Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления
1.1.Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления
Глава 2. Основные положения компетенции современных специалистов и менеджеров
2. 1. Направления и содержание компетенции современного специалиста или менеджера
2. 2. Структурные составляющие компетенции современного специалиста или менеджера
Введение
Актуальность темы исследования. Масштабность задач, стоящих перед современным российским обществом, поднимает проблему профессионализма специалистов (менеджеров) и подготовки управленческих кадров. Своевременными и весьма актуальными становятся вопросы подготовки специалистов, готовых и способных решать сложные социально- экономические задачи развития общества. Это требует исследования проблем профессиональной компетентности, развития ключевых компетенций в различных сферах деятельности человека. Весьма актуальной становится проблема эффективности условий развития профессиональных компетенций, дискуссионными остаются вопросы о применяемых методах и процедурах, направленных на изучение содержания и становления профессиональной компетентности специалиста (менеджера). В современной науке компетентность связывается с определенной областью деятельности и представлена как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков, В.Д. Шадриков). На смену традиционным подходам в оценке персонала пришла оценка по компетенциям, что позволяет повысить надежность прогноза успешной профессиональной деятельности и развития профессиональной компетентности специалиста (менеджера). Поскольку, одним из условий профессионального развития и становления специалиста или менеджера является научное обоснование системы профессиональной подготовки и условий развития профессиональной компетентности специалиста.
Тем не менее, проблема развития профессиональных компетенций и соответствующих этому условий все еще остается недостаточно исследованной. Теоретическая и практическая значимость изучения наиболее эффективных условий, диагностической оценки и возможностей развития профессиональных компетенций специалиста или менеджера позволяет констатировать актуальность этой проблемы.
Разработанность в науке. Исследования проблем профессиональной компетентности являются культурно-исторический подход в понимании самореализации личности, определении ее роли, места, значимости в выделении «актуального будущего поля» (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко); основные положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, В.Д. Шадриков); принципы субъектно- деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Барабанщиков, А.К. Болотова, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков и др.); структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний и сморегуляции психофизиологического состояния (А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая, Т.В. Корнилова); идея смысложизненных ориентаций и личностного развития, самодетерминации, вариативности механизмов личностного развития (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин); проблемы жизненного и профессионального успеха личности, условий их достижения (А. Лэнгле, А. Маслоу, Ж. Нюттен, Дж. Равен, Э. Фромм, В. Франкл, Э. Эриксон).
Основной целью исследования является разработка эффективной технологии оценки и развития должностных профессиональных компетенций в условиях специальных развивающих стратегических сессий.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
− обобщить современные подходы к изучению условий природы компетенции как управленческого явления;
- рассмотреть элементы компетенции современных специалистов и менеджеров;
- предложить основные положения компетенции современных специалистов и менеджеров.
Объектом исследования является профессиональная компетентность специалиста в ее развитии, его предметом – развитие должностных профессиональных компетенций и их возможное применение в кадровом отборе.
Методы и методология исследования: для решения поставленных задач в работе использовался следующий комплекс методов: историко-хронологический анализ научной литературы; эмпирические методы: структурированное наблюдение по компетенциям; моделирование ключевых должностных компетенций.
Практическая значимость: Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для теоретического и методического обоснования компетентностного подхода в кадровой, профессиональной и организаторской деятельности современных специалистов и менеджеров.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления
1.1.Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления
Понятие «компетенция» происходит от латинского соmреtеге - добиваться, соответствовать, подходить. В новейших энциклопедиях определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях[1].
Полномочие в гражданском праве - это субъективное право лица совершать сделки, а в публичном праве - право и одновременно обязанность соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом[2].
В конце XIX века в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А.Эфрона (том XXIV) понятие «юрисдикция» раскрывается путем отсылки к понятию подсудности. Подсудность в гражданском процессе характеризуется как подведомственность тех или иных судебно-гражданских дел тем или иным органам судебной власти, их способность к производству дел и к постановлению 'решения. Таким образом, подсудность обнимает собой и так называемую компетентность или власть, принадлежащую тому или другому суду постановить решение по делу. Принципы подсудности - принимать к рассмотрению только те дела, которые не подведомственны юрисдикции другого учреждения, решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным, ответчик вправе просить об отводе некомпетентного учреждения и т.д.
Подсудность в уголовном процессе распадается на предметную (какой суд может решать) и местную (распределение судебной власти между судами одной категории дел, но разных местностей). Выделяется также подсудность военная.
Понятий «ведение» и «предметы ведения» нет в словаре, очевидно, ввиду достаточности других. К тому же слово «веды» старинного происхождения – «знать», «видеть» - давало, видимо, ключ к разгадке явлений и действий типа «ведомства» и «подведомственность».
Термин «юрисдикция» происходит от латинского Jurisdictio - судопроизводство. Это совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях. Юрисдикция определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел[3].
Продолжая размышлять по данной проблематике, отметим и некорректное использование интересующих нас понятий вне связи друг с другом. Так, понятие «юрисдикция» применяют в международном праве для обозначения суверенных прав власти государства на своей территории, а в уголовном и гражданском процессах, судоустройстве - для характеристики подсудности тех или иных категорий дел.
Делая краткий обзор понятий, призванных зафиксировать объем и характер дел, легко разрешаемых субъектами публичного права, можно обратить внимание на следующие явления.
Неодинаков объем понятий, используемых в разных отраслях права и законодательства. Например, в гл. 3 «Подведомственность и подсудность» АПК РФ названные понятия в первом случае отражают подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия. Она же первично установлена в ст. 127 Конституции и ст. 4, 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Понятие подсудности отражает разграничение компетенции между разными арбитражными судами внутри единой системы арбитражных судов[4]. Базовым является понятие родовой подсудности. В то же время в доктрине и практике административного права используются понятия «ведомство», «ведомственность», как бы продолжая жизнь упомянутого стороннего понятия «веды», «ведать». Оно как базовое проникает и в другие отрасли права.
К сожалению, на практике возникает много трудностей как в регулировании компетенции, так и в ее осуществлении. Особенно в отношениях между разными организациями. Допускается дублирование понятий. Разноречиво используются и понятия в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 1 речь идет о «вопросах местного Значения»; в ст. 6 - о «предметах ведения местного самоуправления» в смысле «вопросов местного значения», об их «ведении»; в ч. 3 ст. 14 - о «компетенции органов местного самоуправления»; в ч. 3 ст. 16 - о «компетенции главы муниципального образования»; в ст. 18 - о «полномочиях депутатов, членов выборных органов»; в ст. 32 - о «компетенции органов местного самоуправления»; в ст. 43 и 46 - о «правах местного самоуправления»; в ст. 50 - о «полномочиях органов местного самоуправления».
По нашему мнению, длительное использование всех названных понятий имеет историческое объяснение. Менялось и меняется их содержание и соотношение между собой. В то же время становится очевидной другая картина. Метод понятийных рядов, используемый в философии и теории права, позволяет, во-первых, найти правильное соотношение понятий по их «весу» и характеру отражения явлений, во-вторых, выделить базовое, ключевое понятие. Таковым для публичного права и является понятие «компетенция», остальные же служат видовыми понятиями, призванными отражать те или иные грани явлений в публично-правовой сфере общества и государства.
Как уже отмечалось, многие разработки в данной сфере представляют собой своего рода микроанализ отдельного носителя, субъекта компетенции. Между тем ее системные характеристики и виды, их взаимосвязи исследованы в меньшей степени. Организация публичной власти в обществе призвана решать стратегические задачи и выполнять общественно-необходимые функции. Ее сужение по уровням дает сложную картину.
Сказанное позволяет в качестве вывода определить компетенцию как:
1) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
2) базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.
3) совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
4) неаддитивная, синергетическая система знаний, умений, навыков и способностей, объединенных ее ключевым системообразующим элементом (конфигуратором) и направленных на решение определенных задач деятельности
1.2. Элементы компетенции
Будучи сложным явлением, компетенция может состоять из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся: а) нормативно установленные цели, б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия, в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.
Установленные цели означают способ длительной нормативной ориентации субъектов права и устойчивую деятельность по достижению этих целей. В широком смысле имеются в виду публичные функции, без выполнения которых общество и государство не могут обеспечить жизнедеятельность и свое существование. Это - политические, экономические, социальные, экологические и международные функции, каждая из которых имеет, естественно, свое историческое «наполнение и измерение». Таково управление государственными делами.
Официальное целеполагание - в разных формах – служит поступательному движению и смене этапов общественного развития и «государственных состояний». Ошибочное определение целей и отступление от них «сбивают» темпы развития и нередко сопровождаются большими социальными потерями[5]. Нарушается ритм и согласованность деятельности всех институтов публичной власти.
Полагаем возможным следующим образом охарактеризовать типичные предметы ведения как первый элемент компетенции:
а) воздействие на развитие сфер государственной и общественной жизни, отраслей экономики, социально-культурного строительства, на ход общественных процессов;