Файл: Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация коммерческой деятельности малых торговых предприятий в современных условиях
1.1. Организация и коммерческая деятельность малых предприятий в условиях рынка
1.2. Тенденции современного развития коммерческой деятельности малых торговых предприятий
1.3. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России
2. Анализ организации коммерческой деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.2. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности малого торгового предприятия
3.1.Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТДФ»
Введение
Тема данной курсовой работы: «Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на предприятии (организации)» актуальна поскольку современная Россия находится на пути важных социально-экономических преобразований. События, произошедшие в последнее десятилетие XX века, повлекли за собой кардинальные изменения не только в политической и экономической сферах, но и затронули социальную составляющую нашего общества.
Основной целью данного исследования является оценка эффективности предпринимательской деятельности на предприятии и разработка предложений направленных на повышение ее эффективности.
Предметом исследования является система экономических отношений, определяющих особенности организации коммерческой деятельности предприятия. Объектом исследования являются особенности организации коммерческой деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ».
Выбор объекта исследования обусловлен тем, что одной из основных внешних причин, тормозящей развитие малого бизнеса в Российской Федерации, является несоответствие политики, осуществляемой властью «на местах» с общей, законодательно закрепленной, государственной стратегией. Поэтому, необходимым условием эффективного функционирования малого предпринимательства является создание благоприятной институциональной среды, представляющей собой систему социально-экономических отношений субъектов малого бизнеса во взаимодействии с внешней средой, представленной системой прaвового обеспечения деятельности малых предприятий, а также механизмами, реализующими поддержку со стороны государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность организации и коммерческой деятельности малых предприятий в условиях рынка;
- выявить тенденции современного развития коммерческой деятельности розничных торговых предприятий;
- изучить программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику малого торгового предприятия ООО «ТДФ»;
- проанализировать основные показатели хозяйственной деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»;
- провести анализ эффективности коммерческой деятельности малого торгового предприятия;
- наметить мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия;
- показать прогнозные показатели развития коммерческой деятельности ООО «ТДФ» при реализации намеченных программ.
При реализации цели и задач исследования использовались системный, абстрактно-логический, статистико-вероятностный и функциональный подходы, а также методы формализации, дедукции, индукции, анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации эмпирико-фактологических данных.
При написании работы были использованы научные труды многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых: И.Т. Абдукаримов, Д.С. Болдырев, Г.Н. Гогина, Г.В. Гриценко, И. Гусева, О.А. Дроздов, Н.В. Киреева, М.В. Косолапова, Л.Б. Нюренбергер, М.Р. Саттарова, О.Н. Семирханова, И.М. Синяева, А.Г. Султанов, А.Д. Шеремет и др.
Работа состоит из 3-х глав, разделенных на параграфы, введения, заключения, списка использованных источников.
1. Организация коммерческой деятельности малых торговых предприятий в современных условиях
1.1. Организация и коммерческая деятельность малых предприятий в условиях рынка
В механизме обеспечения сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке страны малые предприятия (МП) занимают важное место как одна из форм организации малого бизнеса. Малые предприятия следует рассматривать как самостоятельные субъекты рыночной экономической системы [10, с. 64].
Они выполняют ряд функций, которые неэффективны для крупных предприятий. К числу их относится, прежде всего, функция освоения и экспериментального внедрения новых идей создания товара, апробирование через малые предприятия замыслов экономической реформы, связанной с приобретением предприятиями хозяйственной самостоятельности в условиях формирующегося рынка, а также среды для функционирования организационно-правовых субъектов, основанной на многообразии форм собственности [14, с. 60].
Малые предприятия способствуют формированию рыночной среды и активизации действия рыночных механизмов, поэтому создание системы МП обусловливает необходимость коренного изменения функции иерархического управления. Важное преимущество МП состоит в том, что они гибко реагируют на изменения конъюнктуры рынка, создают предпосылки для формирования предложений, соответствующих развитию реальной экономической конкуренции и вынуждают предпринимателей оперативно внедрять достижения научно-технического прогресса, соответствующие спросу потребителей, малые предприятия и их сеть становятся основой производства, и с учетом этого необходимо приспосабливать производство товаров и их ассортимент к целям заполнения неосвоенных «ниш» рынка [15, с. 145].
Несмотря на преимущества МП, подтверждающие опыт многих зарубежных стран о наличии у малых предприятий огромных возможностей, решению данного вопроса в нашей стране, особенно на начальном этапе перехода к рынку, не уделялось должного внимания. Здесь необходимо учесть два обстоятельства: во-первых, промышленные предприятия, стремясь получить «эффект масштаба», специализируются на выпуске одного или весьма ограниченного числа видов продукции и выпускают их в большом количестве, и, во-вторых, малые предприятия заинтересованы в расширении и обновлении ассортимента продукции, и особенно в выпуске товаров, невыгодных для крупных промышленных предприятий [10, с. 65].
Необходимо отметить, что для стабилизации и развития потребительского рынка, особенно на отдельных территориях или регионах, очень высоко значение МП в сфере производства товаров массового спроса. Поэтому наибольшее число МП создано в промышленности по производству товаров народного потребления. Однако отраслевая группировка МП, которая проводится агентствами по статистике, не полностью характеризует суть проблемы. Это связано с тем, что товары народного потребления производятся не только в промышленности, но и в других отраслях. Например, товары и услуги, связанные с использованием товара, производятся на МП, отнесенных к сфере бытового обслуживания, общепита, сельского хозяйства, транспорта и т.д. [14, с. 61].
Становление рыночной экономической системы отношений базируется на развитии предпринимательской деятельности и создании многообразных малых предприятий, действующих исключительно на основе рыночных принципов. В то же время, только цивилизованный рынок создает условия для нормального функционирования малых предприятий, которые, гибко реагируя на изменения конъюнктуры рынка, стремятся эффективно использовать ограниченные ресурсы и реализовать в практической деятельности научно-технические идеи [15, с. 145].
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли[10, с. 64-69]. Эта деятельность осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах определенных организационно-правовых форм предприятий [14, с. 61]. В связи с этим первыми законодательными актами было предусмотрено развитие индивидуальных и семейных бизнес-предприятий на основе мелкогрупповой собственности, разнообразных товариществ, муниципальных предприятий и др.
Следовательно, главной целью предпринимательской деятельности на основе создания бизнес-структур является прибыль. Но, вместе с тем, эти предприятия организуют свою деятельность на основании законов и согласно требованиям рынка, что позволяет работникам извлекать собственную выгоду и приносить пользу потребителям товаров и услуг и обществу в целом. Поэтому проблема повышения эффективности деятельности коммерческих структур в условиях действия законов конкуренции, рассматриваемая как экономическая борьба товаропроизводителей и продавцов за потребителя и покупателя, выходит на первый план.
Речь идет о быстром реагировании МП на изменение спроса покупателей как об одном из их основных преимуществ и об их способности организовать производство недостающих товаров и услуг и оперативно насыщать ими рынок. Под влиянием конкуренции и повышения степени напряженности конкурентной борьбы, малые предприятия вынуждены производить и продавать высококачественную продукцию по минимальным ценам, удовлетворяющим рыночный спрос потребителей. В процессе этого они мобильно перемещают свои капиталы из одного вида деятельности в другой, например с производственного – в торговый, или внедряют в практической деятельности новые предпринимательские идеи по совершенствованию организации производства и реализации товаров и, следовательно, получают экономический эффект [11, с. 30].
Организация малых предприятий и обеспечение их нормального функционирования в соответствии с законами рынка могут стать для многих начинающих предпринимателей школой, дающей возможность проявить свой талант, организаторские и предпринимательские способности в деле организации производства и реализации товаров, оказании услуг, а самое главное – удовлетворить свои желания свободного индивидуума - члена общества. Организовывая МП, предприниматели учатся и набирают опыт предприимчивости и деловой активности в осуществлении идей мелкого предпринимательства [5, с. 87].
Применяя индивидуальный труд и собственный накопленный капитал, приложив огромное желание, они стараются использовать возможности, созданные в стране для организации «своего дела». Но, вместе с тем, на пути формирования сети МП и развития малого бизнеса возникают многочисленные и ничем не оправданные трудности.
Обеспечение развития и расширения сферы мелкого предпринимательства должно быть заботой местных органов власти и их непосредственной функцией. Они должны оперативно, в течение самого короткого отрезка времени (например за 1-3 дня) решать вопросы создания МП и особенно в начальный период работы поддерживать их нормальное функционирование. Для этого необходимо организовать отделы или коммерческие центры, занимающиеся учетом, регистрацией и выдачей рекомендаций по организации и ведению маркетинговой и финансовой деятельности, оказанию технической и информационной помощи, подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров и др. [9, с. 53-63]
В теоретическом плане является необходимым уточнение понятия «малое предприятие». Так, в экономической литературе под общим термином «малое предприятие» обычно подразумевают мельчайшие, мелкие и малые предприятия [14, с. 63].
Однако, как показывает опыт, эти предприятия существенно различаются по всем своим параметрам, и, следовательно, нельзя подводить их под этот термин. Среди существующих критериев разграничения МП на мельчайшие, мелкие и малые в странах, использующих рыночные структуры, предпочтение отдается размеру налогооблагаемого дохода.
Преимущество деления МП по размеру налогооблагаемого дохода состоит в более дифференцированном подходе к организации государственной поддержки МП. Однако отсутствие достоверных данных о размерах дохода, получаемого МП, затрудняет использование этого показателя. Поэтому в основу группировки МП было бы целесообразно положить следующие показатели: численность промышленно-производственного персонала, стоимость авансированного капитала в основные производственные фонды, объем производства товаров и услуг [5, с. 96].
Классификация МП по численности занятых работников является очень простой, но при этом она дает более полное представление о размере предприятий и во многом определяет другие показатели хозяйственной деятельности. Исходя из этого, к первой группе - мельчайших – можно отнести предприятия с числом занятых от 1 до 3-х человек. Это могут быть семейные, товарищеские и родственные предприятия по выпуску одного, в редких случаях – двух видов продукции, небольшой магазин и столовая, парикмахерская на одно посадочное место и т.д. [14, с. 63].
Поэтому создание мельчайших предприятий в основном предпочтительно в сфере услуг, торговли, индустрии питания и в некоторых отраслях агропромышленного производства, в частности в личных подсобных хозяйствах.
Вторая группа – мелкие – это предприятия с числом работающих от 4 до 20 человек, занятые первичной обработкой сырья и материалов, заготовкой и переработкой овощей и фруктов, магазин по продаже промышленных товаров, ресторан или кафе в малых и средних городах или в районных центрах. К этой группе можно отнести также ателье по пошиву одежды и обуви, ремонтные мастерские, службу сервиса в гостиницах и др [10, с. 66].
Третья группа – малые – это заводы, фабрики и другие самостоятельные промышленные, транспортные, строительные предприятия с численностью работающих от 21 до 200 человек, действующие в условиях жесткой рыночной конкуренции. В США, например, к категориям малых заводов относятся предприятия с числом работников от 250 до 1500 человек. Они являются полностью самостоятельными и равноправными субъектами рынка, которые по своему усмотрению, на свой страх и риск производят и реализуют товарную продукцию и оказывают разнообразные услуги [5, с. 88].