Файл: Методы принятия управленческих решений. Использование метода «Дельфа» при принятии управленческих решений.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и процесс разработки управленческих решений
1.2 Критерии, преимущества и недостатки управленческих решений
2. Метод «Дельфи», как метод экспертных оценок
2.2 Понятие и сущность метода «Дельфи»
2.3 Процедуры по методу «Дельфи» экспертного опроса
Существует множество методов получения экспертной оценки. В одних с каждым экспертом содействуют отдельно, он даже не знают, кто еще считается экспертом, а от этого высказывают свои мнения независимо от авторитетов. В других экспертов вместе собирают для лиц для подготовки материалов, которые принимают решение, также эксперты обсуждают проблемы друг с другом, друг у друга учатся, и неверное мнение отбрасывают. В некоторых методах численность экспертов фиксировано и таково, чтобы статистический метод проверки согласованности мнения и затем усреднения их оставляли возможность принимать решения более обоснованные. В иных – численность экспертов вырастает в процессе проведения экспертиз, к примеру, при применении метода "снежного кома". Существует не меньше методов обработки ответы экспертов, в том числе чрезвычайно компьютеризированных и насыщенных математикой. Многие из них основываются на достижении статистики объекта нечисловых природ и иных современных способов прикладных статистик.[48]
В число методов экспертных оценок обширно распространены и применяются на практике способы группового опроса: метод «мозговой атаки», метод комиссий, многообразные модификации метода «Дельфи». Значимое значение данных методов заключается в том, что они увеличивают элементы коллегиальности в процессах принятия сложных управленческих решений и, применяя коллективную генерацию идей и интуицию, дают возможность находить оригинальные и новые решения проблем, к которым нельзя приходить при помощи только логического рассуждения.[49]
2.2 Понятие и сущность метода «Дельфи»
Существуют решения, которыми мы придаем небольшое значение, и, следовательно, мало задумываемся при реализации выбора. И, наконец, бывают проблемы с выбором, решая которые, люди испытывают раздумья мучительного характера. Как правило, такие проблемы имеют неповторяющийся исключительный характер и связаны с анализом целого ряда альтернативных вариантов. В этих проблемах новыми являются либо объекты выбора, либо обстановки, в которых осуществляется выбор. Подобные проблемы принятия решений, как правило, называют проблемой выбора уникального.[50]
В организациях, сталкиваясь с проблемами выбора, специалисты, обычно, руководствуются различными методами принятия управленческих решений. Данная работа отобразит свою актуальность, показав и раскрыв, как важно грамотно принимать управленческое решение. В условиях жесткой конкуренции, рыночные формы хозяйствования, могут приводить к несостоятельности субъектов отдельных хозяйствования или их непостоянной неплатежеспособности. Проблемы дает информации, «ключ к размышлению». Нужно принимать решения, способные изменять ситуации, улучшать состояние предприятия. Теория управления владеет наработанными комплексами понятий, методов и категорий для комплексных оценок производственной – хозяйственной деятельности, результативной организации процессов принятия управленческих решений на всех ступенях управления. Системное рассмотрение дает возможность выявлять целесообразность формирования либо совершенствования предприятия, определять, к какому классу сложности относится, находить наиболее результативные методы научной организации трудов. С целью нахождения причины ухудшения параметра деятельности, осуществляется диагностирование проблемы.[51]
Одним из лучших методов применения суждений экспертов считается метод «Дельфи». Данный метод предусматривает проведение экспертных опросов в несколько стадий.[52]
Метод «Дельфи» разрабатывался американской корпорацией РЭНД, и свое название получил от города Дельфы. Данный город был известен в Древней Греции, что было реальным благодаря оракулам и прорицателям, жившим там и предсказывавшим будущее в городе Дельфы.[53]
Метод подразумевает обобщение оценок экспертов, которые касаются перспектив формирования тех или иных экономических субъектов.[54]
Особенность метода заключается в анонимном, индивидуальном, последовательном опросе экспертов. Данная методика исключает непосредственный контакт между экспертами и, следственно, групповое влияние, которое возникает при совместной работе и состоит в приспособлении к мнению большего числа высказавшихся экспертов.[55]
Анализ при помощи дельфийского метода осуществляется в несколько этапов, итоги статистическими методами обрабатываются. Обнаруживается преобладающие мнения экспертов, их точки зрения сближаются. Всех экспертов с доводами тех, чьи мнения сильно выбиваются из общего русла, знакомят. После чего все эксперты имеют право менять мнения, а процедуры повторяются.[56]
Метод Дельфи считается наиболее формальным из числа множества других методов экспертного прогнозирования и часто применяется в технологическом прогнозировании. Данные технологического прогнозирования применяются, затем в планировании сбыта и производства продукции. Это групповой метод. При групповом методе проводятся индивидуальные опросы группы экспертов сравнительно с их предположениями о будущих событиях в многообразных областях, где предвидятся новые усовершенствования и открытия.[57]
Опрос осуществляется анонимно при помощи специальных анкет, т.е. коллективные обсуждения и личные контакты экспертов исключаются. Полученные ответы сравниваются специальными сотрудниками, и обобщенные результаты заново членам группы направляются. Основываясь на подобной информации члены группы, по-прежнему сохраняют анонимность, и высказывают дальнейшие предположения о будущем, также этот процесс может несколько раз повторяться (так называемые много туровые процедуры опросов). После того как начинают появляться совпадения мнений, результаты применяются в качестве прогнозов.[58]
Можно проиллюстрировать применение метода Дельфи, на следующих примерах: компания, которая занимается, в сфере робототехники и автоматизации хочет получать информацию о том, когда есть возможность применять в сфере быта автоматизированные устройств, для оптимизации времени, уходящего на повседневные дела к которым относятся: стирка одежды уборка комнат, закупка продуктов питания и прочее. Все это также необходимо и для начала прогнозирования, по данному методу предприятие должно войти в контакт с несколькими экспертами. Они в свою очередь должны быть представителями многообразных областей этой отрасли промышленности, также включая домохозяек, инженерных и технических сотрудников автоматизированных отделов и отделов робототехники, продавцов и консультантов, инженеров по техническому обслуживанию и конструкторов роботов, а также представителей передовых компаний на рынке бытовых техники. Им объясняются стоящие перед предприятием задачи, и каждого эксперта опрашивают, когда, по мнению его, можно будет обычную бытовую технику заменять на автоматизированную и роботизированную бытовую технику. Первые ответы дают, вероятно, больший разброс данных, к примеру, за 2010-2050 годы. Такие ответы обрабатываются и возвращаются обратно экспертами. Тем не менее, всех экспертов просят пересматривать свои оценки в свете ответов иных экспертов. После чего мнения несколько раз могут сойтись, так что около 80% из них дадут срок указанного ранее периода, что является достаточным для поставленной цели.[59]
2.3 Процедуры по методу «Дельфи» экспертного опроса
Метод Дельфи можно отнести к классам количественного метода групповых экспертных оценок. Опросы экспертов можно проводить в 3 – 4 тура, которые состоят из серии анкет, конкретизируются вопросы от тура к туру. Для осуществления данного метода необходимо также создавать аналитические группы, которые после каждого тура производят статистические обработки полученных информаций.[60]
Аналитики, прежде всего, устанавливают области количественных предпочтительных смыслов объектов.[61]
После такого рода проверки можно проводить очередной тур. Процедуры экспертных опросов по методу "Дельфи" можно выделять в несколько этапов.
Первый Этап. Формирование рабочих групп:
Задача рабочих группы состоит из организации процедур экспертных опросов.[62]
Второй этап. Формирование экспертных групп:
Соответственно с методами "Дельфи" группа экспертов обязана включать 10-15 специалистов в такой сфере. Компетентность экспертов обуславливается через анкетирование, исследованием степени реферирования (численности ссылок на деятельность такого специалиста), применением листов самооценки сотрудника.[63]
Третий этап. Формулирование вопросов:
Формулировки вопросов, как правило, должны быть однозначно и четкими трактуемыми, подразумевать однозначные ответы.
Четвертый этап. Проведение экспертиз:
Метод "Дельфи" подразумевает повторение нескольких этапов проведения опросов.[64]
Пятый этап. Подведение результатов опроса:
Для того чтобы проводить первый тур предлагаются экспертам определенные вопросы. Ответы, на которые должны быть представлены в форме количественной оценки на поставленные вопросы. Ответы должны быть обоснованы экспертами.
Аналитические группы проводят статистические обработки информации полученных от всех экспертов. Для этого рассчитываются средние значения исследуемых параметров, средневзвешенных значений исследуемых параметров, определяются медианы как средние члены общих рядов чисел, которые были получены от экспертов и сфера доверительности. Сфера доверительности рациональнее и грамотнее рассчитывать через показатели квартиля. Значение квартиля, равняется четверти разницы, между минимальными и максимальными оценками ряда. Сама сфера доверительности равняется как минимальные оценки минус значение квартиля, самая большая оценка плюс квартиль.
Эксперты обязательно должны познакомиться с выводами и результатами аналитиков, после чего осуществляется второй (очередной) тур. По результатам предоставленных расчетов, эксперты могут видеть, как корреспондируются их мнения с мнением всей участников группы экспертов. Они имеют право изменять свое мнение или оставлять прежними, но в данном случае выдвигать в свою пользу контраргументы. При этом строго соблюдаются принципы анонимности. Следовательно, проводятся 2 – 3 тура. В итоге приобретается довольно точная групповая оценка.
При применении метода «Дельфи» следует учесть следующее:
1. Экспертные группы обязаны быть стабильными, и численность их удерживается благоразумно.
2. Время между приводящимися турами составляет, как правило, не более месяца.
3. Вопросы в анкете должны быть продуманы максимально тщательно и четко должны быть сформулированы.
4. Количество туров достаточным должно быть, чтобы обеспечивать возможностью всех участников ознакомиться с причинами тех или иных оценок, а также и для критики таких причин.
5. Должны реализовываться систематические отборы экспертов.
6. Нужно иметь самооценку компетенции эксперта по рассматриваемой проблеме.
7. Необходима формула согласованности оценки, которая основана на данных самооценки.[65]
Существуют несколько модификаций методов Дельфи, в которых главные принципы предприятия экспертизы общего имеют много. Различия, которые связанны с попытками совершенствования методов за счет более обоснованных отборов экспертов, ввода схем оценок их компетентности, усовершенствованных механизмов обратной связи и т.п. Для более удобной обработки информации все изменения, как правило, подразумевают возможность формулирования ответов в виде количества, численной оценки.[66]
Но, тем не менее, у него и недостатки существуют, к примеру, субъективность мнения специалиста, который участвует в опросах, он не даст возможность сталкивать в спорных мнениях экспертов и затрачивается на него много времени.[67]
Определенные недостатки метода Дельфи связываются с нехваткой времени, которое отводится экспертам на обдумывание проблем. В таком случае эксперты могут соглашаться с мнениями большинства, чтобы уходить от надобности объяснения, в чем состоит отличие его решений от остальных форм. Такие недочеты устраняются усовершенствованием предприятия экспертиз путем формирования автоматизированных систем обрабатывания итогов опроса.[68]
Помимо того, некоторые эксперты считают, что «предположения о том, чтобы те, кто неожиданно расходится с мнениями большинства, обосновывали свои точки зрения, могут приводить к усилению результата приспособления, а не уменьшения его, как это задумывалось». Но многие ученые говорят, что метод Дельфи лучше «обычных» методов прогнозирования, при разработке краткосрочного прогноза.[69]
Метод Дельфи используется в любой ситуации, которая требует прогнозирования, даже если для принятия управленческого решения информации недостаточно.[70]