
В третьей главе будут предложены меры по повышению эффективности формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечение его устойчивости на примере ОАО «Компания «М - Видео»».
Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечение его устойчивости
1.1 Сущность и содержание розничной организации
Розничная торговля является завершающим уровнем канала распределения потребительских товаров. Розничная торговля представляет собой все виды предпринимательской деятельности по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления.
Согласно Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
Филип Котлер в своей книге «Маркетинг менеджмент» определяет розничную организацию как любую коммерческую организацию, основная часть прибыли которой образуется за счет розничных продаж. Любая организация, работающая с конечными потребителями, будь то производитель, оптовик или розничный продавец, ведет розничную торговлю. При этом не имеет значения, как именно продаются товары или услуги (лично, по почте, по телефону, через торговый автомат или Интернет) и где это происходит (в магазине, на улице, на дому у потребителя)[1].
Торговая сфера сегодня — один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.
Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. Оборот розничной торговли в 2008 г. на 8,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способствовал прирост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2008 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на депозитных счетах и 5479 млрд руб. — на корреспондентских счетах. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальнейшего развития розничной торговли в стране[2]
По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. — в связи с наличием перспектив развития данного сектора.
В ходе одного из круглых столов на Сочинском инвестиционном форуме глава ведомства Антон Силуанов отметил, что за семь месяцев текущего года общее число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей выросло до 3 млн 549 тыс человек, а за период после вступления в силу законов, оптимизирующих процедуру регистрации бизнеса, то есть с мая по июль, количество зарегистрированных ИП по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилось на 41,21 тысяч, что составляет 44,4% роста числа индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время в России действуют пять основных форматов розничной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания.
Таблица 1
Основные форматы розничной торговли в России
Формат |
Высота помещения |
Требования к отделке |
Логистика потоков |
Гипермаркет |
5-7 м. (обусловлена необходимостью организации вторых и третьих ярусов стеллажей для хранения товарных запасов) |
Средние |
Отличная транспортная доступность, большая парковка |
Супермаркет |
3,5*5 м (необходима для создания комфортной атмосферы) |
Высокие |
Хорошая транспортная доступность, наличие парковки, наличие пешеходных потоков |
Дискаунтер |
2,5-3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса) |
Ниже среднего |
Большие пешеходные потоки, наличие парковки |
Магазину дома |
2,5-3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса) |
Средние |
Проходное место, наличие парковки не принципиально |
Описывая форматы стоит отметить, что гипермаркеты и мелкооптовые предприятия розничной торговли cash & carry, предложенные западными сетями, работают в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичны по сравнению с супермаркетами. Экономичный супермаркет делится на категории по ценовому признаку или дополняется новым видом магазина - «у дома». Магазин «у дома» представляет собой продовольственный розничный магазин, который расположен в удобном месте, имеет удлиненный рабочий день, в нем реализуется ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса. Дискаунтеры привлекают потребителей не только с низким уровнем дохода, как было раньше, но и со средним и высоким доходом, подстраиваясь под актуальные нужды потребителей. Новые форматы объединяет использование таких приемов организации торговли и сбыта, как самообслуживание потребителей, предложение смешанного ассортимента товаров, объединение в сети под едиными торговыми марками, использование эффекта сетевой организации[3].
В основе данной классификации лежат следующие критерии: ассортимент, форма торгового обслуживания, цена, расположение, атмосфера, продвижение и целевая группа потребителей. О таком важном критерии, как ассортимент подробнее будет рассказано во втором параграфе ниже.
1.2 Виды управления товарным ассортиментом на предприятии
Особенности организации управления ассортиментом на современном предприятии позволяют говорить о двух его основных видах: традиционный менеджмент и категорийный менеджмент. С точки зрения традиционного подхода к правлению товарным ассортиментом, данный процесс направлен на выполнение требований рациональности ассортимента. Основными этапами данного процесса являются:
- Установление требований к рациональности ассортимента;
- Определение ассортиментной политики;
- Организация и формирование ассортимента[4].
Требования к рациональности ассортимента устанавливаются исходя из необходимости максимального удовлетворения потребностей покупателей. Для выявления таких потребностей и способов их удовлетворения проводится маркетинговое исследование потребителей с использованием методов опроса или наблюдения. Также фирма сама может формировать спрос, реализуя стратегию активного маркетинга путем проведения активных рекламных компаний, выставок – продаж, презентаций.
Ассортиментная политика с точки зрения традиционного подхода к управлению ассортиментом представляет собой деятельность в области формирования ассортимента продукции, которая зависит от потребностей рынка, финансового состояния и целей деятельности предприятия. Ассортиментная политика является ключевым инструментом конкурентной стратегии организации, определяющей принципы формирования ассортимента.
Основными направлениями формирования ассортимента являются: сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента. Данные направления тесно связаны между собой и формируются под влиянием различных факторов. Так, например, причинами сокращения ассортимента являются снижение спроса, недостаточность предложения, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных товаров. Расширение ассортимента, напротив, осуществляется в условиях растущего спроса, высокой рентабельности производства, внедрения новых товаров на рынок.
Углубление ассортимента осуществляется в условиях высокой насыщенности рынка, при необходимости снизить риски при введении новых товаров на рынок, а также при выводе новых товаров, реализуемых под уже известными торговыми марками.
Необходимость в стабилизации товарного ассортимента возникает достаточно редко, и в основном характерна для пищевых продуктов повседневного спроса. В этом случае в ассортимент включается набор товаров, которые характеризуются высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
При обновлении ассортимента увеличиваются показатели новизны набора товаров, в то время как при совершенствовании ассортимента изменяются как количественные, так и качественные характеристики набора товаров. Гармонизация ассортимента осуществляется с целью его приведения в соответствие с лучшими отечественными либо зарубежными аналогами.
В система категорийного менеджмента в отличие от традиционного используется более широкий подход к формированию и управлению ассортиментом организации. Это относительно новый подход к управлению товарным ассортиментом, который состоит в следующем:
1. Разделение всего ассортимента на товарные категории не обязательно в соответствии с общепринятыми группами и видами товаров, а опираясь в первую очередь на психологические аспекты совершения покупок.
2.Ответственность одного сотрудника торгового предприятия за весь цикл движения категории — от закупки до продажи.