Файл: Влияние кадровой стратегии на организацию на рынке труда.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы кадровой стратегии
1.1. Сущность стратегии управления персоналом
1.2. Современные аспекты применения кадровой стратегии
1.3. Методология кадровой стратегии
Глава 2. Исследования влияния кадровой стратегии на работу организации
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия
2.3. Анализ кадровой стратегии в организации
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий совершенствованию кадровой стратегии
3.1. Направления совершенствования стратегии управлением персонала
3.2. Экономический эффект от предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последнее время в работе с персоналом преобладает предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Сегодня почти каждое предприятие, организация или фирма сталкиваются с проблемой планирования потребности и подбора персонала, используя маркетинг персонала, который становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях рыночной конкуренции, поскольку минимальные вложения и максимальное использование человеческих ресурсов позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе. Актуальность этого направления обусловлена необходимостью взаимодействия между рынками рабочих мест, покупателей рабочей силы и самой рабочей силы, а также потребностью внутрифирменного кадрового регулирования и рациональным использованием человеческого ресурса.
Как научное направление маркетинг персонала возник не так давно, потому однозначного понимания и четких характерных черт еще не сформировано, что и актуализирует необходимость исследования этой проблематики в контексте развития современных предприятий.
Среди авторов, которые внесли заметный вклад в разработку научных основ кадровой стратегии: Кибанов А.Я., Савенкова Т.И., Бесчастнов В., Шемятихина Л.Ю. и др.
Среди авторов, которые внесли заметный вклад в разработку научных основ кадровой политики, эффективного управления персоналом, кадрового планирования, следует отметить исследование таких отечественных и зарубежных ученых, как Балабанова Л.В., Базаров Т.Ю., Веснин В.Р., Грэхем Х.Т., Беннетт Р., Кибанов А.Я. и др.
Каждый из них аргументировал свои определения кадрового планирования, кадровой политики, исследовал их влияние на организацию и на общество в целом.
Современный этап развития рыночной экономики актуализирует проблему выхода из кризиса трудовой активности работников многих предприятий страны. Разработка и усовершенствование стимулов и мотивов к труду выходят за рамки научных и познавательных проблем и все больше относятся в практическую плоскость как средство борьбы с конкурентами. Маркетинг персонала как инструмент целеустремленной и эффективной работы с персоналом является составляющей стратегии и тактики выживания предприятия в рыночных отношениях. По мере развития личности работника придется все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия, поскольку развитие производства в значительной степени требует планирования его кадрового обеспечения, а качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования маркетингового инструментария в процессе управления персоналом, который требует усовершенствования и дальнейшего исследования.
Цель исследования – изучить влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность стратегии управления персоналом;
- рассмотреть современные аспекты применения кадровой стратегии;
- изучить методологию кадровой стратегии;
- провести анализ финансовой деятельности организации;
- провести анализ кадровой стратегии организации;
- разработать рекомендации и мероприятия совершенствования кадровой стратегии.
Объект исследования - ООО «Форсат».
Предмет исследования – процесс кадровой стратегии организации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические основы кадровой стратегии
1.1. Сущность стратегии управления персоналом
Слово «стратегия» происходит от греческого strаtegіа (стратос - войско, аго - веду), то есть по происхождению это военный термин. Там он означает военное искусство, которое изучает закономерности и характер войны, теоретические основы планирования, подготовки и проведения крупных военных операций с загодя сформулированными стратегическими заданиями.
Термин «стратегия» употребляется в настоящее время во многих сферах общественной жизни. Относительно термина «стратегия предприятия (фирмы)», то здесь существуют немало определений. Ее понимают как: систему организационно-экономических мероприятий для достижения долгосрочных целей предприятия; обоснование перспективных ориентиров деятельности предприятия на основе оценивания его потенциальных возможностей и прогнозирования развития внешней среды; генеральное направление развития предприятия, которое обеспечивает согласование его целей и возможностей и интересов всех субъектов; эффективную деловую концепцию достижения конкурентных преимуществ предприятием; совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия; план действий, который определяет приоритеты решения проблем и ресурсы для достижения основной цели.
Реализация концепции управления предприятием возможна лишь тогда, когда предприятие является стратегически ориентированным. То есть предприятие, в котором персонал имеет стратегическое мышление, применяется система стратегического планирования, которое дает возможность разрабатывать и использовать систему стратегических планов [16, с.41].
Стратегия интегрирует много конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешность деятельности предприятия. В целом, стратегия - это план управления предприятием, направленный на укрепление его позиций, удовлетворения потребностей потребителей и достижения предвиденных целей [14, с.36].
На основании анализа теоретических источников сформирована таблице 1 определено понятие «Стратегия управления человеческими ресурсами» разными авторами.
Таблица 1
Определение понятия «Стратегия управления человеческими ресурсами» разными авторами
Автор, источник |
Определение |
Крылов А.А. |
Стратегия управления человеческими ресурсами - комплекс общих долгосрочных подходов к управлению занятостью в организации. Стратегия управления человеческими ресурсами является составляющей общец стратегии деятельности организации. Искусство разработки стратегии управления персоналом заключается в том, чтобы последствиями формулировки общих подходов стали конкретные действия, которые обеспечивали бы высокую эффективность использования трудового потенциала персонала |
Кибанов А.Я. |
Стратегическое управление человеческими ресурсами - это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходят и будущих изменений в ее внешней и внутренней среде, что позволяет организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе |
Ламбен Ж.-Ж. |
Стратегическое управление - многоплановый, формально-поведенческой управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, которые способствуют балансированию отношений между организацией, включая ее отдельные части, и внешней средой, а также достижению установленных целей |
Маслов Е.В. |
Стратегическое управление - общая концепцию того, каким образом достигаются целые организации, разрешаются проблемы, которые стоят перед ней, и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. На практике стратегия являет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и заданий фирмы, связанных или с ее развитием, или с превращением |
Веснин В.Р |
Стратегическое управление - это такое управление, которое, опираясь на человеческий потенциал, ориентирует организацию на гибкое регулирования своего поведения для достижения конкурентных преимуществ на рынке и цели в долгосрочном периоде |
Источник: составлено автором на основе [8,14, 15,19, 22].
Термин «стратегия» употребляется в настоящее время во многих сферах общественной жизни. Относительно термина «стратегия предприятия (фирмы)», то здесь существуют немало определений. Ее понимают как:
- систему организационно-экономических мероприятий для достижения долгосрочных целей предприятия;
- обоснование перспективных ориентиров деятельности предприятия на основе оценивания его потенциальных возможностей и прогнозирования развития внешней среды;
- генеральное направление развития предприятия, которое обеспечивает согласование его целей и возможностей и интересов всех субъектов;
- эффективную деловую концепцию достижения конкурентных преимуществ предприятием;
- совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия;
- план действий, который определяет приоритеты решения проблем и ресурсы для достижения основной цели [4, с.57].
Так же как трудно представить себе два одинаковых предприятия, невозможно создать тождественные системы стратегического управления.
Разные подходы к построению системы стратегического управления требуют четкого представления о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать через цель стратегического управления. Цель стратегического управления - это определение миссии, целей и стратегий, разработка и обеспечение выполнения системы планов как инструментов реализации стратегических ориентиров из усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, которые являются основой для обеспечения его конкурентоспособного существования в долгосрочной перспективе [11, с.20].
Элементами управленческой стратегии являются: система целей (миссия, общефирменные и специфические цели), приоритеты (главные принципы распределения ресурсов), правила осуществления управленческих действий.
Организация разработки стратегии на предприятии предусматривает отбор кадров разработчиков, организацию их работы и контроль, изменение организационной структуры управления в соответствии с потребностями стратегического менеджмента, развития у кадров стратегических способностей и информационно-аналитического обеспечения процесса разработки стратегии.
Условно генеральные стратегии можно разделить на две группы: стратегии функционирования (какие связанные с поведением организации на рынке и оказываются в трех вариантах: лидерства в низких расходах, дифференциации и фокусировки) и развития (роста, умеренного роста, сокращения и комбинированная). Стратегии могут быть разными также по своему характеру. В этом отношении выделяют три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонную (стратегию стабилизации) и оборонную (стратегию выживания). Обычно, наступательный характер присущ стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонную - комбинированной стратегии; сугубо оборонный - стратегии сокращения деятельности. Политика менеджмента персонала организации, через которую реализуются цели и задания последней, базируется на стратегии менеджмента персонала организации, которая вместе с производственной, финансово-экономической, научно-технической, маркетинговой стратегиями является элементом общей стратегии развития организации [7, с.31].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Стратегия и политика менеджмента персонала является соединительным элементом, который сочетает цели и задания организации с кадровой работой, то есть оперативными мероприятиями относительно работы с человеческими ресурсами: отбор, складывание штатного расписания, аттестация, проф обучения, продвижение, стимулирование труда и тому подобное. Политика менеджмента персонала и степень ее реалистичности зависят, в свою очередь, от учета двух основных исходных положений: направленности общей стратегии менеджмента персонала и характера ее адаптированной к специфическим условиям развития организации на современном этапе. Таким образом, мероприятия относительно менеджмента персонала могут быть рассчитаны на далекую перспективу (стратегия) или ориентированы на оперативное решение кадровых вопросов (тактика или политика).
1.2. Современные аспекты применения кадровой стратегии
Общими принципами кадровой стратегии для большинства предприятий являются: справедливость, последовательность, соблюдение трудового законодательства, равенство, отсутствие дискриминации. Кадровая политика определяется рядом факторов: а) внешних: национальное трудовое законодательство; взаимоотношения с профсоюзами; состояние экономической конъюнктуры; перспективы развития рынка труда; б) внутренних: структура и целые предприятия; территориальное размещение; используемые технологии; производственная и управленческая культура [3, с.18].
Роль кадровой стратегии в повышении эффективности труда персонала оказывается в том, что она дает возможность: четко и наглядно представлять взгляды руководства на взаимоотношения с персоналом; убеждать персонал в доброй воле владельцев и руководства; улучшать взаимодействие подразделений; предоставлять последовательности процесса принятия кадровых решений; информировать персонал относительно правил внутреннего поведения; улучшать морально-психологический климат в коллективе.
Основными принципами кадровой стратегии являются: принцип научности, принцип объективности, принцип демократизма, принцип гласности, принцип отбора кадров за деловыми и моральными качествами, , принцип сочетания интересов системы, коллектива и личности, принцип пропорциональности, принцип сбалансированности с вековым критерием, принцип сочетания требовательности, контроля работы сотрудников с уважением к ним [5, с.112].