Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Движение библиотечного фонда (Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
К результатной информации ИС библиотеки относится:
- список задолжников;
- список нарушителей;
- список читателей публикации;
- количество экземпляров публикации на данный момент.
В таблице 2 представлен реквизитный состав отчётов ИС библиотеки.
Таблица 2
Результатная информация
Название |
Реквизиты |
Условие |
Список задолжников |
ФИО; категория; дата рождения; телефон; название публикации. |
Дата на момент формирования отчёта |
Список нарушителей |
ФИО; категория; дата рождения; телефон; период; осталось до снятия. |
Дата на момент формирования отчёта |
Список читателей публикации |
ФИО; категория; дата рождения; телефон; дата выдачи; период. |
Дата на момент формирования отчёта; публикация. |
Количество экземпляров публикации на данный момент |
название; автор; издательство; количество всего; в доступности. |
Дата на момент формирования отчёта. |
Макеты рассмотренной результатной информации представлены на рисунках 1 – 4.
Рисунок 1. Макет списка задолжников
Рисунок 2. Макет списка нарушителей
Рисунок 3. Макет списка читателей публикации
Рисунок 4. Макет отчёта о количестве экземпляров публикаций на данный момент
Выбор средств для моделирования бизнес-процессов
Методологии, технологии и инструментальные средства проектирования ПО составляют основу проекта любой информационной системы (ИС). Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов ЖЦ. Технология проектирования.
Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ПО.
Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями. [2, стр. 30]
AllFusion Process Modeler (ранее BPwin) - инструмент для моделирования, анализа, документирования и оптимизации бизнес-процессов. AllFusion Process Modeler можно использовать для графического представления бизнес-процессов. Графически представленная схема выполнения работ, обмена информацией, документооборота визуализирует модель бизнес-процесса. Графическое изложение этой информации позволяет перевести задачи управления организацией из области сложного ремесла в сферу инженерных технологий [5, стр. 19].
В таблице 3 представлено сравнение средств для нотаций IDEF.
Таблица 3
Сравнение CASE-средств для нотаций IDEF
Критерий |
ERWin Process Modeler |
MS Visio |
Поддержка IDEF0 |
+ |
+ |
Поддержка DFD |
+ |
+ |
Автоматизация подстановок |
+ |
− |
Единая модель |
+ |
− |
В качестве инструмента моделирования выбирается ERwin Process Modeler.
Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Для рассмотрения деятельности библиотеки построена контекстная модель. На рисунке 5 изображена контекстная модель деятельности верхнего уровня библиотекаря.
Входящая информация:
- информация о читателе;
- информация о публикациях;
- информация о выдаче и возврате публикаций.
Выходящая информация:
- читательский билет;
- электронная карта публикации;
- лист выдачи;
- лист ограничений;
- отчёты.
Ресурсы: библиотекарь;
Управляющие потоки:
- штрафные санкции;
- регламент;
- список нарушений.
Рисунок 5. Деятельность библиотеки (как есть)
Рассмотрена подробнее данный процесс, проведена декомпозицию диаграммы верхнего уровня – рисунок 6.
Рисунок 6. Декомпозиция диаграммы деятельности библиотеки (как есть)
В процесс работы библиотеки входят следующие работы:
- учёт читателей;
- учёт публикаций;
- ведение выдачи и возвратов;
- формирование отчётов.
Рассмотрен процесс учёта читателей – рисунок 7.
Данный процесс включает в себя следующие работы:
- регистрация читателей;
- формирование ЧБ.
Рисунок 7. Диаграмма процесса учёта читателей
Процесс учёта публикаций (рисунок 8) включает в себя следующие деятельности:
- регистрация публикаций;
- поступление публикаций;
- списание публикаций.
Процесс выдачи и возврата публикаций (рисунок 9) включает в себя следующие работы:
- учёт выданного;
- оформление возвратов, штрафов;
- ведение ограничений.
Рисунок 9. Диаграмма процесса учёта публикаций
Рисунок 10. Диаграмма процесса выдачи и возврата публикаций
Как видно из построенной модели, работа библиотеки – это обширный документооборот. Он включает в себя учёт читателей, публикаций, ведение процесса выдачи и возврата. Автоматизация данного процесса позволит сократить трудозатраты работников библиотеки.
Эффект от внедрения АИС библиотеки может быть, как экономический, так и неэкономический.
К неэкономическим эффектам от внедрения относятся:
- ускоряет время обслуживания читателей;
- уменьшает количество ошибок, связанного с ручным составлением и обработкой документов.
Отсюда следует, что для функционирования АИС библиотеки потребуется вести учёт следующей информации:
- читатель;
- категория;
- абонемент;
- публикация;
- лист выдачи;
- ограничение;
- нарушение.
Успешное построение АБИС предполагает оптимальный выбор готового или разработку программного обеспечения, выбор необходимого технического обеспечения и выработку эффективной автоматизированной технологии, а также связанных с ней информационно-лингвистических средств и организационно-управленческих решений. Решение данной проблемы базируется на применении современных информационных технологий. Использование средств вычислительной техники в библиотеках позволяет существенно сократить время обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии.
Автоматизация, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы библиотечных работников, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования НИТ. К примеру, даже в маленькой библиотеке с помощью подключенного к Интернету ПК можно получать доступ к различным мировым информационным ресурсам.
Автоматизация (компьютеризация) библиотеки (или в общем случае библиотечно-информационные системы) понимается как применение программно-аппаратурных средств, экономико-математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения трудоемких рутинных операций в процессе сбора, хранения, преобразования, передачи и использования библиографической, реферативной, справочной и иной информации.
К средствам обеспечения АБИС относят:
- техническое или аппаратное обеспечение,
- программное обеспечение,
- информационные средства обеспечения,
- лингвистическое обеспечение.
К техническому обеспечению можно отнести множительную технику, оргтехнику, вычислительные средства, с помощью которых осуществляется работа автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС).
Средства вычислительной техники – это компьютеры и периферийные устройства (внешние устройства ввода/вывода информации).
Компьютеры, для выполнения общих задач целесообразно объединять в локальные сети. При объединении локальных сетей, например, областных библиотек следует выбрать единый формат обмена данными – коммуникационный формат. Если всё-таки форматы в различных библиотеках разные, то для их приведения к единому формату необходимо специальное программное обеспечение: программа «конвертор».
Программное обеспечение – это комплекс всех программ, с помощью которых на компьютерах библиотеки решаются различные задачи, а также иные программы, обеспечивающие нормальную работу с ЭВМ.
В АБИС информация подразделяется на входную, выходную и внутреннюю. Приём каждый вид включает как рабочую, так и служебную информацию. Входная информация – это информация, поступающая в систему.
По оценке специалистов, качественная обработка документа в автоматизированном режиме требует использования 200÷250 полей, в том числе отражающих содержание, предметные рубрики, ключевые слова, классификационные индексы и др. Выходная информация может выводиться как на экран дисплея, так и на печать, а также копироваться на другой носитель или передаваться по линиям связи. Она предназначена для хранения и выдачи абоненту. К ней можно отнести как описание документа, так его полный текст и (или) изображение. Кроме того, она может относиться к мультимедийным данным.
Выходная служебная информация предназначена для контроля качества работы системы и работников в ней, для получения различных статистических данных. Внутренняя информация – это вспомогательные массивы, словари, таблицы и другие данные, помогающие организовывать запись, хранение и выдачу абонентам внутренней и рабочей информации.
Лингвистическое обеспечение (информационно-поисковые языки (ИПЯ) буквенного и кодового значения) представляет собой комплекс языковых средств обработки документов и формирования запросов в режиме обслуживания. В АБИС обычно представляют следующий набор словарей-тезаурусов: Дескрипторный словарь (гуманитарные отрасли знаний), Рубрикатор ВИНИТИ (политематическая направленность) – буквенное выражение поискового образа документа (ПОД), Рубрикатор ГАСНТИ, ББК (УДК) – кодовое выражение ПОД. Значимыми аспектами внедрения средств и систем автоматизации в библиотеки являются:
1. Однократный ввод информации, предусматривающий разработку и принятие технологических решений, позволяющих реализацию данного принципа с учётом унификации применяемых в данной системе БД и формата ввода.
2. Непрерывность информационных процессов, означающая необходимость выполнения системой всех операций, связанных с обработкой, хранением и предоставлением информации пользователям.
3. Дифференциация процессов обработки информации в системе, предполагающая разработку информационной технологии, ориентированной на выполнение технологических процессов на отдельных функциональных АРМах, например, комплектования, научной обработки, читателя и т. д.
4. Интеграция информационных систем, определяющая реализацию взаимосвязи различных компьютерных технологий и АБИС в единую сеть. Важной функцией АБИС, как и иных АИС, является поиск.
Также функционирование любых АБИС требует соответствующих помещений, инфраструктуры, мебели, хозяйственных и расходных материалов и других материальных средств, обычно составляющих материально-техническую базу библиотеки. Локальные АБИС имеют возможность взаимодействовать друг с другом, а также объединяться в корпоративные и национальные библиотечные сети.
Считается, что такая сеть должна включать четыре основные компоненты:
1) доступный пользователям массив электронных информационных ресурсов;
2) универсальную систему библиографического учѐта (сводный ЭК); 3) эффективную систему передачи библиографических и полнотекстовых данных;
4) интерактивный доступ к электронным полнотекстовым документам с возможностью получения их копий.