Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ОАО «Компания «М-Видео»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
2.1Организационно-экономическая характеристика организации розничной торговли на примере ОАО «Компания «М-Видео»»
«М - Видео» - крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России, осуществляющая свою деятельность с 1993 года. По состоянию на 30 сентября 2018 г. сеть «М - Видео» включает 358 магазинов в 153 городах Российской Федерации. Торговая площадь магазинов «М - Видео» составляет 617 тыс. м кв., общая площадь - 830 тыс. м кв .
Открытое акционерное общество ОАО «Компания «М-Видео»» было создано путем реорганизации компании Общества с ограниченной ответственностью ООО «Компания «М-Видео»». Номер свидетельства о государственной регистрации (иного документа о государственной регистрации Общества): серия 77 № 008748648. Основной государственный регистрационный номер - 5067746789248. Орган, осуществивший государственную регистрацию: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве (далее МИФНС).
Согласно Уставу ОАО «Компания «М - Видео»» целью деятельности Общества является удовлетворение существующих общественных потребностей в товарах, продукции, работах и услугах Общества и получение прибыли в интересах акционеров.
Предметом деятельности Общества являются любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствуют целям деятельности Общества, предусмотренным Уставом.
Основными видами деятельности Общества являются:
-деятельность по управлению финансово - промышленными группами;
-деятельность по управлению - дочерними и зависимыми компаниями и иными обществами, входящими в группу Общества;
-консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
-исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;
-предоставление прочих услуг;
-иная деятельность, отвечающая целям деятельности Общества и не противоречащая действующему законодательству Российской Федерации .
Согласно статье 9 Устава ОАО «Компания «М - Видео»» органами управления Общества являются:
-Общее собрание акционеров;
-Совет директоров;
-Генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
- Правление (коллегиальный исполнительный орган) (в случае его создания).
Органом управления Общества, находящегося в стадии ликвидации, является его ликвидационная комиссия, назначенная решением Общего собрания акционеров, принявшим решение о ликвидации, или - решением суда (арбитражного суда).
Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и имущественным положением Общества является ревизионная комиссия.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Совет директоров избирается годовым Общим собранием акционеров сроком до следующего годового общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Ревизионная комиссия избирается годовым Общим собранием акционеров сроком на 1 год. Генеральный директор и Правление (в случае его создания) руководят текущей деятельностью Общества
Рассмотрим организационную структуру «М - Видео » на примере розничного магазина г. Брянска, находящегося по адресу: просп. Станке Димитрова, 26.
Также, рассмотрим основную стратегическую ориентацию организационной структуры розничного магазина «М - Видео» Брянск.
Таблица 4
Основная стратегическая ориентация организационной структуры розничного магазина «М - Видео», г. Брянск
Функциональная область |
Основная стратегическая ориентация |
Аппарат управления |
|
Директор (1 чел.) |
Управленческие решения |
Бухгалтерия (2 чел.) |
Финансовый, бухгалтерский учет, прогнозирование, анализ текущей деятельности, определение структуры затрат, определение прибыльности или убыточности проектов бизнес - проектов |
Отдел продаж |
|
Продавцы (13 чел.) |
Работа с покупателями и работниками склада |
Старший продавец |
Работа с крупными покупателями и продавцами |
Менеджер по рекламе |
Учет продаж, обеспечение рекламной деятельности |
Техническая служба |
|
Работники склада (3 чел.) |
Техническая работа по сбору товара Отдел программирования |
Системный администратор |
Конфигурирование и контроль за работой бухгалтерской программы Обеспечение работы персональных компьютеров |
Согласно статье 24 «Трудовые отношения» Устава ОАО «Компания «М - Видео»» трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантии и компенсации в Обществе регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами), внутренними документами (локальными актами) Общества.
Полный размер зарегистрированного в соответствии с законодательством РФ уставного капитала 1 797 682 270 рублей, который сформирован за счет размещения среди акционеров 179 768 227 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 рублей. Уставный капитал Общества оплачен полностью. Дата государственной регистрации ОАО «Компания «М-Видео»» -25.09.2006.
ОАО «Компания «М - Видео»» выполняет функции холдинговой Компании, обществ, организующих и обеспечивающих деятельность торговой розничной сети «М - Видео». Также, Компания является правообладателем основного торгового знака «М - Видео».
Приоритетные направления в деятельности Компании:
-расширение розничной сети. В 2017 году Компания открыла 40 новых магазинов в 18 новых городах (Адлер, Ангарск, Апатиты, Дербент, Жуковский, Ивантеевка, Калининград, Камышин, Краснотурьинск, Кропоткин, Новочеркасск, Смоленск, Ревда, Чехов, Шахты, Щербинка), что на 12, 5 % больше чем в 2017 году;
-развитие интегрированных продаж (стратегия объединения розничной и интернет - торговли). В рамках данной стратегии было открыто более 35 новых интернет - магазинов;
-развитие цепочки продаж. Цепь поставок представляет собой одноуровневую дистрибуционную сеть. Закупки осуществляются на три Центральных распределительных склада, а далее товары распределяются по региональным отделениям «М - Видео». Стратегия логистики Компании заключается в сбалансированном управлении запасами, затратами на хранение и транспортировку, а также сервисом для покупателей;
-предложение новинок;
-повышение качества сервиса.
«М - Видео» конкурирует как с национальными, так и с региональными компаниями розничной бытовой техники и электроники по всей России. В 2017 году конкурирующие федеральные сети розничной торговли были представлены тремя компаниями. При росте продаж практически на 11% в сравнении с ростом рынка на 2,4% (по данным исследования GfK) в 2017 году, «M - видео» укрепила лидерские позиции в сегменте специализированных сетей (Consumer Electronics Specialists, CES), торгующих широким спектром домашней техники и электроники, а также на рынке БТиЭ в целом. Рыночная доля «М - видео» выросла с 12,4% в 2016 году до 13,3% в 2017 году; в сегменте CES эта доля увеличилась с 23,1% в 2016 году до 24,7% в 2017 году.
В очередной раз Компания подтвердила свою репутацию лидера продаж в таких товарных категориях, как стиральные машины, холодильники, телевизоры с плоским экраном (Flat TV), аудиосистемы Hi-Fi и кофе-машины, значительно увеличив свою долю в таких сегментах рынка, как ноутбуки, цифровые фотоаппараты со сменной оптикой и зеркальные фотокамеры. Рост продаж «М -.видео» в таких категориях, как смартфоны, планшетные компьютеры и Смарт-ТВ, в 2017 году также заметно опережал средний по рынку.
«М - видео» и впредь намерена предлагать своим покупателям самые модные новинки и другую высококачественную продукцию во всех магазинах сети, где бы они ни находились, поддерживая уверенность потребителей в том, что «М - видео» - лучшее место для встречи людей и электроники в России. Ориентация на нужды потребителя остается главным приоритетом для всех сотрудников Компании.
2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности организации ОАО «Компания «М-Видео»»
Анализируя финансово - хозяйственную деятельность организации ОАО «Компания «М - Видео»», берутся в расчет следующие показатели:
-чистая выручка;
-валовая прибыль;
-коммерческие, общехозяйственные и административные расходы;
-прочие операционные доходы и расходы;
-операционная прибыль;
-чистый финансовый доход;
-расход по налогу на прибыль;
-чистая прибыль за год;
-активы и пассивы;
-движение денежных средств.
Также, в приложениях представлены бухгалтерский баланс,
Финансово - хозяйственный анализ будет осуществляться за 2017, 2016, 2015 года.
Таблица 5
Основные финансовые показатели «М - Видео»
в 2015-2017 гг.
Млн. руб. без НДС |
2017 |
2016 |
2015 |
Чистая выручка |
148 042 |
133 593 |
111 937 |
Валовая прибыль |
38 360 |
32 955 |
27 537 |
% от чистой выручки |
25,91 % |
24,67% |
24,60% |
Операционные расходы |
31 593 |
27 583 |
22 936 |
% от чистой выручки |
21, 34% |
20,65% |
20,49% |
Операционная прибыль (EBIT) |
6 767 |
5 372 |
4 601 |
% от чистой выручки |
4,57% |
4,02% |
4,11% |
EBITDA |
9 400 |
7 525 |
6 239 |
% от чистой выручки |
6,35% |
5,63% |
5,57% |
Чистая прибыль |
5 729 |
4 141 |
3 374 |
% от чистой выручки |
3,87% |
3,10% |
3,01% |
Чистая выручка «М - Видео» возросла в 2016 году на 10,8% до 148 млрд. рублей в результате открытия новых магазинов и расширения географии интернет-продаж, а также роста выручки реконструированных магазинов.
Открытие 42 новых магазинов в 2016 году, 40 новых магазинов в 2017 году, открытие 35 новых интернет-городов - все это способствовало позитивной динамике выручки Компании в 2017 году.
Позитивное единовременное влияние на выручку в размере 536 млн. рублей оказало также изменение оценки отложенной выручки по картам лояльности «М - Видео Бонус» в первой половине 2017 года. В предыдущие периоды Компания не могла оценить однозначно процент неиспользования участниками программы начисляемых бонусных рублей для целей учета, однако в 2017 году необходимая для этого информация была накоплена. Речь идет о неиспользованных бонусных баллах, «сгоравших» до того, как покупатель накапливал определенное количество баллов, необходимых для совершения покупки. Данный эффект переоценки также имел позитивное влияние на валовую рентабельность, показатель EBITDA и, за вычетом налогов, в размере примерно 400 млн. рублей, на чистую прибыль 2017 года.
Валовая прибыль «М - Видео» выросла на 1,24% до 25,9% или же до 38,4 млрд. рублей. Прирост валовой прибыли был достигнут благодаря улучшениям, полученным в управлении товарным ассортиментом, в частности, за счет роста продаж малой бытовой техники, имеющей более высокую рентабельность, а также различных дополнительных услуг и сервисов; кроме того, на улучшение показателя валовой прибыли оказали влияние некоторая экономия на логистических издержках и снижение резервов под обесценение товарно-материальных запасов. В условиях высокой конкуренции и снижающихся рыночных цен, Компания активно сотрудничала с поставщиками и производителями продукции, минимизируя возникающий негативный эффект для валовой прибыли. В частности, Компания активно привлекала поставщиков к проведению промо-акций, компенсируя часть выпадающих доходов.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в 2017 году увеличились на 14,3% до 33,6 млрд. рублей против 29,4 млрд. рублей годом ранее. Как процент от выручки эти расходы выросли на 0,7% с 22% в 2016 году до 22,7% в 2017 г.
В целом рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов в 2017 году был связан с увеличением расходов на складские расходы, доставку клиентам, амортизацию и, в меньшей степени, расходов на аренду. Подробнее данные отражены в таб.6
Таблица 6
Коммерческие, общие и административные расходы в 2016-2017 гг., млн. руб. и как % от чистой выручки
Г од, завершившийся |
||||
31 декабря 2017 г. |
31 декабря 2016 г. |
|||
Заработная плата и соответствующие налоги |
9 678 |
6,5% |
8 742 |
6,5% |
Арендные расходы (за вычетом доходов от субаренды) |
7 422 |
5,0% |
6 480 |
4,9% |
Расходы на рекламу и продвижение товаров |
3 942 |
2,7% |
3 665 |
2,7% |
Складские расходы |
2 204 |
1,5% |
1 757 |
1,3% |
Оплата коммунальных услуг |
1 491 |
1,0% |
1 331 |
1,0% |
Банковские услуги |
1 034 |
0,7% |
779 |
0,6% |
Доставка клиентам |
984 |
0,7% |
754 |
0,6% |
Прочие издержки реализации, общие и административные расходы * |
4 178 |
2,8% |
3 715 |
2,8% |
Обесценение и амортизация |
2 633 |
1,8% |
2 153 |
1,6% |
Итого |
33 566 |
22,7% |
29 376 |
22,0% |