Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления
1.1.Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления
Глава 2. Основные положения компетенции современных специалистов и менеджеров
2. 1. Направления и содержание компетенции современного специалиста или менеджера
2. 2. Структурные составляющие компетенции современного специалиста или менеджера
В иерархии организационных структур управления современный специалист или менеджер организует деятельность, а основные функции управления сконцентрированы и являются должностными обязанностями вышестоящего уровня управления. При этом ответственность за исполнение возложенных должностных обязанностей у руководителей обоих уровней практически одинакова. В то же время на высших руководящих должностях происходит своеобразная концентрация всех компонентов управленческой и руководящей деятельности.
Компетенция современных специалистов или менеджеров является персонифицированной правовой формой управленческой деятельности. Ее объем и содержание определяются и регламентируются в должностных инструкциях. Приведенное определение показывает, что руководство современных специалистов или менеджеров – это правовая форма деятельности, поскольку осуществляется только при вступлении в соответствующую должность.
По нашему мнению, деятельность современных специалистов или менеджеров связана с осуществлением управления, но обладает собственным, отличным от него, содержанием, а именно:
- Деятельность имеет правовую природу, а управление – социальную. Соответственно руководство является производной по отношению к управлению деятельностью, а объем исполняемых управленческих функций современного специалиста или менеджера нормативно закреплен в должностных обязанностях и неодинаков для разных сотрудников.
- Деятельность является правоприменительной деятельностью, выражающейся в соответствующих актах применения (актах-документах, которые уполномочен утверждать современный специалист или менеджер во исполнение норм, и актах-действиях, которые направлены на создание материальных, организационных и иных условий реализации норм).
- Организационно-управленческая деятельность современного специалиста или менеджера всегда должна соответствовать законодательным и иным нормативно-правовым актам. Управленческая деятельность тоже может обладать правовой формой (правовое регулирование), но обычно проявляется через функции управления и его процесс.
- Деятельность современного специалиста или менеджера связана с исполнением должностных обязанностей. А управление является, как правило, деятельностью коллективной, при этом в нем участвуют как непосредственные, так и прямые руководители.
- В основе руководства находится организация работы подчиненных. В основе управленческой деятельности – целеполагание.
В организации деятельности современного специалиста или менеджера ключевой фигурой является, конечно же, руководитель, наделенный соответствующими полномочиями. Эти полномочия (компетенция) позволяют ему гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направлять работу подчиненных, в том числе с применением мер дисциплинарного воздействия, представлять юридическое лицо в иных организациях. В структуре организации функционируют современные специалисты или менеджеры разных уровней управления. В основе их деятельности находятся должностные обязанности, которые закрепляют их компетенцию в решении отдельных вопросов деятельности. Разграничение предмета ведения для современных специалистов или менеджеров разных уровней регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актов.
Порядок осуществления управления у современных специалистов или менеджеров в наиболее общем виде включает в себя:
- распределение обязанностей между специалистами или менеджерами по основным направлениям деятельности;
- осуществление руководства, постановку очередных задач деятельности, в том числе проведение совещаний, инструктажей, отчетов и т.п.;
- организацию работы по всем основным направлениям деятельности, в том числе применение различных форм контроля;
- межотраслевое управление;
- обеспечение взаимодействия с заинтересованными органами, а также обеспечение координации подразделений по вопросам деятельности;
- организацию тылового обеспечения деятельности;
- организацию деятельности аппарата управления, в том числе органов коллегиального управления (коллегий, совещаний руководящего состава, заседаний комиссий);
- контроль за соблюдением исполнительской дисциплины, достоверностью и полнотой учетно-регистрационной работы;
- применение мер поощрения и дисциплинарного взыскания к подчиненным;
- утверждение актов управления (приказов) по вопросам деятельности, в том числе кадровой работы.
В процессе осуществления руководства на современного специалиста или менеджера также возлагается:
- организация работы по отбору кадров,
- помощь новым работникам в профессиональной адаптации,
- организация обучения подчиненных,
- работа с резервом на выдвижение,
- обеспечение надлежащих условий труда и быта,
- нравственное воспитание,
- индивидуальная работа с подчиненными и т.д.
В заключении параграфа необходимо указать на то, что деятельность современных специалистов или менеджеров связана с осуществлением управления, которая обладает собственным, отличным от других, содержанием, а порядок осуществления управления - безусловно осуществляется в нормативно определяемом русле.
2. 2. Структурные составляющие компетенции современного специалиста или менеджера
Помимо вышеназванных управленческих направлений компетенции современного специалиста или менеджера необходимо выделить ряд важных поведенческих линий, которые содержат предельно четкие и понятные определения навыков и умений:
- Точная самооценка. Поведение, отображающее, что человек точно понимает, в чем состоят его сильные и слабые стороны, и способен оценить, каким образом его поступки влияют на действия окружающих.
- Способность к адаптации. Умение эффективно управлять в постоянно изменяющейся среде и решать связанные с этим задачи.
- Способность находить и развивать таланты в своем подразделении. Умение привлекать, развивать и удерживать в секвестре управления талантливых людей; создавать среду, способствующую обучению персонала и осознанию потенциальными лидерами своих возможностей в той или иной сфере.
- Деловая проницательность. Способность понимать и использовать данные различных направлений для точной диагностики сильных и слабых сторон в организации розыскной работы и др. видов деятельности; определение основных вопросов и разработка новых стратегических направлений и планов.
- Стремление к переменам. Постоянный поиск возможностей (и поощрение к этому других) для использования новаторских подходов к решению задач.
- Умение обучать и инструктировать сотрудников. Способность вовремя помочь подчиненным советом, инструкцией и рекомендацией, а также обеспечение обратной связи о результатах их деятельности, что позволяет современным специалистам или менеджерам достичь высокой эффективности труда и добиться точной отчетности.
- Умение общаться и оказывать на влияние людей. Умение четко и кратко выражать свои мысли, чувства и идеи как в индивидуальных, так и в групповых ситуациях; умение пользоваться языковыми средствами и привлекать внимание аудитории.
- Умение общаться с представителями различных культур. Умение проявлять понимание и адаптироваться к различным стилям и нормам общения, принятым в разных культурах; способность минимизировать стресс, возникающий при столкновении представителей разных культур, и использовать такие ситуации как благоприятную возможность для дальнейшего роста и развития организации.
- Умение налаживать стратегические взаимоотношения. Умение использовать нужные стили и методы межличностного общения для влияния на людей и построения эффективных взаимоотношений с иными субъектами для решения общих задач.
- Нацеленность на результат. Стремление устанавливать высокие личные и групповые цели; использование методов, позволяющих отслеживать прогресс на пути к достижению этих целей; методичная и последовательная работа по выполнению поставленных задач, способствующая удовлетворению служащих, как от самого процесса достижения целей, так и от постоянного самосовершенствования.
- Умение распределять и делегировать полномочия. Способность правильно распределять полномочия, позволяющая формировать в сотрудниках чувство хозяина при решении важных вопросов, связанных с деятельностью подразделений, и стимулирующая их расширять свои способности.
- Энергичность. Обладание физическими и умственными способностями, необходимыми для решения сложных задач, связанных с деятельностью современного подразделения.
- Предприимчивость. Умение сформировать свою точку зрения на основные факторы развития оперативной ситуации и донести ее до окружающих; активное использование этой информации для определения возможностей направлений работы и требований вышестоящего органа.
- Умение определить стратегическое направление развития своего подразделения. Способность определить долговременный курс действий и учесть все ограничивающие факторы, касающиеся оперативной обстановки, специфических характеристик своего подразделения и т.д.
- Склонность к руководству. Умение сформировать имидж, согласующийся с основными ценностями, принятыми в системе МВД; умение проявлять качества и черты характера (исключая умственные способности, навыки, умения и какие-либо особые таланты), вызывающие уважение к человеку как к лидеру.
- Умение влиять на окружающих. Умение использовать нужные стили и приемы межличностного общения, позволяющие убедить сотрудников в правильности своих идей и планов; способность изменять свое поведение в зависимости от конкретных задач, ситуаций и личностных характеристик людей, с которыми приходится общаться.
- Стремление учиться. Проявление личного стремления постоянно учиться, а также умение вызвать в других сотрудниках желание к приобретению новых знаний и опыта; постоянная работа по обеспечению возможностей обучения.
- Умение управлять рабочим процессом. Способность эффективно управлять работой подчиненных путем тщательного планирования рабочего времени и правильного определения приоритетов, требований и возможностей.
- Умение мобилизовать ресурсы. Способность управлять персоналом и другими ресурсами в соответствии с целями подразделения; активное участие в процессах совместно принимаемых решений и умение получать доступ к ресурсам, не входящим в сферу основной компетенции.
- Способность принимать решения по ходу производственного процесса. Умение сравнивать и сопоставлять имеющиеся технические возможности; собирать необходимую информацию и определять основные моменты; придерживаться выбранного альтернативного курса, определенного с учетом конкретных данных об имеющихся ресурсах, ограничениях и прочих возможностях подразделения.
- Способность убеждать. Способность оказывать влияние на людей, заставляя согласиться со своей точкой зрения и с определенным направлением действий.
- Позитивный склад характера. Проявление позитивного настроя в сложных и проблемных ситуациях; обеспечение оптимистичного (и в то же время реалистичного) отношения к будущему и к тем благоприятным возможностям, которые оно несет организации.
- Умение распознавать изменения в среде. Широкое понимание и знание того, как работает организация; четкое отслеживание организационных, политических и социальных тенденций.
- Умение доносить свое видение до окружающих и доказывать свою правоту. Способность донести до окружающих суть стратегии организации; формирование четкого видения будущего компании и умение помочь другим людям понять и прочувствовать, насколько нынешняя ситуация изменится к лучшему, если реализовать это видение.
- Умение формировать эффективные команды. Использование нужных методов и стилей межличностного общения для обеспечения развития, мотивации и работы команды в нужном направлении.
- Умение ценить многообразие трудовых ресурсов. Формирование и поддержка среды, по своей природе способствующей тому, что абсолютно все ее участники с полной отдачей сил стремятся к достижению организационных целей.
Проблема развития личности является одной из центральных проблем современного человечества. Она определяется осознанием человеком своих возможностей, проявляемых в конкретных условиях, в том числе экстремальных, связанных с организацией решения порой и креативных задач, принятием ответственности за развитие самого себя, ближайшего окружения, общества. Значимость проблемы качественно усиливается, если мы рассматриваем современного специалиста или менеджера, ответственного как за себя и окружающих, так и за решение проблемы, возложенной на него государством, обществом. Не просто развитый и подготовленный, а нацеленный на дальнейшее духовное, социальное развитие и совершенствование в профессиональной сфере специалист или менеджер может рассчитывать на адаптивную, сравнительно безопасную, относительно комфортную и эффективную деятельность в представленных условиях. В этой связи требования к специалисту или менеджеру обычно раскрывают в разрабатываемых психограммах, в которых отражаются конкретные профессионально значимые качества личности. Они условно объединяются в ряд блоков: мотивационно-нравственные (личностно значимые ценности, мотивы, гражданственность, честность, порядочность и т.п.), профессионально-деловые (профкомпетентность, бдительность, мобилизованность, интеллект, креативность, работоспособность и т.д.) и организаторские (напористость, деловитость, энергичность и т.д.)[13]
Кроме того, необходимо учитывать компенсаторные возможности руководителей. Так, Профессором A.M. Столяренко в структуре личности выделены три важнейшие составляющие: сфера направленности, операциональная и модуляционная сферы[14]
Сфера направленности (иначе ее называют ценностно-мотива-ционной), в силу своей системообразующей роли, в личности определяет избирательность ее активности и отношений, отвечая за то, к чему стремится личность и в какой мере вовлекает свойства других подструктур для успешной реализации психической деятельности. Она включает в себя все побудительные силы личности - ее идеалы, убеждения, жизненные планы, потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, установки. Развитость и сбалансированность по указанным составляющим сферы направленности у руководителя следует рассматривать как мотивационно-смысловую составляющую потенциала его личности. Среди образований данной подструктуры особую роль для успеха в управленческой деятельности играет развитость такой интегральной личностной характеристики, как индивидуальная управленческая концепция.
Операциональная сфера включает элементы, представляющие собой способы и опыт, которыми обладает личность и которые используются ею для достижения целей. В качестве основных компонентов данной подструктуры личности следует рассматривать одновременно ее образовательный и квалификационно-профессиональный опыт (знания, навыки, умения и привычки), интеллектуальные и креативные, эмоционально-волевые, коммуникативные и организаторские способности. Развитость, взаимосвязь и сбалансированное проявление их следует оценить как составляющую потенциала профкомпетентности личности руководителя.
Модуляционная сфера отражает наличие у человека специфических свойств нервной системы и психофизических функций, которые оказывают динамическое, но не содержательное влияние на психические процессы, состояния и свойства личности. В связи с тем что компоненты данной подструктуры предопределяют психофизиологические ресурсы, проявляясь, в частности, в ее работоспособности (выносливости), их следует рассматривать в качестве психодинамической составляющей потенциала личности руководителя.
Все указанные сферы оказываются исключительно важными для жизнедеятельности современного специалиста или менеджера.
В заключении параграфа необходимо определить, что в компетенции современного специалиста или менеджера необходимо выделить ряд важных поведенческих линий - навыки и умения, которые связаны с развитием личности.
Заключение
Предпринятое исследование в соответствии с его целями и задачами позволило, на наш взгляд, предложить решение ряда теоретических и прикладных вопросов теоретического определения места компетенции современных специалистов и менеджеров.
Понятие «компетенция» происходит от латинского соmреtеге - добиваться, соответствовать, подходить. В новейших энциклопедиях определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях.
Выявлены общекомпетбнционные принципы, которые представляют собой:
а) построение отдельной компетенции как части целого;
б) гарантирование самостоятельной компетенции;
в) обеспечение «взаимопереходов» компетенций и их согласованности;
г) регулирование взаимовлияний компетенций.