Файл: Психология в управлении персоналом. Мотивация в управлении на примере реально существующей организации.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты мотивации персонала
1.1. Виды и основные концепции мотивации
Глава 2. Анализ системы мотивации ПАО "Росгострах" на примере Астраханского филиала
2.1. Характеристика ПАО "Росгосстрах"
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы материальной мотивации.
3.2. Мероприятия по совершенствованию нематериальной мотивации сотрудников
Отдел личного страхования занимается заключением договоров добровольного медицинского страхования, оформлением документов на выплату по ДМС и по несчастному случаю и др.
Директору по продажам подчинены: отдел по работе с агентами, отдел страхования и отдел по контролю за качеством страховых услуг.
Отдел по работе с агентами занимается организацией и проведением тренингов и семинаров для агентов, разработкой предложений по оптимизации бизнес-процессов, организацией продаж, развитием сети и др.
Отдел страхования занимается привлечением и поиском клиентов, оформлением и расторжением договоров страхования, разработкой внутренних инструкций и рекомендаций, координированием работы агентов и брокеров и др.
Отдел по контролю за качеством страховых услуг. Организует проведение работ по контролю качества выполнения услуг в соответствии с требованиями стандартов. Организует разработку мероприятий по повышению качества услуг. Руководит проведением мероприятий по повышению качества услуг.
Директору по правовым вопросам и корпоративному развитию подчинен юридический отдел.
Юридический отдел обеспечивает проверку юридических документов; осуществляет юридические консультации страхователей; в случаях, предусмотренных законодательством, принимает решения о применении к страхователям финансовых санкций, а также меры по их взысканию.
Итого в 2014 году списочная численность работников составила 58 сотрудников.
Таким образом, проанализировав организационную структуру АФ "Росгосстрах", можно сделать вывод о том, что в отделе кадров числится только один специалист, а этого недостаточно для полного контроля и организации деятельности персонала. Соответственно, чтобы качественно выполнять свои должностные обязанности по отношению к персоналу, количество менеджеров должно быть достаточным.
2.2. Анализ используемых предприятием систем мотивации сотрудников Астраханского филиала ПАО "Росгосстрах"
Работая в организации по оказанию услуг, все зависит от персонала, работающего непосредственно с клиентом. А от мотивации персонала, от заинтересованности сотрудников в достижении общих целей с организацией напрямую зависит, останется ли клиент доволен уровнем и качеством предоставления услуг и обратится ли он еще раз в АФ "Росгосстрах".
В АФ "Росгосстрах"довольно слабо развита система мотивации и стимулирования персонала, она не очень разнообразна, но имеет как материальную, так и нематериальную стороны. В АФ "Росгосстрах"присутствуют следующие методы управления трудовой мотивации сотрудников:
Материальные:
- Денежные
- Неденежные
Нематериальные:
- Социальные
- Моральные
- Творческие
Денежная материальная мотивация проявляется в виде:
- заработной платы (оклад);
- ежегодных премий;
- премий к праздникам (Новый год, 23 февраля, 8 марта).
К неденежной материальной мотивации можно отнести:
- оплачиваемый ежегодный отпуск– 24 рабочих дня, без выходных;
- оплачиваемые больничные листы;
- пенсионное обеспечение – ежемесячно производятся начисления в пенсионный фонд из заработной платы сотрудника, чтобы в дальнейшем выплачивать пенсии бывшим сотрудникам гостиницы;
- краткосрочные расходы (единовременные пособия, оплата декретного отпуска, отпуска по уходу за детьми, юбилеи, свадьбы, смерть родственников);
- фирменные подарки к праздникам;
- подарки ко дню рождения (например, 50-летие бесплатно отмечается юбиляром с коллективом в ресторане гостиницы), по уходу на пенсию, рождению детей, 3-, 5-,10-, 20- и 25-летнему юбилею работы в АФ "Росгосстрах";
- ежегодное отмечание праздников всем коллективом (8 марта, 23 февраля, 9 мая, Новый год).
Из нематериальных методов стимулирования можно выделить:
Социальные:
- престижность труда
- возможность карьерного роста
- организация рабочего места
- проведение культурных программ
Моральные:
- уважение со стороны родственников и друзей
- создание здоровой атмосферы в коллективе
Творческие:
- возможность самосовершенствования, самореализации.
Рис. 2. Структура методов управления трудовой мотивацией сотрудников АФ "Росгосстрах"
Как видно на рис. 2, в АФ "Росгосстрах"69% уделяется нематериальному стимулированию, и всего лишь 31%- материальному, это говорит о том, что данную систему стимулирования персонала необходимо совершенствовать. В свою очередь необходимо проанализировать каким именно методам стимулирования необходимо особое внимание (рис. 3).
Рис. 3. Структура материального и нематериального стимулирования сотрудников АФ "Росгосстрах"
Проанализировав систему морального и материального стимулирования (рис. 3), можно сделать вывод о том, что основная направленность системы стимулирования АФ "Росгосстрах" идет на творческое (55%) и неденежное (64%) стимулирование.
Таким образом, проанализировав используемую АФ "Росгосстрах" систему мотивации сотрудников, видно, что в основном используется нематериальная мотивация сотрудников (69%), преимущественно творческое стимулирование (55%), соответственно опрос показал, что меньше всего сотрудников (4%) не удовлетворены данным показателем. Также можно говорить о том, что неденежному стимулированию в АФ "Росгосстрах" уделяется большое внимание (64%). Поэтому можно сделать вывод о том, что действующая система стимулирования персонала в АФ "Росгосстрах"несовершенна, так как охватывает лишь малую долю важных показателей мотивации сотрудников.
Управление мотивацией, как и любым другим процессом, требует измерения и регулярной оценки достижения тех целей, ради которых мероприятия внедрялись. Система измерения и оценки позволяет значительно увеличить эффективность управления системой мотивации и ее действенность. Для того, чтобы проанализировать эффективность используемых АФ "Росгосстрах"систем мотивации сотрудников, необходимо посмотреть изменение в восприятии сотрудников тех или иных аспектов деятельности предприятия. Для этого был опрос сотрудники АФ "Росгосстрах", его результаты представлены на рис. 4-8.
Как видно по рис.4, большинство сотрудников АФ "Росгосстрах" лучше работают при условии возможности самосовершенствования и самореализации (26%), но организация рабочего места также играет большую роль в этом (18%). Также, чтобы лучше работать, сотрудники должны знать о возможности дальнейшего карьерного роста (21%), а труд должен быть престижным, так ответили 13% сотрудников.
Рис. 4. - Распределение ответов сотрудников АФ "Росгосстрах"на вопрос: «Какой метод нематериального стимулирования, побуждает вас лучше работать»
Примерно одинаково ответили, что важным побудительным фактором к улучшению работы, являются: уважение со стороны родственников и друзей, создание здоровой атмосферы в коллективе, проведение культурных программ.
Рис. 5. - Распределение ответов сотрудников АФ "Росгосстрах"на вопрос: «Какой метод материального стимулирования, побуждает вас лучше работать»
Как видно по рис. 5, примерно большинство сотрудников (43%), считают, что их производительность труда прямо-пропорционально зависит от заработной платы. 30% сотрудников будут работать лучше при условии оплачиваемого ежегодного отпуска, 18% же при оплачиваемом больничном листе, а 11%, если им даются ежегодные премии.
Рис. 6. - Распределение ответов сотрудников АФ "Росгосстрах"на вопрос: «Что бы вы посоветовали добавить в систему нематериального стимулирования сотрудников»
Как видно по рис. 6, больше половины сотрудников АФ "Росгосстрах", хотели бы улучшить условия труда (гибкий график работы, удобные условия для отпусков), это связано с тем, что в основном коллектив молодой (от 20 до 30 лет), соответственно у многих из них маленькие дети, им было бы удобнее работать по гибкому графику и брать отпуск в летнее время, так как это время каникул. Также большой процент сотрудников (31%) улучшили бы организацию рабочего места (техническое оснащение, возможность быстрой работы сети internet), особенно это касается креативного отдела, ведь для качественной работы им необходимы специализированные программы. 13% сотрудников считают, что должны выдаваться дипломы за высокое профессиональное мастерство, а также должна существовать доска почета, ведь в АФ "Росгосстрах"много творческой работы, есть возможность себя проявить.
Мнение же самих сотрудников АФ "Росгосстрах"показаны на рис. 7.
Рис. 7. - Распределение ответов сотрудников АФ "Росгосстрах"на вопрос: «Какие критерии стимулирования трудовой жизни Вас не устраивают или не удовлетворяют»
Рис. 7. наглядно иллюстрирует, что большинство сотрудников АФ "Росгосстрах"- 35%, недовольны уровнем оплаты труда, считая его недостаточно высоким. Неденежным стимулированием остались недовольны 22% опрошенных, почти столько же недовольны размером социального пакета 21%, система морального стимулирования не устраивает 18% сотрудников. Но при этом, всего лишь 4% опрошенных не довольны творческим стимулированием.
Рис. 8. - Распределение ответов сотрудников АФ "Росгосстрах"на вопрос: «Что бы вы посоветовали добавить в систему материального стимулирования сотрудников»
По рис. 7 видно, что большинство сотрудников (30%) хотели бы повысить свою квалификацию за счет компании, это в дальнейшем было бы выгодно для компании. Также многие сотрудники(24%) хотели бы, чтобы существовала программа специального премирования (бонусы - вознаграждение, например, за выполнение особо сложных работ и заданий, подчас без учета производительности и качества, а иногда и с учетом в денежном виде, в виде оплаты обеда в дорогом ресторане, награждения ценным подарком). Бесплатному питанию были бы рады 11% опрошенных, а также медицинскому страхованию, так как качество обслуживания в районных поликлиниках довольно низкое.
Таким образом, проанализировав эффективность используемой в АФ "Росгосстрах"систем мотивации сотрудников, можно сделать вывод о том, что в данной системе есть изъяны. Так, по данным опроса, большинство сотрудников АФ "Росгосстрах"лучше работают при условии возможности самосовершенствования, самореализации (26%), а также при достойной заработной плате, поэтому, этим двум показателям следует уделить особое внимание, для того, чтобы простимулировать сотрудников к более эффективной работе в АФ "Росгосстрах". Также следует обратить внимание на приоритеты самих сотрудников в мотивации, таким образом, по данным опроса, большинство сотрудников хотели бы улучшить условия труда (гибкий график работы, удобные условия для отпусков) (49%респондентов), а также добавить в программу бесплатное обучение и повышение квалификации (30% респондентов). Соответственно улучшив качество данных показателей, персонал также будет работать эффективнее.
Выводы
АФ "Росгосстрах"было основано в 1995 году в виде Общества с Ограниченной Ответственностью. АФ "Росгосстрах"предлагает комплексный подход к реализации маркетинговых задач: возможность проведения интегрированных рекламных, промо и PR кампаний «под ключ», координируемых из единого центра, что позволяет добиться оптимального результата и существенно сэкономить бюджет. Анализ технико-экономических показателей АФ "Росгосстрах"показал, что наблюдается улучшение основных показателей работы АФ "Росгосстрах"за 2014 год.
Так как предварительные результаты работы АФ "Росгосстрах"свидетельствуют о росте объема реализации услуг, при правильном принятии управленческих решений в области механизмов управления затратами, в планируемом периоде может ожидаться еще более положительная динамика показателей рентабельности.
Таким образом, проанализировав организационную структуру АФ "Росгосстрах", был сделан вывод о том, что в отделе кадров числится только один специалист, а этого недостаточно для полного контроля и организации деятельности персонала. Соответственно, чтобы качественно выполнять свои должностные обязанности по отношению к персоналу, количество менеджеров должно быть достаточным.
Проанализировав организацию управления персоналом в АФ "Росгосстрах", был сделан вывод о том, что функции по управлению персоналом реализуются довольно слабо. В частности нет сформированной системы по управлению персоналом, которое составляет основу для стимулирования персонала. Рассматривая вопросы, важные для организации в целом (установление уровней оплаты или внедрение методов поддержания дисциплины, стимулирование персонала), или вопросы, требующие большого опыта (учет тонких моментов законов о труде или интерпретация результатов тестирования), то можно сделать вывод о том, что эти функции должны распределяться между высококвалифицированным специалистам именно в области управления персоналом, а не возлагаться на генерального директора или административный отдел. Данные недостатки следует устранить, для чего в проектной части работы предлагается разработать комплекс мероприятий.