Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Движение библиотечного фонда (Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по первой главе

В ходе работы над первой главой данной работы была рассмотрена предметная область, выявлены требования к АБИС, основные характерные черты. Была выбрана методология проектирования концептуальной модели процессов управления библиотекой.

Была разработана SADT-модель работы библиотеки. Диаграммы в нотации IDEF0 приведены в данной главе. Работа библиотеки – это обширный документооборот. Он включает в себя учёт читателей, публикаций, ведение процесса выдачи и возврата. Автоматизация данного процесса позволит сократить трудозатраты работников библиотеки.

Проектирование улучшения бизнес-процессов

Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Рассмотрим несколько существующих систем автоматизации библиотечных процессов:

  • АС-Библиотека-3;
  • МАРК-SQL.

«АС-Библиотека-3» – современная библиотечная программа, предназначенная для решения широкого спектра задач, стоящих перед работниками библиотек различного уровня.

АБИС «АС-Библиотека-3» поддерживает ввод и использование неограниченного количество учетных записей читателей в регистрационной базе данных [11].

Регистрация читателей ведется применительно к конкретной библиотеке, а также к любому количеству подразделений библиотеки, осуществляющих обслуживание читателей.

В состав регистрационных данных могут включаться графические файлы с фотографией и образцом подписи читателя.

Для регистрационной базы данных реализована общая схема контроля за дублетностью вводимой информации.

АБИС МАРК-SQL.

Создание и ведение электронного каталога учебников, учебных пособий, книг, формирование и печать полного комплекта стандартных выходных форм (каталожных карточек, формуляров, читательских требований, бюллетеней и др.), анализ обеспеченности учебного процесса учебниками, получение статистической информации о читательском спросе, анализ круга чтения учащихся, обслуживание читателей, выдача литературы партиями, получение информации о задолженностях по литературе.


Принципиальные особенности:

  • дружественный графический интерфейс;
  • создание различных видов библиографических записей;
  • режим автоматического определения авторского знака по таблице Хавкиной;
  • создание полнотекстовых и мультимедийных ресурсов;
  • возможности поиска по любым элементам библиографического описания и его сочетаниям;
  • получение результатов поиска в удобной для пользователя форме;
  • создание различных видов отчетных документов;
  • поддержка штрихкодовой технологии;
  • импорт/экспорт в основные коммуникативные форматы RUSMARC, MARC21, UNIMARC;
  • легкость и простота установки [12].

Цены на рассмотренные продукты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Цены на рассмотренные системы

Название системы

Цена, руб.

АС-Библиотека-3

180 000

МАРК-SQL

197 000

Рассмотрение некоторых существующих информационных систем, автоматизирующих библиотеку, показывает, что возможности систем очень обширны и строго ограничивают деятельность персонала под алгоритм работы системы. А цены на системы достаточно высокие.

Требуется ИС библиотечного учёта со следующим функционалом:

  • читатель;
  • категория;
  • абонемент;
  • публикация;
  • лист выдачи;
  • ограничение;
  • нарушение.

Рассмотрим подробнее информацию, которую потребуется хранить в БД.

Читатель обладает следующими реквизитами:

  • ФИО;
  • пол;
  • дата рождения;
  • категория читателя;
  • мобильный телефон;
  • домашний телефон;
  • дата регистрации;
  • дата последнего продления читательского билета;
  • дата окончания действия продления;
  • дата сдачи билета.

Категория читателя: название.

Предусмотрены 3 категории читателей: читатель; сотрудник библиотеки; VIP-читатель.

Абонемент на публикацию:

  • период выдачи;
  • количество публикаций для выдачи.

Публикация:

  • название;
  • автор;
  • издательство;
  • год издания;
  • общее количество экземпляров;
  • жанр.

Жанр и издание публикации лучше выделить в справочники для ускорения обработки информации.

Лист выдачи:

  • дата выдачи;
  • утеряно;
  • оштрафован;
  • закрыто;
  • дата закрытия;
  • штраф;
  • период;
  • задержано.

Нарушение: название; период.

Ограничение:

  • нарушение;
  • дата начала ограничения;
  • период ограничения;
  • закрыто или нет.

В системе должны формироваться следующие отчёты:

  • список задолжников;
  • список нарушителей с ограничениями;
  • список читателей публикации;
  • количество экземпляров книги.

Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Построена модель работы по управлению библиотекой – как должно быть, т.е. в автоматизированном варианте – работа в ИС. Модель верхнего уровня представлена на рисунке 11.

Рисунок 11. Концептуальная модель работы библиотеки (TO-BE)

Как видно из модели, входящими потоками является:

  • данные читателей;
  • данные публикаций;
  • данные для листав выдачи.

К исходящим потокам относится:

  • список задолжников;
  • список нарушителей;
  • список читателей публикации;
  • количество экземпляров публикации на данный момент.

К ресурсам: ИС; Библиотекарь.

К управляющим потокам:

  • нормативно-справочная информация;
  • список нарушений;
  • ограничения для абонемента.

Произведём декомпозицию – рисунок 12.

Рисунок 12. Декомпозиция процесса работы библиотеки (TO-BE)

Видно, что процесс работы в ИС включает в себя следующие работы:

  • ведение базы публикаций;
  • ведение базы читателей;
  • формирование отчётов.

Рассмотрим более детально процесс ведения базы публикаций – рисунок 13.

Рисунок 13. Модель процесса ведения базы публикаций (TO-BE)

Процесс учёта публикаций включает в себя следующие работы:

  • формирование каталога публикаций;
  • формирование абонементов.

Теперь, более детально рассмотрим процесс ведения базы читателей – рисунок 14.

Видно, что процесс включает в себя следующие работы:

  • формирование каталога читателей;
  • формирование листа выдачи;
  • ведение ограничений.

Рисунок 14. Модель процесса ведения базы читателей (TO-BE)

Выводы по второй главе

Были рассмотрены существующие решения, которые не подходят под поставленную задачу в связи с дороговизной и большим количеством нетребуемых функций.

В результате проделанной работы, была проведена постановка задачи, определены функции и хранимая информация в проектируемой системе библиотеки.


Построена модель работы библиотеки в автоматизированном варианте.

Заключение

Повышение эффективности труда сотрудника библиотеки возможно путём внедрения автоматизированной системы в библиотеку. Такая система позволит обеспечить сотрудника необходимой для работы информацией в кратчайшие сроки.

Итак, объектом автоматизации в настоящей работе являлась библиотека.

Местом автоматизации выбрано рабочее место библиотекаря.

Выбран комплекс автоматизации – работа библиотеки.

Рассмотрена входная и нормативно-справочная информация. А также, результатная информация.

В результате проделанного анализ были определены функции ИС:

  • учёт публикаций;
  • учёт читателей;
  • ведение листа выдачи;
  • формирование наказаний;
  • формирование отчётов.

Построена функциональная модель системы в автоматизированном варианте.

Список использованной литературы

  1. Авдеева, С.М. Информационные технологии для развития школьных библиотек. Методические рекомендации / С.М. Авдеева, Л.Л. Босова, О.И. Заичкина – М.: РГБ, 2015. – 117 с.
  2. Вендров, А.М. CASE – технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров– М.: Финансы и статистика, 2016.
  3. Гамма, Э. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. / Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес - СПб.:Питер, 2015. – 368 с.
  4. Грибов, В.Т. АИБС: новые возможности / В.Т. Грибов, Л.В. Левова, С.В. Ефремов //Университетская книга. 2016. № 8. С. 58-62.
  5. Дубейковский, В.И. Эффективное моделирование с CA ErwinProcessModeler (BPwin; AllfusionProcessModeler) / В.И. Дубейковский - 2-е изд., исп. и доп. – М.: Диалог-МИФИ, 2016, – 384 с.
  6. Магомадова, З.С. Использование информационных систем в образовательном пространстве современной общеобразовательной школы / З.С. Магомадова //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 90-92.
  7. Малыхина, М.Г. Базы данных. Основы, проектирование, использование / М.Г Малыхина. - СПб.: БХВ-Петербург, 2016. - 528с.
  8. Остринская, Л.И. Инжиниринг и проектирование информационных систем для объектов автоматизации: анализ проблем, практика решений. проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря для образовательного учреждения / Л.И. Остринская, И.В. Влезко, С.Ю. Пестова //Отчет о НИР от 28.03.2016
  9. Самсонова, С.А. Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря / С.А. Самсонова, Д.В. Андрусишин //В сборнике: Тенденции развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 25-27.
  10. Остринская, Л. И., Инжиниринг и проектирование информационных систем для объектов автоматизации: анализ проблем, практика решений. проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря для образовательного учреждения: отчет о НИР [Текст] / Л. И. Остринская, И.В. Влезко, С.Ю. Пестова – Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 2016. – 56 с.
  11. Сайт компании разработчика АС Библиотека-3 [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://libservice.ru/lib3/ (дата обращения: 03.02.2020).
  12. Сайт компании разработчика АБИС МАРК-SQL [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.informsystema.ru/ru/content/АИБС-семейства-МАРК-sql (дата обращения: 03.02.2020).