Файл: Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация коммерческой деятельности малых торговых предприятий в современных условиях
1.1. Организация и коммерческая деятельность малых предприятий в условиях рынка
1.2. Тенденции современного развития коммерческой деятельности малых торговых предприятий
1.3. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России
2. Анализ организации коммерческой деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.2. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности малого торгового предприятия
3.1.Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТДФ»
Тем не менее, помимо дисконтирования, для оценки эффективности коммерческой деятельности, особенно малого бизнеса, следует исходить и из понятия альтернативных издержек. Вполне очевидно, что предприниматель, обладая определенными личными качествами, имел бы возможность стать руководителем в компании, также получая определенную выгоду. Организуя собственное дело, он от данной выгоды отказался. Логично предположить, что в оценке коммерческой эффективности для малого бизнеса следует принимать во внимание не только текущую стоимость бизнеса, но и альтернативные издержки собственника [13, с. 60-62].
Однако для малого бизнеса существуют проблемы использования дисконтированных показателей. Именно поэтому в оценке коммерческой эффективности малого бизнеса, помимо баланса интересов собственника, руководства и самого бизнеса, следует исходить из альтернативных издержек собственника, основываясь при этом на концепции экономической добавленной стоимости, поскольку именно она позволяет оценить альтернативные издержки предпринимателя на создание бизнеса [3, с. 368].
Итак, в рамках второй главы исследования нами проведен анализ основных финансовых показателей деятельности малого торгового предприятия. Дана оценка эффективности коммерческой деятельности малого торгового предприятия. Обоснованы подходы к пониманию коммерческой эффективности бизнеса.
3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности малого торгового предприятия ООО «ТДФ»
3.1.Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТДФ»
Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «ТДФ» выявил неэффективное складское управление, избыточное накопление продукции и непригодных к использованию материалов.
В условиях рыночной экономики для малого торгового предприятия важно правильно выстроить закупочную политику. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Основная задача закупочной работы состоит в выгодном приобретении товара в целях удовлетворения потребительского спроса.
В коммерческой деятельности в ходе закупки предприятие определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков. Человек, ответственный за закупки, должен определить:
- что закупить,
- сколько закупить,
- у кого закупить,
- на каких условиях закупить.
Осуществление закупок товаров невозможно без изучения и прогнозирования покупательского спроса. К предварительным операциям по закупке относятся:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- определение потребности в товарах;
- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков;
- составление заявок и заказов на поставку товаров;
- разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.
АВС и ХУZ-анализ помогают правильно сформировать ассортимент товаров. Формирование ассортимента товаров – это процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия [13, с. 60-62].
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
АВС-анализ – это метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп [13, с. 60-62].
На предприятии ООО «ТДФ» было выделено 3 группы со следующими параметрами (см. таблицу 3).
Таблица 3
Результаты АВС-анализа
Группа |
Количество |
Доход |
А |
20% |
80% |
В |
30% |
15% |
С |
50% |
5% |
Методов выделения групп существует порядка десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы и метод касательных. В эмпирическом методе разделение происходит в классической пропорции 80/15/5. В методе суммы складывается доля объектов и их совокупная доля в результате – таким образом значение суммы находится в диапазоне от 0 до 200 %. Группы выделяют так: группа А – 100 %, В – 45 %, С – остальное.
Достоинства метода – большая гибкость. Самым гибким методом является метод касательных, в котором к кривой АВС проводится касательная, отделяя сначала группу А, а затем С. Для модуля был выбран метод суммы, который будет описан программно.
ХУZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла [13, с. 60-62].
Категория X – ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %. Категория Y – ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации – от 10 до 25 %. Категория Z – потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации – свыше 25% (см. таблицу 4).
Таблица 4
Результаты XУZ-анализа
Группа |
Количество |
Коэффициент вариации |
X |
50% |
0-10% |
Y |
30% |
10-25% |
Z |
20% |
>25% |
Совмещение данных методов дает следующее деление (см. таблицу 5).
Таблица 5
Результаты совмещения данных
X |
Y |
Z |
|
А |
АХ |
AY |
AZ |
В |
ВХ |
BY |
BZ |
С |
CX |
CY |
CZ |
Сочетание этих двух методов позволяет определить с максимальной точностью какое количество каждого продукта будет продано в определенный момент времени и увеличить доходность предприятия.
На данный же момент на предприятии ООО «ТДФ» процесс составления рейтинга продуктов выполняется полностью вручную, что влечет за собой множество недостатков, среди которых:
- большая трудоемкость обработки информации, так как в процессе идет учет большого числа наименований товаров. Таким образом, на выполнение данной работы вручную уходит большое количество времени, автоматизация данного процесса позволит намного сократить время выполнения процесса;
- так как учет производится вручную, то у специалиста наблюдается низкая производительность труда, разработка АИС для учета товаров, пользующихся наибольшим спросом, позволит увеличить производительность труда товароведа;
- невозможность полного расчета показателей, необходимых для управления объектом из-за большого объема информации, данная проблема связана с тем, что на складе представлено большое количество продукции;
- невысокая достоверность результатов решения задачи, связана со сложностью и рутинностью процесса.
Поэтому целесообразно автоматизировать данный процесс с помощью добавления в основную программу предприятия дополнительного модуля, выполняющего АВСХУZ-анализ. Данный модуль будет автоматически по запросу пользователя производить расчет необходимых закупок.
Таким образом, разработка и внедрение дополнительного модуля, выполняющего АВСХУZ-анализ, позволит предприятию ООО «ТДФ» повысить эффективность своей коммерческой деятельности.
3.2. Прогнозные показатели развития коммерческой деятельности ООО «ТДФ» при реализации намеченных программ
Как показывает практический опыт, современных условиях без финансовых прогнозов не обойтись. Используя конкретные результаты анализа финансового состояния предприятия, данные учета и отчетности, величину выявленных резервов, можно сделать прогноз такого соотношения источников собственных и привлеченных средств и их размещение в различные виды активов, которое бы обеспечило бы восстановление платежеспособности и стабилизацию ликвидности баланса ООО «ТДФ».
Существуют различные методы составления прогнозного баланса. Упрощенный метод основан на данных последнего отчетного баланса, результаты оборачиваемости отдельных активных и пассивных статей, а также на динамике балансовых соотношений.
Величину уставного капитала оставим неизменной. Предположим, что средства, поступившие на расчетный счет в погашение дебиторской задолженности будут частично инвестироваться в оборот, частично вложены в краткосрочные активы. Предполагается также погасить часть недоимки по платежам в бюджет, поскольку это один из первоочередных обязательных к погашению пассивов. За счет прогнозируемой прибыли от реализации необходимо уменьшить величину убытков, накопленных за несколько лет.
Наличие в структуре актива прогнозного баланса высоколиквидных статей должно увеличить его ликвидность. Погашение части дебиторской задолженности должно увеличить оборачиваемости этого актива, сократив период его оборота. Это приведет к высвобождению дополнительных средств и позволит направлять их на текущие нужды предприятия.
Проведенные выше расчеты показали, что ООО «ТДФ» имеет большие возможности для повышения финансовых результатов. Так, сокращая сверхплановые затраты, предприятие сможет снизить себестоимость по предоставленным услугам на 237 тыс. руб.
Увеличивая объем предоставляемых услуг на 16 договоров ООО «ТДФ» сможет получить дополнительный доход в сумме 243 тыс. руб.
Кроме того за счет ускорения расчетов с покупателями и заказчиками предприятие сможет реально увеличить oприбыль в сумме 1389 тыс. руб. за счет предоставления скидок клиентам, за счет применения факторинговых операций предприятие получит наличными денежными средствами в размере 2218,5 тыс. руб.
Таким образом, внедряя в практику предложенные мероприятия ООО «ТДФ» сможет получить дополнительную прибыль в сумме 4087,5 тыс. руб. (237 +243 + 1389 + 2218,5).
Заключительный итог эффективности от предложенных мероприятий представлен в таблице 6. Из данной таблицы видно, что прибыль возрастет на 3913 тыс. руб. со 1282 тыс. руб. до 5606,5 тыс. руб.
Таблица 6
Основные экономические показатели по предлагаемым мероприятиям
Наименование показателей |
Значение показателя |
Отклонение (+,-) |
|
2015 |
прогноз |
||
1. Выручка от реализации |
14943 |
19030,5 |
+ 4087,5 |
2. Расходы, всего |
13661 |
13424 |
-237 |
3. Балансовая прибыль, тыс. руб. |
1282 |
5606,5 |
+3913 |
4. Сумма оборотных активов, тыс. руб. |
18505 |
14898 |
-3607 |
5. Рентабельность прибыли, % |
11,65 |
13,39 |
+1,74 |
6. Использование оборотных активов, % |
0,8 |
1,27 |
+0,47 |
7. Прибыль на оборотные активы, % |
9,32 |
17,00 |
+7,68 |
Сумма активов снизится на 3607 тыс. руб., т.е. на сумму погашенной дебиторской задолженности.
Кроме того, из таблицы 6 видно, что возрастет рентабельность оборотных активов на 0,47%. Рентабельность оборотных активов возрастет за счет увеличения прибыли и за счет эффективного использования оборотных активов.
Таким образом, предложенные мероприятия ускорения и повышения эффективности расчетов с покупателями и заказчиками, с целью погашения дебиторской задолженности в сумме 4087,5 тыс. руб., дают возможность погасить часть кредиторской задолженности.