Файл: Страхование и его государственное регулирование (Теоретический аспект страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.

Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.

Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась[25].

Это обусловлено двумя основными причинами[26]:

  1. развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  2. граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка[27].

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

  1. совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  2. надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  3. расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  4. координация профобъединений страховщиков;
  5. контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.

В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.

В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов[28].

В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России[29].

В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  1. обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  2. поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  3. лояльная налоговая политика для страховщиков;
  4. страховой надзор со стороны государства;
  5. создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции[30]:

  1. регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  2. обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  3. контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  4. создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  5. контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  6. составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  1. проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  2. собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  3. проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  4. предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.

Страховой надзор в российской Федерации осуществляется на основе гл.48 ч.2 Гражданского кодекса[31]. Лицензирование осуществляется на условиях, установленных приказом № 02–02/08.

2.2. Методология государственного регулирования деятельности страховых компаний

Страховая организация принимает на себя риски, указанные в договоре, на определенных условиях и за определенную плату. Чтобы не обанкротиться, у каждой компании должны быть актуарии — те работники, которые просчитывают степень вероятности того или иного события. У актуариев должна быть необходимая квалификация[32].

Доходы от покупок полисов должны перекрывать расходы, чтобы организация была и далее платежеспособной и выполняла свои функции в экономике страны. К тому же некоторые виды страховки в России являются обязательными.

Например, страхование нотариальной практики. Страхователи, покупая полис, полностью защищены от последствий возможного бедствия. Во всех странах мира страховые агентства аккумулируют значительные суммы. И за выполнением их обязательств необходимо осуществлять пристальный надзор. Если клиент не получает возмещения убытков либо получает меньшую сумму, чем указано в договоре, доверие к таким организациям пропадает.

На самом деле контролирующих органов достаточно много. Но чаще всего страховые компании подвергаются контролю со стороны:


1. Центральный банк (он же ЦБ, он же Банк России) Российской Федерации, который сегодня стал глобальным регулятором страхового рынка. Ранее все бразды по контролю за деятельностью страховых компаний были в руках ФСФР (Финансовая Служба по финансовому мониторингу);

2. РСА (Российский Союз Автостраховщиков), о котором ранее уже пару раз упоминалось, и который контролирует деятельность страховых компаний в части их деятельности по ОСАГО;

3.Фискальные органы, они же налоговые органы.

4. Внутренний аудит страховой компании.

Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается помимо внутренних мероприятий, организуемых менеджментом, также посредством мероприятий внешнего контроля, осуществляемого органом страхового надзора[33].

Предварительный надзор устанавливает требования по вхождению страховщика на страховой рынок путем определения условий лицензирования.

Под лицензированием понимается формальное разрешение, выданное страховщику, на осуществление страховой деятельности в соответствии с требованиями страхового законодательства. Таким образом, прежде чем страховщик приступит к деятельности по предложению страхового продукта, он обязан получить соответствующее официальное разрешение.

Условия лицензирования представляют собой совокупность финансовых, бухгалтерских, технических и управленческих требований. К главным условиям отнесены требования по минимальной величине уставного капитала, который на этапе начала деятельности является гарантией платежеспособности и финансовой устойчивости страховщика.

Организации, подавшие заявление на получение лицензии, квалифицируются как соискатели лицензии.

Орган страхового надзора вправе отказать в выдаче лицензии, если соискатель не выполнил хотя бы одно из условий лицензирования. Соискатель лицензии может обжаловать отрицательное решение органа страхового надзора в судебном порядке.

С целью гарантирования финансовой стабильности страхового рынка в целом и каждого страховщика в отдельности орган страхового надзора определяет условия функционирования субъектов страхового дела на страховом рынке. [34]

Устанавливается текущий надзор, который состоит в контроле исполнения страховщиками страхового законодательства. Таким образом, вступая на страховой рынок, страховая организация должна быть готова к рамочным условиям, которые вводятся государством и в определенной степени ограничивают свободу ее действия[35].


Так, государство определяет, каким запасом собственного капитала должен обладать страховщик, какой объем страховых резервов должен быть у него, как следует размещать средства страховых резервов и т.п.

Законодательство многих стран, включая и Российскую Федерацию, в центр регулирования выводит вопросы финансовой устойчивости и платежеспособности, рассматривая другие объекты регулирования как факторы финансовой устойчивости.

Текущий надзор состоит в контроле деятельности страховщика путем анализа отчетности, обязательной для представления, а также путем проверки на местах.

Проверка на местах осуществляется по адресу нахождения головной организации или ее филиала.

Проверка на местах осуществляется на основании годового плана проверок и приказа органа страхового надзора. Обратим внимание на то, что может осуществляться внеплановая проверка по различным основаниям, включая запросы компетентных органов.

Проводимые проверки делятся на комплексные и тематические. Комплексные проверки включают набор отдельных вопросов соблюдения страхового законодательства, в то время как тематические проверки направлены на рассмотрение конкретного вопроса.

Ответственным за проведение отдельной проверки на местах является руководитель рабочей группы, определенный в приказе о проведении данной проверки. Рабочая группа состоит из представителей ФССН (ИСН). Критерием включения сотрудников ФССН (ИСН) в состав рабочей группы является отнесение предмета проверки к специализации сотрудника.

Уведомление о проведении проверки передается страховщику заранее и содержит требование о подготовке документов к проверке согласно перечню[36].

После получения соответствующей информации страховщик должен приступить к подготовке приема рабочей группы для проведения проверки (то есть создать соответствующие условия для проведения проверки): обеспечить рабочие места всем членам группы, обеспечить возможность ознакомления должностных лиц с запрошенными документами, назначить сотрудников, ответственных за надлежащее обеспечение условий для проведения проверки, и т.д[37].

В ходе проведения проверки члены рабочей группы анализируют полноту представленных на проверку документов и их надлежащее заверение, проводят анализ и экспертизу документов, полученных от страховщика, а также оценку проводимых операций на предмет соответствия требованиям страхового законодательства.