Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Движение библиотечного фонда (Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность автоматизации учёта движения библиотечного фонда заключается в том, чтобы, снизить материальные затраты, время обработки документации, а также, снизить возможность появления ошибки в документации.
Автоматизация библиотеки – сложный процесс. Она влияет на все сферы жизнедеятельности библиотеки, поэтому должна проводиться очень осторожно. Это не только вопрос установки системы обработки данных, это также и вопрос развития и адаптации организации и рабочего процесса в целях максимального использования преимуществ, предоставляемых информационными системами. Автоматизация библиотеки должна проводиться постепенно, и применение информационных технологий для организации межбиблиотечного сотрудничества должно быть спланировано и определено с самого начала [1].
Первым шагом любого процесса автоматизации обычно является ретро конверсия библиотечного каталога. База данных, содержащая каталог является ядром любой автоматизированной библиотечной системы. Когда вопрос с каталогом решен, появится возможность внедрить ИТ-поддержку для большинства процессов, имеющих место в библиотеке. Обычно первыми автоматизируются: управление книговыдачей, каталогизация, получение новой литературы и управление периодическими изданиями. Важным аспектом автоматизации библиотеки будет обеспечение прямого доступа к каталогу библиотеки для читателей (OPAC). Также необходимо будет создать инфраструктуру под процесс автоматизации. Должны быть установлены рабочие станции и сеть. Важно иметь большую пропускную способность сетевого канала, так как новые системы и технологии потребуют передачи большего объема данных с большей скоростью.
Объектом исследования является деятельность библиотеки по учёту движения библиотечного фонда.
Предметом исследования является проектирование улучшения выбранных бизнес-процессов учёта библиотечного фонда.
Цель – проанализировать и спроектировать улучшенный бизнес-процесс учёта движения библиотечного фонда.
Задачи исследования:
- проанализировать предметную область;
- выбрать средства проектирования;
- разработать модель существующего бизнес-процесса;
- предложить меры по улучшению бизнес-процесса;
- составить модель улучшенного бизнес-процесса.
Анализ предметной области
Описание предметной области. Постановка задачи
Библиотека является сложнейшим, по своей структуре, социальным институтов, но и сложнейшей системой. Система, как следует из определения, состоит из множества элементов, которые взаимодействуют и составляют единое целое. Библиотечный фонд и его комплектование – это составляющие такой системы как библиотека. В свою очередь и фонд, и его комплектование – это тоже системы, которые состоят из подсистем их составляющих. Для того, чтобы понять, как взаимодействуют и существуют эти две самостоятельные системы, требуется рассмотреть их отдельно друг от друга.
В обществе существуют различные потоки информации, которые образуют огромное количество зафиксированной информации, на каком-либо физическом или электронном носителе. Всё это образуется в огромные массивы документов, профессионалы называют эти массивы документным ресурсом. И только если документный ресурс становится организованным, упорядоченным его можно назвать документным фондом.
Среди различных видов документных фондов (архивы организаций, государственный архив, книготорговля), библиотечные фонды имеют свое принципиальное отличие и назначение. В библиотечном фонде книга рассматривается как источник знания, в каком бы виде она не была представлена. Библиотечный фонд может включать в себя различные документы, но эти документы предназначены не только для хранения, но и для постоянного использования. Редко используемый или не используемый вовсе документ можно передать в архив. Библиотека с самыми ценными документами в которую не ходят читатели превращается в архив.
Современная библиотека является сложным механизмом, с внутренними и внешними связями, имеющий в своём составе различные элементы, составляющие в совокупности комплекс мероприятий, материально-технических, информационных и людских ресурсов, компактно собранных в одном месте для решения проблемы своевременного и качественного обеспечения пользователей необходимой им информацией.
Внедрение автоматизированных систем в библиотеки - основное условие повышения производительности и качества труда библиотечных работников, единственная эффективная возможность оперативно обеспечивать пользователя необходимыми ему данными на различных расстояниях и носителях информации.
Использование средств вычислительной техники в библиотеках позволяет существенно сократить время обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии.
Автоматизация, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы библиотечных работников, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования НИТ.
Таким образом, библиотека является системой, ориентированной на потребителей (пользователей) информации. Она содержит обслуживающий её, в том числе библиотечный, персонал, и, конечно же, собственно информацию, размещённую в фондах и хранящуюся как в конкретной библиотеке, так и вне её в различных, в том числе электронных, источниках информации. При этом библиотечное обслуживание может быть представлено как поисковая система, использующая соответствующие технические средства.
Автоматизация в библиотеке связана как с потребностью поручить выполнение ручных рутинных операций техническим средствам и тем самым высвободить время работников библиотеки и её пользователей для интеллектуального и высокопроизводительного труда, отдыха и другое, так и с необходимостью оперативно обеспечивать её пользователей релевантными и пертинентными данными.
Под «автоматизацией библиотек» понимается комплекс мероприятий по разработке (внедрению) в её работу интегрированной АБИС определённого масштаба и назначения, что определяется самой библиотекой или их корпоративным объединением.
Автоматизация деятельности библиотекаря связана с потребностью поручить выполнение ручных рутинных операций техническим средствам и тем самым высвободить время работников библиотеки и еѐ пользователей для интеллектуального и высокопроизводительного труда, отдыха и другое.
Кроме того, автоматизация библиотеки, связанная с необходимостью оперативно обеспечивать её пользователей релевантными и пертинентными данными.
Под автоматизацией также следует понимать внедрение и развитие компьютерного аппаратно-программного обеспечения в библиотечных технологиях и библиотечную практику.
Следует указать, что информатизация является более широким понятием и включает автоматизацию как его часть; например, установили компьютер в читальном зале библиотеки и дали возможность читателю просматривать новые поступления в фонд − это автоматизация библиотеки (вернее, один из этапов автоматизации). Если при этом проводится обучение сотрудников и читателей и/или соединим этот компьютер с компьютером другой библиотеки или с сетью Интернет, то мы имеем дело уже с информатизацией библиотеки.
Поэтому под автоматизацией библиотеки следует понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек, счет и т. д., а читателям − создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки.
При этом появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно покрываться термином «информатизация», внутри которого «автоматизация» является одной из компонент. Другими компонентами информатизации являются телекоммуникационные технологии, онлайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая идентификация изданий и читательских билетов; CD-ROM и системы «CD-ROM Networking»; издательские технологии; полнотекстовые базы, и наконец, сверхмодные электронные или цифровые библиотеки.
Таким образом, автоматизация библиотеки представляет собой определенную последовательность этапов (стадий), уточненных разработчиками (поставщиками) системы вместе с администрацией и специалистами данной библиотеки», что главной задачей для библиотеки должна быть автоматизация собственных технологий.
АБИС выступает в качестве электронной версии традиционной библиотеки. При этом АБИС состоит из четырёх компонентов:
- материальной базы (МБ) ‒ система является сложным программно-техническим комплексом и требует соответствующей инфраструктуры (помещений, компьютеров, периферийных устройств, систем связи, офисного оборудования и т. д., эргономических условий) для обеспечения работы персонала и пользователей библиотеки;
- информационных ресурсов (ИР) ‒ наиболее развитые АБИС могут содержать в своих БД полнотекстовую, библиографическую, фактографическую, графическую и мультимедийную информацию и обеспечивать доступ к однотипным удалённым БД;
- работников библиотек (РБ) ‒ представителей различных профессий (библиотекари, библиографы, инженеры, программисты, администраторы БД и сетей и др.), обеспечивающих функционирование системы;
- пользователей библиотеки ‒ локальных (работников и читатели библиотеки) и удалённых читателей, обслуживаемых с использованием традиционных и сетевых технологий.
АБИС не только повышают скорость и точность поиска необходимой информации, но они обеспечивают:
- одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование;
- надежное хранение;
- многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям;
- поиск в каталогах других библиотек и сводных каталогах;
- печать выбранной информации; организацию комплектования фонда с использованием БД издающих или книготорговых изданий (например, агентства Роспечать с автоматическим формированием заказов и учётом их выполнения);
- автоматизированный учёт и ведение статистики во всех процессах, включая обслуживание читателей (например, контроль за выданной литературой: учёт читателей и их формуляров, автоматическую запись в формуляр читателя выданной литературы, контроль срока возврата документов);
- передачу массивов и отдельных данных другим организациям; подготовку изданий и др.
Программное обеспечение АБИС в первую очередь должно реализовать следующие функции:
- обработку, хранение библиографической и фактографической информации, её поиск по любым элементам записей и их сочетаниям;
- поддержку иерархических классификаций и тезаурусов и использование зафиксированных в них смысловых отношений между поисковыми признаками при тематическом поиске;
- подготовку материалов для библиографических изданий, подборок материалов в виде списков, фактографических и библиографических записей, отсортированных по индексам какой-либо классификации и алфавиту;
- вывод данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения читателем непосредственно при работе с ЭК с автоматическим формированием читательского требования;
- фиксацию выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их местонахождении и сведений в читательском формуляре о полученных документах;
- поддержку использования при поиске нормативных записей об индивидуальных авторах и коллективах;
- наличие справочных данных для ситуаций, вызывающих затруднения у пользователя;
- ввод записей о заказываемых документах и учѐт поступления их в библиотеку;
- выдачу в принятой форме результатов поиска на экран и на принтер;
- загрузку данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые файлы;
- защиту базы данных от несанкционированного доступа;
- восстановление базы данных в случае аварийной ситуации.
В АБИС используются: табличные, текстовые БД, универсальные и специальные оболочки (СУБД), а также другие специальные программы, которые в общем случае должны быть ориентированы на создание АСУ библиотекой. То есть применяемые программно-технические комплексы в библиотеке следует ориентировать не только на автоматизацию собственно библиотечных процессов, но и административно-управленческой, культурно-досуговой и иной, связанной с библиотекой, деятельности.
Автоматизированная библиотечная система, также, как и АИС, является человеко-машинной системой.
В таблице 1 представлена входная информация ИС библиотеки.
Таблица 1
Входная информация
Наименование |
Источник |
Реквизиты |
Читатель |
Библиотекарь |
ФИО Пол Дата рождения Категория Мобильный телефон Дата регистрации Дата продления Дата окончания Дата сдачи |
Публикация |
Библиотекарь |
Название Издательство Жанр Автор Год издания Количество |
Список выдачи |
Библиотекарь |
Читатель Публикация Дата выдачи Утеряно Оштрафован Закрыто Дата закрытия Штраф Период Задержано |
Ограничение |
Библиотекарь |
Читатель Нарушение Период Дата начала Снято |
Абонемент |
Библиотекарь |
Публикация Категория Период Количество |