Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Движение библиотечного фонда (Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
В ходе работы над первой главой данной работы была рассмотрена предметная область, выявлены требования к АБИС, основные характерные черты. Была выбрана методология проектирования концептуальной модели процессов управления библиотекой.
Была разработана SADT-модель работы библиотеки. Диаграммы в нотации IDEF0 приведены в данной главе. Работа библиотеки – это обширный документооборот. Он включает в себя учёт читателей, публикаций, ведение процесса выдачи и возврата. Автоматизация данного процесса позволит сократить трудозатраты работников библиотеки.
Проектирование улучшения бизнес-процессов
Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Рассмотрим несколько существующих систем автоматизации библиотечных процессов:
- АС-Библиотека-3;
- МАРК-SQL.
«АС-Библиотека-3» – современная библиотечная программа, предназначенная для решения широкого спектра задач, стоящих перед работниками библиотек различного уровня.
АБИС «АС-Библиотека-3» поддерживает ввод и использование неограниченного количество учетных записей читателей в регистрационной базе данных [11].
Регистрация читателей ведется применительно к конкретной библиотеке, а также к любому количеству подразделений библиотеки, осуществляющих обслуживание читателей.
В состав регистрационных данных могут включаться графические файлы с фотографией и образцом подписи читателя.
Для регистрационной базы данных реализована общая схема контроля за дублетностью вводимой информации.
АБИС МАРК-SQL.
Создание и ведение электронного каталога учебников, учебных пособий, книг, формирование и печать полного комплекта стандартных выходных форм (каталожных карточек, формуляров, читательских требований, бюллетеней и др.), анализ обеспеченности учебного процесса учебниками, получение статистической информации о читательском спросе, анализ круга чтения учащихся, обслуживание читателей, выдача литературы партиями, получение информации о задолженностях по литературе.
Принципиальные особенности:
- дружественный графический интерфейс;
- создание различных видов библиографических записей;
- режим автоматического определения авторского знака по таблице Хавкиной;
- создание полнотекстовых и мультимедийных ресурсов;
- возможности поиска по любым элементам библиографического описания и его сочетаниям;
- получение результатов поиска в удобной для пользователя форме;
- создание различных видов отчетных документов;
- поддержка штрихкодовой технологии;
- импорт/экспорт в основные коммуникативные форматы RUSMARC, MARC21, UNIMARC;
- легкость и простота установки [12].
Цены на рассмотренные продукты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Цены на рассмотренные системы
Название системы |
Цена, руб. |
АС-Библиотека-3 |
180 000 |
МАРК-SQL |
197 000 |
Рассмотрение некоторых существующих информационных систем, автоматизирующих библиотеку, показывает, что возможности систем очень обширны и строго ограничивают деятельность персонала под алгоритм работы системы. А цены на системы достаточно высокие.
Требуется ИС библиотечного учёта со следующим функционалом:
- читатель;
- категория;
- абонемент;
- публикация;
- лист выдачи;
- ограничение;
- нарушение.
Рассмотрим подробнее информацию, которую потребуется хранить в БД.
Читатель обладает следующими реквизитами:
- ФИО;
- пол;
- дата рождения;
- категория читателя;
- мобильный телефон;
- домашний телефон;
- дата регистрации;
- дата последнего продления читательского билета;
- дата окончания действия продления;
- дата сдачи билета.
Категория читателя: название.
Предусмотрены 3 категории читателей: читатель; сотрудник библиотеки; VIP-читатель.
Абонемент на публикацию:
- период выдачи;
- количество публикаций для выдачи.
Публикация:
- название;
- автор;
- издательство;
- год издания;
- общее количество экземпляров;
- жанр.
Жанр и издание публикации лучше выделить в справочники для ускорения обработки информации.
Лист выдачи:
- дата выдачи;
- утеряно;
- оштрафован;
- закрыто;
- дата закрытия;
- штраф;
- период;
- задержано.
Нарушение: название; период.
Ограничение:
- нарушение;
- дата начала ограничения;
- период ограничения;
- закрыто или нет.
В системе должны формироваться следующие отчёты:
- список задолжников;
- список нарушителей с ограничениями;
- список читателей публикации;
- количество экземпляров книги.
Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»
Построена модель работы по управлению библиотекой – как должно быть, т.е. в автоматизированном варианте – работа в ИС. Модель верхнего уровня представлена на рисунке 11.
Рисунок 11. Концептуальная модель работы библиотеки (TO-BE)
Как видно из модели, входящими потоками является:
- данные читателей;
- данные публикаций;
- данные для листав выдачи.
К исходящим потокам относится:
- список задолжников;
- список нарушителей;
- список читателей публикации;
- количество экземпляров публикации на данный момент.
К ресурсам: ИС; Библиотекарь.
К управляющим потокам:
- нормативно-справочная информация;
- список нарушений;
- ограничения для абонемента.
Произведём декомпозицию – рисунок 12.
Рисунок 12. Декомпозиция процесса работы библиотеки (TO-BE)
Видно, что процесс работы в ИС включает в себя следующие работы:
- ведение базы публикаций;
- ведение базы читателей;
- формирование отчётов.
Рассмотрим более детально процесс ведения базы публикаций – рисунок 13.
Рисунок 13. Модель процесса ведения базы публикаций (TO-BE)
Процесс учёта публикаций включает в себя следующие работы:
- формирование каталога публикаций;
- формирование абонементов.
Теперь, более детально рассмотрим процесс ведения базы читателей – рисунок 14.
Видно, что процесс включает в себя следующие работы:
- формирование каталога читателей;
- формирование листа выдачи;
- ведение ограничений.
Рисунок 14. Модель процесса ведения базы читателей (TO-BE)
Были рассмотрены существующие решения, которые не подходят под поставленную задачу в связи с дороговизной и большим количеством нетребуемых функций.
В результате проделанной работы, была проведена постановка задачи, определены функции и хранимая информация в проектируемой системе библиотеки.
Построена модель работы библиотеки в автоматизированном варианте.
Заключение
Повышение эффективности труда сотрудника библиотеки возможно путём внедрения автоматизированной системы в библиотеку. Такая система позволит обеспечить сотрудника необходимой для работы информацией в кратчайшие сроки.
Итак, объектом автоматизации в настоящей работе являлась библиотека.
Местом автоматизации выбрано рабочее место библиотекаря.
Выбран комплекс автоматизации – работа библиотеки.
Рассмотрена входная и нормативно-справочная информация. А также, результатная информация.
В результате проделанного анализ были определены функции ИС:
- учёт публикаций;
- учёт читателей;
- ведение листа выдачи;
- формирование наказаний;
- формирование отчётов.
Построена функциональная модель системы в автоматизированном варианте.
Список использованной литературы
- Авдеева, С.М. Информационные технологии для развития школьных библиотек. Методические рекомендации / С.М. Авдеева, Л.Л. Босова, О.И. Заичкина – М.: РГБ, 2015. – 117 с.
- Вендров, А.М. CASE – технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров– М.: Финансы и статистика, 2016.
- Гамма, Э. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. / Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес - СПб.:Питер, 2015. – 368 с.
- Грибов, В.Т. АИБС: новые возможности / В.Т. Грибов, Л.В. Левова, С.В. Ефремов //Университетская книга. 2016. № 8. С. 58-62.
- Дубейковский, В.И. Эффективное моделирование с CA ErwinProcessModeler (BPwin; AllfusionProcessModeler) / В.И. Дубейковский - 2-е изд., исп. и доп. – М.: Диалог-МИФИ, 2016, – 384 с.
- Магомадова, З.С. Использование информационных систем в образовательном пространстве современной общеобразовательной школы / З.С. Магомадова //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 90-92.
- Малыхина, М.Г. Базы данных. Основы, проектирование, использование / М.Г Малыхина. - СПб.: БХВ-Петербург, 2016. - 528с.
- Остринская, Л.И. Инжиниринг и проектирование информационных систем для объектов автоматизации: анализ проблем, практика решений. проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря для образовательного учреждения / Л.И. Остринская, И.В. Влезко, С.Ю. Пестова //Отчет о НИР от 28.03.2016
- Самсонова, С.А. Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря / С.А. Самсонова, Д.В. Андрусишин //В сборнике: Тенденции развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 25-27.
- Остринская, Л. И., Инжиниринг и проектирование информационных систем для объектов автоматизации: анализ проблем, практика решений. проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря для образовательного учреждения: отчет о НИР [Текст] / Л. И. Остринская, И.В. Влезко, С.Ю. Пестова – Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 2016. – 56 с.
- Сайт компании разработчика АС Библиотека-3 [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://libservice.ru/lib3/ (дата обращения: 03.02.2020).
- Сайт компании разработчика АБИС МАРК-SQL [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.informsystema.ru/ru/content/АИБС-семейства-МАРК-sql (дата обращения: 03.02.2020).