Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ОАО «Компания «М-Видео»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
Под знаком «*» подразумеваются услуги охраны, центр обслуживания, ремонт и техническое обслуживание, банковские сборы, упаковочные материалы и сырье, консультационные услуги, командировочные расходы и т.п.
Расходы по заработной плате и соответствующим налогам практически не увеличились как процент от выручки, оставшись на прошлогоднем уровне. В абсолютном выражении рост затрат был обусловлен открытием новых магазинов, в то время как расходы на штат центрального офиса оставались под контролем и не превысили уровня прошлого года. Тем не менее, при росте продаж сопоставимых магазинов всего на уровне 1%, достигнутая экономия была нивелирована зарплатной инфляцией.
Расходы на аренду торговых площадей и коммунальные услуги незначительно увеличились на 0,17% как процент от выручки в 2017 году. Причиной тому стали следующие факторы. Ежегодная индексация оказалась выше продаж сопоставимых магазинов в 2017 году. Кроме того, на арендные расходы повлияло обесценение российского рубля в течение года, т.к. около 40% арендных ставок номинированы в различных валютах.
Расходы на рекламу и продвижение в 2017 году немного снизились в процентах от выручки; Компания продолжает оптимизировать издержки в этом направлении, как с точки зрения объема затрат, так и эффективности рекламных носителей.
Складские расходы в 2017 году росли в связи с ростом стоимости складского обслуживания и увеличением объема проходящих через склады товаров из-за изменений ассортимента в пользу увеличения доли бытовой техники (white goods). Объемы хранения в 2017 году выросли на 13% против предыдущего года. Кроме того, Компания открыла новый Центральный Распределительный Центр в Московской области.
Рост расходов на банковское обслуживание в 2017 году был обусловлен увеличением использования покупателями кредитных/дебитных карт при оплате покупок. В начале 2016 года примерно 9% выручки формировалось за счет карточных платежей, но уже к концу того года их доля в продажах выросла до 26%. Этот же уровень сохранялся и в течение 2017 года. Рост карточных платежей до текущих 26% от выручки связан с запуском программ лояльности рядом российских банков: покупатели предпочитают совершить платеж картой, с тем, чтобы иметь возможность копить бонусные баллы, а не снимать наличные в банкомате, как это было ранее.
Среди прочих коммерческих, общехозяйственных и административных расходов затраты на безопасность, а также на реконструкцию магазинов показали умеренно позитивную динамику, так как Компания особо фокусировалась на экономии в данных сферах в ходе бюджетного процесса.
Обесценение и амортизация выросли в 2017 году в связи с запуском нескольких ИТ-проектов в 2016-2017 гг., а также реконструкцией существующих магазинов.
Прочие операционные доходы (за вычетом расходов) возросли на 10% с 1,8 млрд. рублей в 2016 году до 2 млрд. рублей в 2017 г. Прочие операционные доходы включают комиссии от банков за выдачу потребительских кредитов в магазинах сети, доходы от доставки на дом и доходы от рекламы поставщиков в магазинах. Стоимость доставки для клиента не покрывает все издержки Компании по предоставлению данной услуги, однако в целом, благодаря росту Интернет-продаж, необходимо отметить заметное увеличение дохода от доставки товаров на дом.
Операционная прибыль выросла на 26% с 5,4 млрд. рублей в 2016 году до 6,8 млрд. рублей в 2017 г. Рост операционной и чистой прибыли был прямо обусловлен улучшением валовой рентабельности, что частично компенсировалось ростом коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, в т.ч. амортизации. Кроме того, благодаря росту операционной прибыли было достигнуто улучшение эффективной налоговой ставки.
В 2017 году Компания получила чистый финансовый доход третий год подряд. В течение последних лет «М - Видео» не привлекала кредитов, номинированных в иностранных валютах, осуществляя только краткосрочные заимствования для открытия новых магазинов, что позволило Компании иметь на конец каждого отчетного периода чистый доход от финансовых операций.
В 2017 году чистые финансовые расходы или процентные расходы незначительно снизились, так как Компания перенесла выплату годовых дивидендов на конец года в связи с планированием сделки по поглощению конкурирующей сети. Средства, предназначенные для выплаты дивидендов, находились в течение этого времени на банковских депозитах, приносящих процентный доход.
Эффективная ставка налога на прибыль в 2017 году снизилась до 23,1% в сравнении с 25% в 2016 году. Снижение эффективной ставки налога было достигнуто за счет контроля за необлагаемыми статьями расхода на фоне роста прибыли до налогообложения в 2017 году на 26%.
Чистая прибыль за год увеличилась на 39%, с 4,1 млрд. рублей в 2016 году до 5,7 млрд. рублей в 2017 году.
Показатель EBITDA увеличился на 25% с 7,5 млрд. рублей в 2016 году до 9,4 млрд. рублей в 2017 году. Рентабельность по EBITDA улучшилась до 6,3% против 5,6% годом ранее. Без учета эффекта единовременного влияния на выручку изменения оценки отложенной выручки по картам лояльности, Компания достигла поставленной перед собой цели - показать рентабельность по EBITDA на уровне 6% в 2017 году.
Как и в предыдущие годы, в 2017 году Компания располагала прозрачным консолидированным балансом, в котором единственными крупными позициями среди активов были «Основные средства», «Товарно-материальные запасы», «Денежные средства и их эквиваленты», а среди пассивов - «Торговая кредиторская задолженность».
Рост основных средств был обусловлен расширением сети и реконструкцией существующих магазинов, в то время как нематериальных активов - запуском ИТ-проектов. Инвестиции в совершенствование ИТ-системы Компании будут продолжены и в будущем.
Управление уровнем оборотного капитала в 2017 году оставалось в фокусе внимания менеджмента Компании. В работе с поставщиками «М - Видео» продолжает придерживаться паритета между кредиторской задолженностью и товарно-материальными запасами, достигнутого в 2009 году. Это обеспечивает финансовую устойчивость бизнес-модели «М - Видео» при наличии достаточных денежных средств на балансе и чистого дохода от финансовых операций. Текущее отношение кредиторской задолженности к товарно-материальным запасам составляет 1,14 против 1,10 в 2016 г.
Денежные средства и их эквиваленты увеличились в отчетном году на 4 млрд. до 11,5 млрд. рублей против 7,6 млрд. рублей в 2016 г.
«М.видео» продолжает генерировать существенный поток наличности от операционной деятельности. В 2017 году Компания увеличила поступление денежных средств от операционной деятельности на 6,7 млрд. рублей благодаря позитивным изменениям в оборотном капитале.
Почти 10,5 млрд. рублей денежных средств от операционной деятельности, наряду с 4 млрд. рублей чистых активов позволяют Компании направлять значительные средства на выплату дивидендов.
В 2017 году Компания инвестировала 4,4 млрд. рублей в рамках программ капитальных затрат, на 400 млн. рублей больше, чем в 2016 году. Как и в предыдущем году, основными капитальными затратами стали инвестиции в открытие новых магазинов и оптимизацию цепочки поставок.
В 2017 году чистые денежные средства, использованные в финансовой деятельности, включали в себя выплаченные дивиденды в размере 2,5 млрд. рублей против 6,3 млрд. рублей годом ранее.
Показатель "Чистый оборотный капитал" за 2015г. составил 595 518 тыс.руб., за 2016г. увеличился до 6 818 520 тыс.руб. Чистый оборотный капитал эмитента признается достаточным для исполнения краткосрочных обязательств и покрытия текущих операционных расходов эмитента.
Показатель "Коэффициент текущей ликвидности" показывает отношение текущих активов эмитента к его текущим обязательствам и определяет общий уровень платежеспособности предприятия. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности - не менее 2. Показатель "Коэффициент текущей ликвидности" по итогам работы за 2015г. составляет 187,2, за 2016г. - 925.
Показатель "Коэффициент быстрой ликвидности" - это отношение наиболее ликвидных активов компании, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, долгосрочной дебиторской задолженности к текущим обязательствам эмитента. Данный коэффициент отражает платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения своей задолженности. Данный показатель за 3 кв.2015г. составил 185,4, за 3 кв.2016г. - 924 , что свидетельствует о высокой платежеспособности эмитента.
Значения показателей "Коэффициента текущей ликвидности" и "Коэффициента быстрой ликвидности" за весь рассматриваемый период незначительно увеличились.
За анализируемый период у эмитента отсутствует просроченная задолженность.
Показатели рентабельности указаны в таблице ниже.
Таблица 7
Показатели рентабельности компании «М - Видео»
Наименование показателя |
На 30.06.2015г. |
На 30.06.2016 г. |
Норма чистой прибыли, % |
0.02 |
0.02 |
Коэффициент оборачиваемости активов, раз |
1.28 |
1.17 |
Рентабельность активов, % |
2.15 |
2.41 |
Рентабельность собственного капитала, % |
7.57 |
9.34 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату |
0 |
0 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и балансовой стоимости активов, % |
0 |
0 |
Показатель «Норма чистой прибыли» за 2015г. составил 126,7% , за 2016г.- 11 451,4 %. В 2016г. предприятие работает стабильно, с прибылью, вследствие доходов от участия в других организациях. Показатель «Коэффициент оборачиваемости активов» за 2015г. составил 0,006, за 2016г. - 0,0039. Показатель «Рентабельность активов» за 2015г. составил 0,8093%, за 2016г. - 44,45 %. Данный показатель характеризует устойчивость финансового состояния эмитента в отчетном периоде. Показатель «Рентабельность собственного капитала» за 2015г. составил 0,8097%, за 2016г. - 44,47 %. Данный показатель свидетельствует об эффективности использования собственного капитала эмитентом, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль вложенных собственных средств. Показатель «Норма чистой прибыли» за 2015г. составил 0,02% , 2016г. составил 0,02%. Предприятие работает стабильно, с прибылью. Показатель «Коэффициент оборачиваемости активов» за 2015г. составил 1,28, за 2016г. составил 1,17 . Эти показатели достаточно стабильны.
Показатель «Рентабельность активов» за 2015г. составил 2,15%, за 2016г. 2,41%. Данный показатель увеличился в 2016г., что характеризует устойчивость финансового состояния эмитента в отчетном периоде. Показатель «Рентабельность собственного капитала» за 2015г. составил 7,57%, за 2016г. 9,34%. Данный показатель увеличился в 2016г., что свидетельствует об эффективности использования собственного капитала эмитентом. Анализ динамики показателей свидетельствует о хорошем уровне прибыльности эмитента.
Подводя итоги финансово - хозяйственной деятельности «Компании «М - Видео»», стоит отметить, что Компания увеличила показатель чистого денежного баланса на 4 млрд. рублей с 7,5 млрд. рублей в 2016 году до 11,5 млрд. рублей в 2017 году в связи с положительными изменениями в оборотном капитале.
2.3 Анализ и оценка формирования товарного ассортимента розничной организации ОАО «Компании «М - Видео»» и обеспечения его устойчивости
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. При формировании ассортимента в «М - Видео» по адресу г. Брянск, просп. Станке Димитрова, 26 осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует от специалиста понимания их сути и знания номенклатуры показателей ассортимента.
Широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру. Можно провести анализ широты ассортимента розничного магазина «М - Видео» по просп. Станке Димитрова, 26, г. Брянск на примере ассортимента видеокамер.
Известно, что видеокамеры характеризуются следующими показателями: типом матрицы, разрешением (мпикселей), аудио системой, типом источника. Поступающие аппараты могут быть по типу матрицы
CCD,CMOS,HDV/DV,DVCAM. По разрешению (мпикселей) делятся от 0,8 до 2,39. Аудио системы DolbyDygital2 канала,МРЕ01АиёюЬауег11. Тип источника в основном это тип аккумулятора Li-Ion. Отсюда базовая широта по ряду классификационных признаков будет равна 4, 5,1, 1.
На период исследования в магазине были предложены видеокамеры со следующими показателями фактической широты по вышеназванным классификационным признакам. Приняв все признаки анализируемого ассортимента за равнозначные, то групповой показатель широты определим как среднее из значений единичных показателей.
Таблица 8
Анализ широты ассортимента на примере видеокамер розничного магазина «М - Видео» г. Брянска
Классификационный признак |
Широта фактическая |
Широта базовая |
Коэффициент широты |
Тип матрицы |
3 |
4 |
0,75 |
Разрешение (мпикселей) |
от 0,8 до 2,39 |
от 0,8 до 2,39 |
1 |
Аудио система |
1 |
2 |
0,5 |
Тип источника питания |
1 |
1 |
1 |
Итого: |
0,8125 |