Файл: Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация коммерческой деятельности малых торговых предприятий в современных условиях
1.1. Организация и коммерческая деятельность малых предприятий в условиях рынка
1.2. Тенденции современного развития коммерческой деятельности малых торговых предприятий
1.3. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России
2. Анализ организации коммерческой деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.2. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности малого торгового предприятия
3.1.Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТДФ»
В практике развитых стран малые предприятия чаще всего создаются при крупных промышленных предприятиях, используя их потенциал или работая под их заказ [14, с. 63]. Это связано, во-первых, с высокой эффективностью организации производства на МП узлов, деталей и комплектующих изделий и оказания услуг по маркетингу и продвижению товаров, необходимых для крупного предприятия, которые покупать на стороне невыгодно или невозможно. Во-вторых, малые предприятия, пользуясь предоставленными льготами, занимаются трудоемкой работой по опытному изготовлению партий новых товаров или сервисному обслуживанию его клиентов. Следовательно, нам нужно использовать этот опыт и создавать малые предприятия при крупных промышленных предприятиях, где они функционируют более эффективно.
Таким образом, применив выше указанные мероприятия, розничные торговые предприятия повысят эффективность своей коммерческой деятельности.
К основным направлениям эффективного развития торгового предприятия относятся наращивание темпов роста объема товарооборота (по всем каналам реализации);
привлечение новых покупателей (с помощью проведения различных акций, дегустаций, рекламной деятельности и т.д.);
повышение уровня квалификации коммерческих работников;
эффективное использование экономического (ресурсного) потенциала;
проведение целенаправленной работы с предприятиями-изготовителями по увеличению формирование достаточного размера товарных запасов для обеспечения бесперебойной торговли и ускорения товарооборачиваемости;
сокращение потерь и повышение эффективности хранения товаров;
разработка положение о поставщиках (бизнес-процессы и регламенты по работе с поставщиками);
отсутствие страха перед коммерческим риском;
повышение качества обслуживания потребителей;
сокращение издержек обращения;
целесообразное распределение средств, получаемых от экономии затрат;
получение максимальной прибыли.
1.2. Тенденции современного развития коммерческой деятельности малых торговых предприятий
В современных рыночных условиях торговля испытала глобальные изменения в своей структуре и по своим объемам и влиянию на уровень жизни населения, занимает основную долю в экономике страны по отношению к другим отраслям. Коммерческая деятельность является неотъемлемой частью при прохождении процесса купли-продажи, которая приводит к развитию товарно-денежных отношений во всех звеньях экономического комплекса страны. При этом под коммерческой работой в торговле подразумевается сфера оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленная на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса потребителя и получения прибыли [5, с. 203].
В настоящее время появляется всё большее количество малых торговых предприятий, которые стремятся получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Товарооборот торговых предприятий выступает необходимым условием, без которого не может быть достигнута главная цель – получение прибыли.
Анализ коммерческой деятельности является одним из факторов, определяющих успешное функционирование малого торгового предприятия. Периодическое проведение данного анализа приведет к быстрой и качественной оценке эффективности коммерческой работы торгового предприятия, точному и быстрому определению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль, а также выбору наиболее выгодных путей решения возникших в коммерческой деятельности проблем торгового предприятия и получения желаемой прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Коммерческая деятельность на малых торговых предприятиях включает такие задачи как [7, с. 81-82]:
- закупка товарных ресурсов;
- планирование объемов закупки товаров с учетом намечаемого уровня прибыли;
- планирование ассортимента и реализации товаров;
- организация продажи товаров.
На деятельность коммерческих предприятий в современных условиях оказывают влияние, такие немаловажные факторы как: организационно-экономические, технические, информационные и др [8, с. 12]. Под влиянием данных факторов, необходимо быть в постоянной готовности вносить изменения в коммерческую деятельность торгового предприятия, изменять ее в зависимости от конкретной ситуации, стратегии, конкурентов, поэтому предпринимателю следует тщательно анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия [8, с. 12].
Функционирование и эффективная деятельность малого торгового предприятия в большей степени зависит от хозяйственных связей с поставщиками, которые включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров[15, с. 146]. При несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть невыполнение намеченных показателей или прямые финансовые потери. Кроме всего этого, эффективная коммерческая работа в розничной торговле зависит и от индекса предпринимательской уверенности.
К основным направлениям эффективного развития малого торгового предприятия относятся [6, с. 146]:
- наращивание темпов роста объема товарооборота (по всем каналам реализации);
- привлечение новых покупателей (с помощью проведения различных акций, дегустаций, рекламной деятельности и т.д.);
- повышение уровня квалификации коммерческих работников;
- эффективное использование экономического (ресурсного) потенциала;
- проведение целенаправленной работы с предприятиями-изготовителями по увеличению и обновлению ассортимента товаров;
- поиск оказания новых видов услуг и расширение деятельности имеющихся;
- техническая модернизация торговых предприятий;
- формирование достаточного размера товарных запасов для обеспечения бесперебойной торговли и ускорения товарооборачиваемости;
- сокращение потерь и повышение эффективности хранения товаров;
- разработка положение о поставщиках (бизнес-процессы и регламенты по работе с поставщиками);
- отсутствие страха перед коммерческим риском;
- повышение качества обслуживания потребителей;
- сокращение издержек обращения;
- целесообразное распределение средств, получаемых от экономии затрат;
- получение максимальной прибыли [6, с. 147].
Таким образом, можно сказать, что основная цель развития торговли – это создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий, с помощью совершенствования законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой функционируют торговые предприятия, а также улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Применив выше указанные мероприятия, малые торговые предприятия не только повысят эффективность своей коммерческой деятельности, но и значительно превзойдут своих конкурентов в качестве обслуживания населения.
1.3. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России
Согласно российскому законодательству (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации») малый и средний бизнес подразделяется на три категории [1]:
- Малые предприятия – юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП) с количеством работников от 15 до 100 человек и выручкой до 400 млн. рублей; в том числе микропредприятия – с количеством работников до 15 человек и выручкой до 60 млн. рублей;
- Средние предприятия – ЮЛ и ИП с количеством работников от 100 до 499 человек;
- Кроме того, действует условие для ЮЛ о том, что суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципалитетов, иностранных юр. лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных ЮЛ не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и ЗПИФов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25% [10, с. 68].
Эти критерии ближе всего к параметрам отнесения к малому и среднему бизнесу, принятым в Европейском Союзе. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП оценивается экспертами в 23-25%, что существенно меньше, чем в экономиках развитых стран мира. В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки СМСП, которая состоит из следующих основных элементов [18]:
- Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;
- Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- Государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;
- Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;
- Программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;
- Комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
На реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета в 2013 году было выделено более 34,5 млрд. рублей (см. таблицу 1)[18].
Таблица 1
Бюджетные средства на реализацию мероприятий по
поддержке МСП в 2015 году [18]
Министерства – распорядители бюджетных средств |
Мероприятия поддержки МСП |
2015 г. |
|
Минэкономразвития России |
Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства |
21,84 |
|
Минсельхоз России |
Поддержка малых форм хозяйствования субсидирование % ставки |
5,0 |
8,6 |
Поддержка начинающих фермеров |
2,0 |
||
Развитие семейных животноводческих ферм |
1,5 |
||
Оформление земельных участков в собственность КФХ |
0,1 |
||
Минобразования России (Фонд СР МП в НТС) |
Прикладные научные исследования и разработки |
4,1 |
|
Итого: |
34,54 |
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России поручено обеспечить координацию деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства [18].
Для достижения поставленных целей на федеральном уровне приказом Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 создана рабочая группа по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства под председательством Министра экономического развития [17].
В рабочую группу входят представители федеральных органов исполнительной власти (Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России), общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия»), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР».
Основной целью деятельности рабочей группы является выработка единых подходов по координации программ по развитию предпринимательства и рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе, вопросов поддержи и развития малых форм хозяйствования на селе, разработка мер, направленных на развитие механизмов государственной поддержки, обмен опытом по реализации программ [6, с. 207].
Кроме того, в соответствии с указанным поручением Президента Российской Федерации, для оценки эффективности реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства создана единая система мониторинга реализуемых мер поддержки МСП Минсельхозом России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», позволяющая оперативно получать информацию о реализуемых мерах государственной поддержки в любом регионе страны.
Общее количество получателей поддержки (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, крестьянско-фермерских хозяйств) по программе Минэкономразвития России в 2015 году составило более 196 тысяч. При этом в 1 полугодии 2016 года за счет выделенных в 2015 году средств запланировано предоставление поддержки еще 77,4 тысячам. Всего в результате реализации мероприятий за счет выделенных в 2015 году средств поддержку получат 274,4 тысячи получателей поддержки.
Всего за счет средств субсидий, направленных в 2015 году на поддержку малого и среднего предпринимательства по программе Минэкономразвития России, создано свыше 126 тыс. новых рабочих мест (в том числе 20 тыс. безработные) и сохранено 376 тыс. рабочих мест. В том числе [18]:
- за счет грантов создано более 24 тыс. рабочих мест (в том числе безработные 5,8 тыс.), сохранено 24 тыс. рабочих мест;
- за счет микрофинансовых займов создано и сохранено свыше 28 тыс. рабочих мест;
- за счет предоставления гарантий (поручительств) создано и сохранено свыше 43 тыс. рабочих мест;
- за счет поддержки инноваций создано и сохранено свыше 5 тыс. рабочих мест;
- за счет поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП создано более 13 тыс. рабочих мест, сохранено свыше 31 тыс. рабочих мест;
- за счет поддержки субъектов МСП по программе лизинга создано более 20 тыс. рабочих мест, сохранено 120 тыс. рабочих мест.
С учетом имеющегося опыта, предложений членов рабочей группы при Минэкономразвития России, органов субъектов Российской Федерации на ближайшую перспективу предусмотрена реализация следующих новые мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСП) [18]: