Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу (Психические состояния в работах отечественных психологов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретическое представление о психофизиологических состояниях профессиональной деятельности менеджера по персоналу

Психические состояния в работах отечественных психологов

Физиологическое содержание профессиональной деятельности менеджеров по персоналу

2. Анализ системы оценки персонала в организации ООО «Центральная Дистрибьюторская Компания Procter&Gamble»

2.1. Общая характеристика организации

3. Рекомендаций по применению методов кадровой психодиагностики в работе кадровой службы управления персоналом в ООО «Центральная Дистрибьюторская компания Procter&Gamble»

3.1. Методы оценки личностных качеств работников основанных на теории соционики

3.2. Эффективность введения методов психодиагностики в работу кадровой службы управления персоналом

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Успешность выполнения управленческих задач и удовлетворение этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности менеджера, которая формируется в результате выполнения им конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

В условиях становления свободных экономических отношений повышение количественных и качественных показателей общественного производства во многом связано с повышением производительности и эффективности труда менеджера. Использование резервов в области интенсификации работы управленческих кадров позволяет без вложения значительных средств и в сравнительно короткие сроки получить положительный экономический эффект.

Представляется, что анализ тематики «Влияние психических свойств на работоспособность менеджера» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Известно, что благоприятный режим и условия труда, рабочее время, физическое и психическое здоровье менеджера и его стресс в профессиональной деятельности являются факторами, от которых всецело зависит работоспособность менеджера.

Как правило, через 3 — 4 ч работоспособность начинает снижаться, внимание рассеивается, движения замедляются, возрастает число ошибок. Обычно к этому периоду приурочивают обеденный перерыв. После обеденного перерыва организм вновь проходит через фазу врабатывания.

Необходимо учесть также следующий фактор. Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма.

Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня.

Практически все менеджеры имеют возможность компенсировать дефицит работоспособности за счет перераспределения обязанностей. Однако в этом случае уменьшение требований к работоспособности сопровождается их увеличением к личной организованности руководителя, поскольку одновременно с перераспределением обязанностей происходит увеличение количества управляемых объектов.

Характеризуя степень разработанности темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у таких авторов как Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики «Пути повышения работоспособности менеджера.


Определенная значимость и недостаточная научная разработанность данной темы исследования определяют научную новизну данной работы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены такие авторские издания по исследуемой проблематике, как Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент: Системы управления; Методология; Предпринимательство; Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога в организации. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в журналах, а именно журнал «Вестник», «Бизнес партнёр» по исследуемой проблематике. К четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций. 

Эмпирическую базу составила практическая информация темы исследования «Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу».

Объект исследования   -  работоспособность менеджера по персоналу как фактор его успешной управленческой деятельности.

Предмет исследования – Особенности влияния психофизиологических свойств на работоспособность менеджера.

Цель работы – на основе изучения теоретических источников и проведения практического исследования сформулировать рекомендации по повышению работоспособности менеджера по персоналу за счёт учёта его психических свойств.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. изучить теоретическое представление о психофизиологических состояниях профессиональной деятельности менеджера по персоналу;

2. провести анализ системы оценки персонала в организации ООО «Центральная Дистрибьюторская Компания Procter&Gamble»;

3. разработать рекомендации по применению методов кадровой психодиагностики в работе кадровой службы управления персоналом в ООО «Центральная Дистрибьюторская компания Procter&Gamble».

Работа состоит из введения, основной части (3-х глав), из которых первая теоретического характера, вторая и третья – практическая, а также выводов (заключения), списка литературы.

Теоретическое представление о психофизиологических состояниях профессиональной деятельности менеджера по персоналу


Психические состояния в работах отечественных психологов

 Одно из важнейших понятий психологии – психика. Она используется в качестве характеристики специфического для живой системы (животных, человека) сигнального ее взаимодействия с окружающим. Сущность психики – это субъективный образ объективного мира, идеальное отражение реальной действительности. Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в четыре группы.[1]

  • Психические процессы человека: познавательные (внимание, восприятие, память, мышление и др.); эмоциональные (чувства); волевые.
  • Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, мировоззрение и др.).
  • Психические свойства человека (направленность, темперамент, характер, способности).
  • Психические состояния: функциональные (эмоциональные, познавательные и волевые) и общие (настроение, готовность к действиям, уверенность, активность или пассивность и т. д.).

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждение (мотивационная сфера психики) и исполнение (деятельностная сфера). К числу других функций относятся: отражение, формирование образа, смыслообразование, функция отношения, накопление опыта, целеполагание и т. д.

Что касается вопроса о происхождении человеческой психики в онтогенезе, то следует подчеркнуть: психика человека – результат его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, труд, рефлексия, оценка и др.). Особую роль в развитии организма играет вторая сигнальная система – язык и речь как внешняя форма мышления человека.

Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление – целенаправленное воздействие на какую-либо социальную систему для ее упорядочения, сохранения, совершенствования и развития. Управление является одной из важнейших функций любой организованной системы, без которой она не может существовать и неизбежно погибает. Социальное управление включает процессы сбора и анализа данных о функционировании и деятельности коллектива, выработки и реализации решения, процессы контроля выполнения принятых решений и оценки результатов и мотивации труда сотрудников организации. Все эти процессы опираются на знания и практический опыт руководителей и реализуются с помощью мышления, памяти, восприятия, внимания, общения, речи, волевых усилий и т. д. Иными словами, управление представляет собой психический процесс взаимодействия руководителя и подчиненных по подготовке и реализации организационных решений. Следовательно, предметом психологии управления является психика людей, причастных к управленческим процессам, а именно руководителей и исполнителей (подчиненных).[2]


Основные этапы процесса управления: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз состояния объекта управления, прогноз его дальнейшего изменения (развития); установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, проектирования, программирования; выработка конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решений; контроль за этой деятельностью; сбор и обработка информации о результатах деятельности (далее цикл повторяется).

В управлении, как известно, огромную роль играет работа с людьми, которыми нужно успешно руководить, а для этого необходимо знать их психологию, их возможности, желания, потребности и т. д. Кроме того, необходимо знать и собственные возможности, способности и перспективы собственного развития.

Психические явления обнаруживают и проявляют себя в жизнедеятельности каждого человека на уровне так называемого «здравого смысла», «обыденного сознания». Такая доступность психического порождает иллюзию простоты его логического определения, которое на самом деле является очень сложным. В методе самонаблюдения открывается собственно содержание психического, а не его закономерности. Специфика психического как субъективного может быть раскрыта только через личностную детерминацию жизнедеятельности и деятельности субъекта, только лишь путем ее объективизации.

Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности и поведения за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний  и  психических  свойств и структуры личности.[3]

Это определение устанавливает ряд важных следствий-законов:

-          законы состояний, определенные связью между внутренним и
внешним состоянием человека;

-          законы связей состояний человека в последовательные моменты
времени;  

-          законы связи состояния человека и внешних условий.

Если первые два закона носят субъективный характер, т. к. связаны с психофизиологическими особенностями человека, то третий закон носит объективный характер, поскольку описывает появление, развитие так называемых отрицательных праксических. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что психические состояния, хотя и включены в любое функциональное состояние, несут в себе свой смысл и назначение - определить отношение субъекта к решаемой задаче.


Психология труда исходит из того, что деятельность человека мотивирована, его действия - целенаправленны, а разнообразие ситуаций, которые возникают в этих условиях, продуцируют соответствующие им состояния. Внезапность, новизна обычно вызывает или психическую напряженность или эмоциональный стресс; стереотипность, стандартность - вызывает отсутствие мотивации или монотонию; а ситуация вынужденного ожидания или вынужденного опережения - вызывает тревожность или психическое утомление. Оптимальное соотношение между человеком и средой, достигаемое в процессе психической адаптации, не представляет собой статического, раз и навсегда установившегося состояния. Как требования среды, ее конкретные условия, так и собственные потребности, цели могут претерпевать существенные изменения в процессе различных взаимодействий, под влиянием разнообразных факторов. Это обусловливает динамичность соотношений личности и среды, а также постоянный характер адаптации. Дестабилизация сложившейся системы «личность – среда» возникает при наличии, по крайней мере, одного из трех факторов:[4]

а) резкое изменение условий среды;

б) существенное изменение потребностей и целей личности;

в) значительное уменьшение физических и психических ресурсов, обусловливающее рассогласование (расхождение) между значительными и значимыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения (как пример, нарушение равновесия «у меня есть то, что нужно и нужно то, что есть»).

Напряжение механизмов психической адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. Тревога представляет собой один из важнейших и интимных механизмов психического стресса. Чаще всего напряженность процесса психической адаптации приводит к ряду неблагоприятных соматических сдвигов через изменения вегетативно-гуморального регулирования. Гормоны и медиаторы, в свою очередь оказывают воздействие на механизмы включения и поддержания эмоциональных состояний. В условиях хронической психотравмирующей ситуации, приобретающей вследствие этого индивидуально-экстремальный стрессовый характер, может происходить перенапряжение, снижение и прорыв строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - так называемого, барьера психической адаптации.[5]   

Клинически   это   может  проявляться   в   виде,   так называемых, преневротических и невротических состояний, а также в виде манифестации психосоматических заболеваний.