Файл: Проектирование организации (Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры организации
1.1. Структура и содержание организационной культуры
1.2. Факторы, влияющие на культуру организации
Глава 2. Принципы и составляющие корпоративной культуры ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Формирование корпоративного духа в ПАО «Газпром»
2.2 Анализ имиджа ПАО «Газпром» как комплексного показателя корпоративной культуры организации
Глава 3. Характеристика корпоративной культуры ПАО «Газпром»
3.1. Анализ корпоративной культуры ПАО «Газпром»
3.2. Исследование влияния корпоративной культуры ПАО «Газпром» на организационную эффективность
Параметр «мужественность-женственность» оценивается по результатам ответов на вопросы, касающиеся продвижения по службе, важности быть в курсе достижений научно-технического прогресса и т.п. 85 % сотрудников придают большое значение возможности продвижения по службе, 95 % опрошенных хотят всегда быть в курсе достижений научно-технического прогресса. Поэтому, можно сделать вывод, что организационная культура ПАО «Газпром» ближе к мужскому типу, который характеризуется следующими ориентациями: независимость; максимально реализовывать свои претензии; решения принимаются на основе рационального размышления (логика); мужчина должен доминировать в любой ситуации; жить ради работы; уважать тех, кто добился успеха; важным являются деньги и хорошие материальные условия [11, с.147-148].
Таким образом, культура действительно превосходной компании, каковой является ПАО «Газпром», имеет ряд особенностей:
Она ценна; это позволяет ПАО «Газпром» делать дела и вести себя таким образом, чтобы добавлять ценность фирме в виде высоких продаж, низких затрат и т.п. Прекрасное финансовое положение является экономической концепцией; соответственно культура, если она призвана привести к хорошему финансовому положению, должна иметь положительные экономические следствия.
Она – редка; она имеет признаки и характеристики, которые не являются общими с культурами большинства других фирм.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Понятие «организационная культура» вызвало к жизни рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения. Организационная культура – это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами.
Практически во всех своих поступках мы руководствуемся культурой. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая этот феномен. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Организационная культура может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Организационная культура имеет следующую структуру: 1. Мировоззрение 2.Организационные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников 3. Стили поведения 4. Нормы 5 Психологический климат.
Исследование имиджа ПАО «Газпром» дополняет и обобщает информацию, полученную на основании изучения истории становления и развития предприятия, а также в ходе анализа формирования корпоративного духа предприятия.
По сравнению с началом работы по формированию имиджа Газпрома доля мнений об успешности компании не изменилась.
Однако изменилась структура аргументов в пользу успешности, и это, безусловно, позитивное для имиджа Газпрома изменение. В частности, в предыдущих опросах удельный вес ответов, в которых успешность Газпрома связывалась с не зависящими от его усилий причинами (торговля естественными ресурсами, валютная выручка, монопольное положение, и пр.), был значительно больше. В последнем опросе, напротив, стало больше высказываний о том, что успешность Газпрома предопределена усилиями его работников. В частности, впервые появились упоминания об эффективном управлении компанией, о том, что Вяхирев – «хороший руководитель на своем месте». Впервые отмечено также, что снижается задолженность Газпрома поставщикам и подрядчикам, что стали больше работать с живыми деньгами, а не пользоваться взаимозачетами.
Стоит отметить, что в высказываниях журналистов позитивная оценка Газпрома встречается несколько чаще, чем в суждениях руководителей. Это общая тенденция – она прослеживается по всем группам ответов. Вероятно, ее можно объяснить тем, что среди руководителей немало таких, чьи предприятия являются должниками Газпрома.
Эксперты стали отмечать отсутствие в Газпроме скандалов – возможно, потому, что общественность была неприятно поражена взаимными разоблачениями в высшем руководстве ПАО ЕС.
Больше стало отсылок к выступлениям Р. Вяхирева и публикациям в СМИ (упоминаются, в частности, журнал «Профиль», «Коммерсант», «Известия»). Вероятно, работа со средствами массовой информации, проделанная газпромовской службой по связям с общественностью, не осталась незамеченной. Утверждения, характеризующие деятельность Газпрома как неуспешную, составляют 20% от общего числа высказываний на данную тему. Основную причину трудностей эксперты видят в неплатежах, большом числе должников, а также в том, что у Газпрома нет резервов для развития, поскольку большую часть выручки за газ он вынужден отдавать в бюджет. Все это – внешние обстоятельства, причины трудностей, находящиеся вне самого Газпрома. Нет ни одного высказывания, в котором неуспех напрямую связывался бы с некомпетентным руководством или злоупотреблениями. Изменение восприятия деятельности Газпрома можно считать позитивным. Компания стала чаще восприниматься как производственная структура, которая не только эксплуатирует природные богатства России, но и вкладывает труд квалифицированных специалистов, управленцев в развитие отрасли.
Оценка международной деятельности Газпрома также в целом позитивна: не встретилось ни одного высказывания о «распродаже богатств Родины». Даже наличие государств-должников большинство экспертов оправдывает политическими интересами России.
Библиография
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 2015. – 184 с.
- Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебник. – М.: Экономика, 2014. – 310 с.
- Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 3. – С. 28-29.
- Власова А.Н., Вашко Т.А. Культура организации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 311 с.
- Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ. – М.: Вершина, 2014. – 878 с.
- Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. – СПб.: Изд. «Питер», 2013. – 224 с.
- Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2015. – 237 с.
- Занковский А.Н. Организационная культура. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 289 с.
- Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 256 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 6-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2012. – 336 с.
- Карлов Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. – М.: Экономика, 2011. – 181 с.
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 2014. – 216 с.
- Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром». – М., 2012. – 19 с.
- Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2013. – 257 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2012. – 706 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Лого-Пресс, 2013. – 518 с.
- Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. сл. Л.И. Евенко. – М.: Прогресс, 2014. – 242 с.
- Самыгин С.И. Психология управления. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 234 с.
- Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. – М.: Инфра-М, 2012. – 425 с.
- Хаванов А.В. Решение проблем корпоративного имиджа в условиях российских реформ (социально-политические аспекты): Автореф. дис… канд. полит. наук. – Нижний Новгород, 2000. – 23 c.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Аргументация успешности Газпрома
Варианты ответов |
Число суждений |
|
журна-листов |
руково-дителей |
|
Причины успешности |
||
Естественные ресурсы, жизненно необходимый товар («Было бы глупо распоряжаться ресурсами и быть убыточными»; «Продают сырой продукт, не требующий капиталовложений в переработку») |
10 |
8 |
Влияние на федеральную власть, свое лобби |
3 |
5 |
Валюта от экспорта, финансовые ресурсы |
3 |
4 |
Монополист, крупная компания |
2 |
3 |
Поддержка правительством, Черномырдиным |
2 |
3 |
Итого |
20 |
23 |
Источники информации |
||
Информация СМИ («Судя по тому, как они в печати себя представляют, – успешно») |
4 |
4 |
Выступление Вяхирева («Судя по поведению и выражениям Рэма Ивановича, дела идут успешно») |
4 |
2 |
Итого |
8 |
6 |
Число суждений |
||
Основания для выводов об успешности |
||
Газпром реализует капиталоемкие проекты, в том числе международные; заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития («Дает заказы предприятиям, спасая их от банкротства, значит, деньги есть») |
6 |
7 |
Эффективное управление («Они пытаются минимизировать расходы, перестраиваться, идет процесс интенсификации производства, улучшают финансовые потоки в компании. Эта работа уже приносит результаты») |
2 |
5 |
Благосостояние первых лиц компании («Успешно, судя по тому, как живут Звягин и Аветисян») |
2 |
4 |
Нет скандалов, конфликтов («Отсутствуют сообщения о скандалах вокруг него») |
3 |
1 |
Уплатили долги в бюджет, налоги |
2 |
1 |
Не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом («Судя по тому, как обильно поступает газ и как мы его расходуем без приборов») |
2 |
1 |
Снижается задолженность («Они больше стали работать с живыми деньгами, а не с взаимозачетами») |
2 |
1 |
Хороший руководитель («Вяхирев – деловой человек на своем месте») |
2 |
1 |
Дела успешны, судя по тому, что начали работать над имиджем |
2 |
- |
Итого |
23 |
21 |