Файл: Методы принятия управленческих решений. Использование метода «Дельфа» при принятии управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек в своей жизни вынужден принимать определенные решения. Постоянно подталкивают к этому либо личная неудовлетворенность человека своим внешним или внутренним положением, либо общественными потребностями.

Большинство решений, которые мы, не задумываясь, принимаем, так как наличествует автоматизм поведения, а также выработанный многолетней практикой. Существуют решения, которыми мы придаем небольшое значение, и, следовательно, мало задумываемся при реализации выбора. И, наконец, бывают проблемы с выбором, решая которые, люди испытывают раздумья мучительного характера. Как правило, такие проблемы имеют неповторяющийся исключительный характер и связаны с анализом целого ряда альтернативных вариантов. В этих проблемах новыми являются либо объекты выбора, либо обстановки, в которых осуществляется выбор. Подобные проблемы принятия решений, как правило, называют проблемой выбора уникального.

В организациях, сталкиваясь с проблемами выбора, специалисты, обычно, руководствуются различными методами принятия управленческих решений. Данная работа отобразит свою актуальность, показав и раскрыв, как важно грамотно принимать управленческое решение.

Одним из лучших методов применения суждений экспертов считается метод «Дельфи». Данный метод предусматривает проведение экспертных опросов в несколько стадий.

В процессе развития общественного производства увеличиваются не только сложности управления, но и требования к качеству принимаемого решения. Для того чтобы повышать обоснованность решения и учитывать многочисленные факты, которые оказывают влияние на их результаты, нужно производить разносторонний анализ, который будет основан как на расчетах, так и на аргументированных мнениях специалистов либо руководителей, знакомых с перспективами развития в многообразных областях и состоянием дел практической работы.

Использование метода «Дельфи» может обеспечивать целенаправленное и в то же время активное участие специалистов на всех периодах принятия решения, что дает возможность значительно повышать их эффективность и качество.

Цель курсовой работы исследование и использование метода «Дельфи» при принятии решений.

Задачи курсовой работы:

  • изучить процесс и понятие разработки решения;
  • исследовать формы управленческих решений;
  • проанализировать методы экспертных оценок;
  • освоить метод «Дельфи» его сущность и понятие, а так же экспертные процедуры по данному методу.

Курсовая работа состоит из введения, текстовой части, заключение и список использованной литературы.

Понятие и процесс разработки управленческих решений

В своей жизни каждый человек принимает десятки или сотни решений. К решениям можно отнести, как просмотр телевизионных программ и малозначащий выбор одежды, так и выбор ВУЗа или места работы для получения работы либо образования.[1]

В силу психологических неосознаваемых факторов очень часто люди уделяют непропорционально большое количество внимания одним решениям, одновременно пренебрегая существенностью других решений. Принимаются многие решения без надлежащего систематического обдумывания. Тем не менее, принятие решения в управлении является более систематизированным процессом, чем, к примеру, в частной жизни.[2]

Управленческие решения являются актом целенаправленного видоизменения ситуации, разрешения проблем, вариантов воздействия на процессы и систему, происходящих в ней. Управленческие решения подразумевают действия руководства, которые ведут к изменению ситуации и разрешению противоречия.[3]

Абсолютно все решения, как правило, основываются на анализах данных, которые характеризуют ситуацию, определении задач и целей, и содержат программы, алгоритмы действий по осуществлению мероприятий. Управленческие решения являются собственно главным результатом деятельности руководителя на любой степени иерархической ступени.[4]

Так, к примеру, руководитель предприятия и ведущий топ – менеджер имеют право принимать решения о расширении предприятия, выходе его на новые рынки, модификации направления финансовых потоков предприятия. Это наиболее усложненные стратегические формы решения, которые большой долей осторожности принимаются, и предусматривают рассмотрение целого порядка факторов, моделирование многообразных вариаций развития ситуации, предвидения количественных точных результатов: валовой выручки от предприятия, прибыли, темпов развития рынка, доли рынка и прочее.[5]

В ходе процесса принятия управленческих решений данного уровня необходимо тщательно планировать мероприятия, которые включают изменение структуры, вида деятельности организации и ассортиментной политики. Могут приниматься управленческие решения на уровне директора, отдела, бригадира или начальника цеха.[6]


В зависимости от степени управления меняется уровень ответственности и последствий после принятых решений. Таким образом, некоторые руководители владеют полномочиями для принятия управленческих решений по кадровым и финансовым вопросам, проблемам качества услуг или продукции.[7]

К примеру, руководители предприятия могут принимать решения о закупке нового оборудования, модификации системы оплаты трудовой деятельности, обеспечении качества. Начальники отдела продаж принимают решения о заключении договора на осуществление, проведения и рекламных акций в границах выделенного размера бюджета и т.д.[8]

В процессах разработки управленческих решений менеджеры исследуют информацию, реализовывают коммуникации с руководителями иного уровня управления, с заказчиками и непосредственными исполнителями мероприятий, продумывают сценарий развития моментов, проводят деловое совещание, выбирают альтернативу.[9]

Процессы принятия управленческих решений состоят из ряда последовательных этапов (смотри рисунок 1).

Управленческие решения. Экспертная оценка Дельфи.

Рисунок 1. Этапы процесса принятия управленческих решений

На первом этапе возникают проблем, которые необходимо своевременно разрешать, иначе могут возникнуть ситуации дисбаланса в системах управления. Таким образом, уменьшение конкурентоспособности предприятия на рынке приведет к понижению спроса на ее услуги или товары. В последующем это может обозначать потерю доходности, и даже формирование моментов неплатежеспособности предприятия, фактически банкротство.[10]

В условиях, когда предприятие процветает, считается прибыльной, необходимо принятие управленческих решений, к примеру, о расширении деятельности, приобретения бизнеса в другой сфере, реализации диверсификации, в капитальное строительство инвестициях и прочее. Такого рода решения требуют продуманных действий управляющего, четкого диагностирования состояния системы.[11]

Перейдем ко второму этапу принятия решения. В данном случае менеджеры сталкиваются с необходимостью исследования документов: финансовой отчетности, договоры, динамику продаж, данные о преимуществах конкурентов.

Управляющие изучают информацию, которая поступает к каналам из разных источников и коммуникационные каналы: от сотрудников предприятия, конкурентов, заказчиков, видит себя в данном информационном поле, надзирает над людьми, которые могут помочь ему принимать правильные результативные решения.[12]


На третьей ступени управленческие решения принимаются индивидуально руководителями или совместно с группой, к примеру, на деловых совещаниях. Также руководители, могут применять для принятия решений мнение компетентных экспертов и специалистов в избранной области деятельности. Могут обсуждать с ними проблемы, получать их компетентное заключение, и затем принимать решение о последующих действиях. Таким образом, весьма востребованы финансовые или маркетинговые аудиты (оценки) деятельности, которые могут помочь руководителям принимать оптимальные решения с наименьшими для предприятия потерями.[13]

И, наконец, четвертый этап подразумевает принятие решений, которые фиксируются в распорядительных документах: распоряжениях, приказах, разного вида планах и технических заданиях; а также находит отражение в стандартах предприятия, нормативных источниках, уставе, общих положениях, правилах предприятия и внутренних регламентах. Важно не только принимать своевременные решения, но и проконтролировать реализацию мероприятий, которые осуществляются согласно принятыми официальными документами, мотивировать персонал, задействованный в осуществлении указанных мероприятий.[14]

Таким образом, процессы принятия управленческих решений состоят из последовательных стадий, к ним относятся: появление проблем, диагностика состояния процессов на предприятии, разработка решений и контроль над исполнением планируемого мероприятия. Все подобные ступени являются нужными ступеньками на пути к результативности управления. От менеджера требуется как знание теории управления, также и овладение методами: организации деятельности в группе по принятию решений совместных с коллегами и анализа информации.[15]

Каждое предприятие, начиная с момента своего формирования, сталкивается с последовательностью проблем, которые могут провоцировать опасные ситуации, сопровождающиеся резкими ухудшениями показателей деятельности: платежеспособности, ликвидности, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности, финансовой устойчивости и прочее. В условиях жесткой конкуренции, рыночные формы хозяйствования, могут приводить к несостоятельности субъектов отдельных хозяйствования или их непостоянной неплатежеспособности. Проблемы дает информации, «ключ к размышлению». Нужно принимать решения, способные изменять ситуации, улучшать состояние предприятия.[16]


Теория управления владеет наработанными комплексами понятий, методов и категорий для комплексных оценок производственной – хозяйственной деятельности, результативной организации процессов принятия управленческих решений на всех ступенях управления. Системное рассмотрение дает возможность выявлять целесообразность формирования либо совершенствования предприятия, определять, к какому классу сложности относится, находить наиболее результативные методы научной организации трудов. С целью нахождения причины ухудшения параметра деятельности, осуществляется диагностирование проблемы.[17]

Управленческой диагностикой называют совокупность методов, которые направлены на обнаружение проблем, слабых мест в системе управления, являющихся причинами не качественного состояния процессов на предприятии. Диагностику понимают как оценку деятельности предприятия с точки зрения получения общих управленческих эффектов и установление отклонений, от первоначально заданных параметров системы, оценки функционирования предприятия в подвижную, изменяющуюся внешнюю среду.[18]

Управленческие решения разрабатываться на научном уровне управления менеджерами, с использованием комплекса методов анализа, планирования, диагностики, прогнозирования и моделирования. Результативным управляющим называют компетентных специалистов, которые умеют своевременно принимать решение, мотивировать и направлять персонал для их осуществления, планировать ресурсные базы, исполнять действенные модели поведения, подбирать грамотный стиль руководства.[19]

1.2 Критерии, преимущества и недостатки управленческих решений

В практике предприятия каждый день принимаются огромное множество управленческих решений. Если произошла поломка офисных оборудований, начальники отдела принимают решения о ремонте. Вырастает текучесть персонала. Начальники отделов развития персонала принимают решения внедрять новые системы поддержки сотрудников, включающих социальные пакеты и гибкие системы премирования. Появляются новые конкуренты, и руководители маркетинговой службы обязаны скорректировать ценовые политики. Подобных примеров можно приводить множество. В теории управления выделяются несколько форм решений.[20]